Контрольная работа по «Теории отраслевых рынков»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 22:44, контрольная работа

Описание работы

Изучение вопросов теории организации фирмы является важной составляющей современной экономической теории, на которой базируются исследования во многих прикладных науках. Кроме того, эти вопросы помогают понять причины и механизмы складывающихся на рынке отношений в рамках микроэкономического анализа. Поэтому тема изучения теории и практики организации фирмы является очень важной и актуальной. Теория фирмы разрабатывается различными науками: экономической теорией (преимущественно в разделе микроэкономической теории), теорией менеджмента (анализ последствий для деятельности фирмы, вытекающие из принятия целей, отличных от максимизации прибыли), поведенческими науками (которые предположение о максимизации чего бы то ни было заменили предположением о поведении на основе принципа достаточности или достижения удовлетворительного уровня).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ФИРМЫ. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ФИРМЫ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 4
1.1. Понятие фирмы и ее функции 4
1.2. Основные концепции фирмы в экономической теории 8
1.2.1. Технологическая концепция фирмы 9
1.2.2. Контрактная концепция фирмы 10
1.2.3. Стратегическая концепция фирмы 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

контр_р теория отраслевых рынков.docx

— 39.20 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение вопросов теории организации фирмы является важной составляющей современной экономической теории, на которой базируются исследования во многих прикладных науках. Кроме того, эти вопросы помогают понять причины и механизмы складывающихся на рынке отношений в рамках микроэкономического анализа. Поэтому тема изучения теории и практики организации фирмы является очень важной и актуальной.  Теория фирмы разрабатывается различными науками: экономической теорией (преимущественно в разделе микроэкономической теории), теорией менеджмента (анализ последствий для деятельности фирмы, вытекающие из принятия целей, отличных от максимизации прибыли), поведенческими науками (которые предположение о максимизации чего бы то ни было заменили предположением о поведении на основе принципа достаточности или достижения удовлетворительного уровня).

Целью данной работы является изучение вопросов концепции фирмы в теории организации. Для достижения этой цели необходимо изучить существующие концепции организации фирмы.

 

1. Понятие фирмы. Основные концепции фирмы в экономической теории

1.1. Понятие фирмы и ее функции

Теория отраслевых рынков тесно связана с теорией фирмы, предоставляя углублённое понимание места и роли фирмы в экономике, а также исследуя альтернативные концепции фирмы и её поведения во внешней среде.

Фирма — это вполне самостоятельный, имеющий юридическую основу, экономический субъект, целью которого является осуществление коммерческой и производственной деятельности для создания общественно необходимых товаров и услуг.1

Слово «фирма» - итальянского происхождения (подпись) и первоначально означало – торговое имя коммерсанта.

Существует несколько определений фирмы:

  1. Фирма - это хозяйственная организация, компания, отдельный предприниматель, пользующиеся правами юридического лица и осуществляющие цели получения доходов и прибыли.
  2. Фирма представляет собой важнейший экономический институт, наиболее эффективную форму организации функционирования экономических агентов, выдвинутую рыночной экономикой.

Особенность современной фирмы – многопрофильность производства, что делает фирму более устойчивой в период экономических спадов, например, позволяет перекрыть доходами от производства одних товаров и услуг убытки от других видов в случае неблагоприятной конъюнктуры.

Виды деятельности фирмы могут быть не связаны между собой (производственная, торговая, финансовая), а производство продукции разнообразно.

Многопрофильная фирма выгодна тем, что она может совмещать производство товаров, находящихся на разных стадиях производственного цикла и требующих различных инвестиций.

Диверсификация капитала – образование многопрофильного производства и рассредоточение капитала фирмы по ряду отраслей.2

Критерии классификации фирм:

  • ассортимент выпускаемой продукции;
  • сферы приложения капитала;
  • формы собственности на капитал (кто владеет фирмой);
  • концентрация капитала (какова величина фирмы).

Понятие фирмы и предприятия не являются равнозначными: фирма – это диверсифицированное производство, предприятие – производственная организация, осуществляющая с технологической точки зрения достаточно однородную деятельность (выпуск товаров, оказание услуг).

Большинство современных предприятий входит, как правило, в состав тех или иных фирм. В случаях, когда фирма имеет только одно предприятие, понятие фирмы и предприятия совпадают.

Фирмы делятся на мелкие, средние, крупные (по концентрации производства). Нормативы для отнесения фирм к той или иной категории в различных странах различны.

Классификация предприятий по числу занятых:

  • малое предприятие – 1-49 чел.;
  • среднее предприятие – 50-499 чел.;
  • крупное предприятие – свыше 500 чел.

В России количество предприятий малых и средних – больше 900 тыс. с количеством занятых порядка 15 млн. чел.; 45% малых предприятий функционирует в торговле.

Отраслевые особенности внутренней кооперации, основанной на разделении труда внутри процесса производства, предопределяют многообразие предприятий.

По типам организационных структур и управления выделяют:3

  • однозаводское предприятие;
  • многозаводское предприятие;
  • объединение предприятий.

Объединение предприятий происходит на основе различных типов слияния:

  • горизонтальных – способ концентрации производства путем слияния родственных предприятий;
  • вертикальных – объединение звеньев технологической цепочки от добычи сырья до сбыта готовой продукции под одним контролем;
  • конгломератных – объединение предприятий различной отраслевой принадлежности, совершенно не связанных между собой.

Следует выделить отличительные характеристики фирмы по сравнению с другими хозяйствующими субъектами:

  1. Фирма - это крупная, организационно оформленная единица.
  2. Фирма является самостоятельным юридически независимым агентом рыночной экономики.
  3. Фирма выполняет особую функцию: покупает ресурсы с целью производства товаров и услуг, т.е. является инструментом распределения ресурсов в экономике между альтернативными возможностями их использования.
  4. Существование и рост фирмы обеспечивается за счет разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками - прибыли; прибыль всегда присутствует в деятельности фирмы - либо как главная цель, либо как один из критериев поведения.

Для выживания в условиях неопределенности внешней среды фирмой разрабатываются долгосрочные стратегии развития и соответствующие программы для их реализации.

При формировании и реализации своей стратегии фирма:

  • принимает во внимание поведение других экономических агентов и в первую очередь своих конкурентов;
  • активно воздействует на спрос, формируя потребительские предпочтения;
  • активно воздействует на правительство, добиваясь желаемого уровня налогообложения, таможенных пошлин, квот, субсидий, антимонопольного законодательства;
  • становится активным участником формирования отраслевой политики государства.

Эффективность функционирования фирмы оценивается определенными показателями ее деятельности. К ним относятся: выбор продукта (качество и количество), цена товара, реклама, расходы на НИОКР, инвестиции, слияния и поглощения.

Фирма как самостоятельный экономический субъект реализует ряд важных функций:

  1. Производственная функция подразумевает способность фирмы организовать производство по изготовлению товаров и услуг.
  2. Коммерческая функция обеспечивает материально-техническое снабжение, сбыт готовой продукции, а также маркетинг и рекламу.
  3. Финансовая функция: привлечение инвестиций и получение кредитов, расчеты внутри фирмы и с партнерами, выпуск ценных бумаг, уплата налогов.
  4. Счетная функция: составление бизнес-плана, балансов и смет, проведение инвентаризации и отчетов в органы государственной статистики и налогов.
  5. Административная функция – функция управления, включающая организацию, планирование и контроль над деятельностью в целом.
  6. Правовая функция осуществляется через соблюдение законов, норм и стандартов, а также через выполнение мер по охране факторов производства.4

 

1.2. Основные концепции фирмы в экономической теории

Теория фирмы, прежде всего, содержит два основных подхода, посредством которых познаются процесс ее возникновения, суть, а также законы и принципы функционирования.

Технологический подход (или функциональный). Его суть заключена в том, что всегда можно найти ту производственную функцию, которая характеризует наибольший объем выпуска при абсолютно различных альтернативных сочетаниях факторов производства и уровне технологического развития на определенный момент времени. При понимании данного подхода возникает проблема определения наиболее оптимального размера фирмы и ее масштаба производства. Оказывается, что наиболее эффективен тот вариант, который не вызывает резкого роста переменных издержек, которые зависят от объема выпуска. Другими словами, положительный эффект экономии на масштабе производства должен полностью расходоваться. Например, для завода – производителя деталей авиастроения он будет исчерпан, если мощности станков будут полностью использованы, а покупка нового оборудования невозможна без строительства или аренды новых производственных помещений Однако технологический подход не способен объяснить, откуда берется производство, как организуется, и каков его механизм и из чего состоит. Вследствие этого возникла необходимость в создании нового подхода, который смог бы решить все вопросы функционирования фирмы.

2. Институциональный  подход занимается вовсе не исследованием процесса стремления фирмы к максимизации получаемой прибыли. Данный подход позволяет объяснить сам принцип возникновения фирмы как экономического субъекта, ее функционирования и в конечном счете – уход с рынка. Можно, конечно, предположить, что экономика способна стабильно развиваться и без фирм, когда все экономические субъекты самостоятельно занимаются производством, осуществляют обмен и сбыт. Но, как известно, все ресурсы, факторы производства и оборотные фонды рассредоточены в экономической среде. Такое производство, по сути, напоминает натуральную форму хозяйствования, поскольку каждому экономическому субъекту в отдельности необходимо вести длительные переговоры по поводу соединения всех факторных ресурсов в единое производство. Все это вызывает рост транзакционных издержек, и процесс производства становится слишком длительным и дорогостоящим. Таким образом, преимущество фирмы заключается в том, что она сочетает в себе все необходимые факторы производства. Кроме того, соединяя их в единое производство, она изготавливает товары и услуги непосредственно на одном предприятии, что значительно упрощает и процесс производства, и процесс поставки готового товара на рынок, снижает издержки функционирования. Можно сказать, что фирма – это наиболее приемлемый и эффективный экономический субъект.

1.2.1. Технологическая концепция фирмы 

Так как роль фирм в экономике состоит в производстве товаров и услуг, технологический подход к фирме является одним из центральных в теории рынков.  Согласно этому подходу, фирма рассматривается как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено технологическими особенностями производства. Минимальные издержки на единицу продукции обеспечиваются при выпуске, называемом минимально эффективным выпуском (МЭВ) для данной отрасли. Зависимость издержек от выпуска определяет технологическую границу фирмы, горизонтальную и вертикальную границы роста фирмы.  Горизонтальная граница понимается в двояком смысле: как объем выпуска одного продукта (пределы роста однопродуктовой фирмы) и как товарное многообразие в рамках одной фирмы (пределы диверсификации производства).  5

Горизонтальный размер фирмы определяется положительным эффектом масштаба, то есть субаддитивностью издержек: издержки являются субаддитивными, если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм.  Понятие субаддитивности издержек в рамках технологического подхода к фирме позволяет ответить на вопрос, почему экономика в целом и даже зачастую одна отрасль не может представлять собой одну-единственную фирму. Рост издержек на единицу выпуска при увеличении масштабов производства формирует технологическую границу фирмы. Преодоление тенденции роста средних издержек в рамках одной и то же фирмы возможно с помощью выделения внутри фирмы нескольких относительно независимых подразделений, которые действовали бы как квазифирмы, то есть путем изменения внутренней организации фирмы.  Субаддитивность издержек определяет также и вертикальные размеры фирмы: выбор фирмы между покупкой на рынке или производством внутри фирмы продуктов последовательных стадий переработки. Товары будут производиться внутри фирмы (фирма станет вертикально интегрированной), если издержки их совокупного производства меньше, чем при их покупке.

Соответственно, уменьшение субаддитивности издержек способствует приостановлению вертикальной экспансии фирмы, ограничивает ее вертикальный рост.  Таким образом, технологический подход к анализу фирмы позволяет выявить производственные ограничения распространения фирмы вширь и вглубь, установить естественные границы ее размеров, определить технические условия эффективности ее функционирования.           

1.2.2. Контрактная концепция фирмы 

Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются формальными договорами - контрактами. Но даже если отношения не регулируются формальным договором, существуют свои правила поведения между работниками фирмы, работниками и управляющими, между поставщиками и потребителями продукции. Эти правила поведения могут рассматриваться в качестве неформальных контрактов, так как они достаточно стабильны на протяжении длительных периодов времени, а их нарушение вызывает формальные или неформальные санкции прочих участников.  Фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних, контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения. Это трансакционные издержки (от слова «трансакция» - сделка, операция, контракт) и издержки контроля.   Трансакционные издержки - это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов, в противоположность затратам, связанным с внутренними контрактами - издержками контроля.  Трансакционными издержками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта.  Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов.  Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов.  Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних контрактов. Фирма может купить продукт или услугу на рынке посредством заключения соответствующего соглашения с другим, внешним, контрагентом, но фирма может произвести товар сама, используя внутренние контракты с работниками. Выбор между внешними и внутренними контрактами зависит от соотношения издержек их использования. Чем выше трансакционные издержки по сравнению с издержками контроля, тем выше вероятность того, что товар будет производиться фирмой, а не рынком.  Трансакционные издержки особенно высоки по сравнению с издержками контроля в таких ситуациях, когда существуют возможности и стимулы для оппортунистического поведения:  • производство уникального товара;  • динамический рынок с неопределенным спросом и непредсказуемым  движением цен;  • асимметрия информации на рынке.  Фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек - трансакционными издержками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу, ее максимальный размер.

Информация о работе Контрольная работа по «Теории отраслевых рынков»