Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:07, курсовая работа
Деловая этика – совокупность моральных принципов и норм предпринимательской деятельности. Внимание к этим вопросам может показаться преждевременным при наличии множества иных проблем, рисков и непредсказуемости, с которыми приходится сталкиваться при ведении бизнеса в России. Что заставляет все большее число российских компаний внедрять деловую этику в практику деятельности своих компаний?
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Деловая этика и ее элементы…………………..………………………………4
1.1 Предпринимательская деятельность…………………………………………4
1.2 Исторические и национальные аспекты в культуре предпринимательства..7
1.3 Сущность культуры предпринимательства………………………………..10
1.4 Культура предпринимательских организаций…………………………….13
1.5 Сущность предпринимательской тайны…………………………………….15
2.Деловое взаимодействие и пути повышения продуктивности деловых контактов………………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………..……51
Список использованных источников и литературы……………………………54
Приложение………………………………………………………………56
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Деловая этика и
ее элементы…………………..…………………………
1.1 Предпринимательская
1.2 Исторические и национальные
аспекты в культуре
1.3 Сущность культуры
1.4 Культура предпринимательских организаций…………………………….13
1.5 Сущность предпринимательской тайны…………………………………….15
2.Деловое взаимодействие и пути повышения
продуктивности деловых контактов………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………………54
Приложение……………………………………………………
Введение
Деловая этика – совокупность моральных принципов и норм предпринимательской деятельности. Внимание к этим вопросам может показаться преждевременным при наличии множества иных проблем, рисков и непредсказуемости, с которыми приходится сталкиваться при ведении бизнеса в России. Что заставляет все большее число российских компаний внедрять деловую этику в практику деятельности своих компаний?
В ущерб ускорению развития бизнеса российские компании вынужденно расходуют значительные ресурсы на защиту от криминальных вымогателей и недобросовестных конкурентов, на вынужденное «кормление» государственной и деловой коррупции-подкупа, на дополнительные проверки качества работ и посильное контролирование партнеров по бизнесу и своих собственных сотрудников. Здравомыслящие российские предприниматели откровенно устали от «игры без правил» и поэтому коллегиально склоняются к «цивилизованному бизнесу», основанному на международных и лучших российских стандартах деловой этики.
Иностранные предприниматели и инвесторы, приходящие на российский рынок, также бывают откровенно обескуражены неэтичным и даже криминальным поведением конкурирующих участников бизнеса. Вне России наиболее известны её проблемы бюрократизации, коррупции, связей бизнеса с мафией, вымогательства, похищения предпринимателей или даже убийства как способа устранения конкурентов. Ясно, что такой инвестиционный климат – неприемлем для иностранного капитала в силу запредельных рисков и угрозы даже физическому благополучию предпринимателей.
Таким образом, деловая этика для современной России – основополагающие «правила игры» в бизнесе, без которых он остается проблемным, рисковым и непредсказуемым. Поэтому здесь ширится осознание выгоды соблюдения принципов деловой этики – порядочность, надежность и честность в деловых отношениях становятся вровень с иными экономическими категориями бизнеса.
Особенно остро деловая
этика необходима в корпоративном управлении
– как существенный фактор регулирования
сложной системы отношений между акционерами,
советом директоров, менеджерами, сотрудниками
компании и иными заинтересованными сторонами
корпорации: поставщиками товаров и услуг,
дистрибьюторами, продавцами, конечными
потребителями, местным населением и органами
власти.
1. Деловая этика и ее элементы
1.1 Этика предпринимательской деятельности
Предпринимательская этика
- одна из сложных проблем формирования
культуры цивилизованного предпринимател
Предпринимательская деятельность, как и любая экономическая, хозяйственная, профессиональная деятельность дееспособных граждан, имеет правовые и этические критерии, нормы, правила поведения, отступление от которых грозит субъектам предпринимательской деятельности негативными последствиями. Правовые нормы поведения предпринимателей и организаций устанавливаются законами и нормативными актами, невыполнение которых грозит серьезными мерами наказания, вплоть до банкротства и лишения свободы. Поэтому очень важным условием развития цивилизованного предпринимательства является не только принятие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, но и формирование правовой культуры.
Этические нормы в
предпринимательстве
На формировании предпринимательской
этики сказываются формы
Этические проблемы предпринимателей
постоянно возникают и
Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:
• правила представления и знакомства;
• правила проведения деловых контактов;
• правила поведения на переговорах;
• требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;
• требования к речи;
• культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной частью предпринимательской этики.
Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.
Деловой этикет представляет специфическую культуру деловых отношений. Включает в себя сложившиеся правила и обычаи поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональностью и полезностью вложенного в них содержания. Деловой этикет - это азы предпринимательства, и если деловой человек не освоил их, то, как правило, его дело основывается на “дурных инстинктах”: обмануть, урвать, словчить, слукавить. Серьезный предприниматель, скорее, понесет убыток, нежели нарушит деловой этикет, нормы предпринимательской этики. После убытка всегда можно добиться прибыли, но после потери репутации восстановить ее удается не всегда. Таким образом, деловой этикет - это совокупность правил, принципов и конкретных форм делового общения. Среди них, в частности, можно выделить манеры поведения (правила представления и знакомства), требования к внешнему облику (стиль одежды), культура речи, искусство и манеры ведения переговоров и торгов. Значительны предъявляемые требования к культуре служебных документов (оформление деловых бумаг, писем), телефонных переговоров, проведения презентаций и т. д. В этикете высоко ценятся внимательность и уважительность, умение слушать, оказать услугу нуждающемуся в ней. Умение управлять своими отрицательными эмоциями свидетельствует о воспитанности и хороших манерах. Поэтому лучшее средство победить в себе и других раздражение и недовольство - это человеческая улыбка. В деловом этикете можно выделить еще служебный этикет, определяющий поведение внутри фирмы и отношения с партнерами (субординация, исполнительность, требовательность, тактичность, деликатность, вежливость поведения).
1.2 Исторические и национальные аспекты в культуре предпринимательства
В ходе исторической эволюции складывались различные типы хозяйственной структуры - в зависимости от типа социальности, духовных, религиозно-культурных параметров конкретной цивилизации. Поэтому специалистами выделяются добуржуазный (или традиционный), буржуазный, различные переходные и постиндустриальный типы хозяйственное культуры. А они, в свою очередь, включают всевозможные национальные (этнические) цивилизационные формы.
Традиционная культура в основных своих параметрах присущая всем добуржуазным обществам, основывается на межличностных отношениях, а вся экономическая деятельность ориентируется на непосредственное потребление. Особенностью буржуазного производства было его отделение от непосредственного потребления, и предприниматель занимался своим делом не для удовлетворения своих или чьих-либо потребностей, а для получения прибыли. Причем прибыль не потребляется, а снова вкладывается в производство. Базовыми и всеобщими ценностями предпринимательской культуры эпохи капитализма становятся практицизм и рациональность, бережливость и трудолюбие. Переходные формы хозяйственной культуры включают как традиционные формы и ориентации, так и заимствованные. К ним можно отнеси культуры стран “третьего мира”, культуру социалистического хозяйствования (опыт СССР, других социалистических стран, Китая). Специфике постиндустриальной культуры определяется, прежде всего, прогрессом науки и техники, внедрением новых технологий не только в производство, но и другие сферы жизни людей. Акцент делается на индивидуальном поведении предпринимателя, развитие творческих начал. Меняется и мотивация деятельности - от способа зарабатывания денег до формы самовыражения личности, признания не только в бизнесе, но и в политическом общественной деятельности, науках, искусстве и т. д.
Для современной западной предпринимательской культуры отличительными характеристиками остаются четко выверенная рациональность ориентация на получение прибыли и базовые ценности индивидуализма. Личная инициатива в сочетании индивидуальной свободы и персональной ответственности лежит в основе поведения современного предпринимателя. Естественен и высокий уровень профессиональной подготовки с хорошим знанием не только непосредственного объекта воздействия, но и компетентности в других, смежных с предпринимательством, областях деятельности.
Для американской предпринимательской культуры характерны оперативность и конструктивизм, ориентация на прибыль при надежной обоснованности проектов, склонность к оригинальным нестандартным управленческим решениям. При этом культура характеризуется открытостью и пренебрежением к традициям. Большое значение имеет письменный контракт, а противоречия разрешаются после обращения к юристам. Государство имеет ограниченное, строго определенное законом влияние на деловой мир. А рост государственного вмешательства, даже когда оно диктуется экономической или политической необходимостью, в США рассматривается как подрыв базовых ценностей индивидуализма и разделения сфер ответственности.
Европейская предпринимательская культура, наоборот, характеризуется привязанностью к традициям. Многие фирмы, как и предпринимательские династии, имеют многолетнюю историю, чтут ее и следуют сложившимся традициям и нормам. При безусловном приоритете деловых качеств здесь также важны и личные достоинства человека, его репутация культурный уровень. Круг деловой элиты ограничен, и входить в него лучше всего через рекомендации посредников. В Англии, Франции и других европейских странах прослойка предпринимателей достаточно узка, профессия часто переходит из поколения в поколение, поэтому уровень профессиональной, культурной, а также психологической подготовки очень высокий.
Важнейшей особенностью японской культуры предпринимательства является ее ориентация на стабильность и минимизацию риска, поэтому у японских компаний более низкий, чем у американских, уровень текущей прибыли. Стабильность поддерживается с помощью активного влияния государственных и административных структур на деловую жизнь. Традиционно высока у японцев роль государства как носителя и гаранта высших общенациональных интересов.
Обсуждение и принятие управленческих решений носит коллективный характер, со многими консультациями и согласованиями. Однако практическая реализация решений происходит очень быстро, поскольку каждый исполнитель к нему подготовлен и знает свои конкретные задачи. Ответственность за выполнение не носит четко определенных персональных границ.
Большое значение имеют неформальные контакты. Однако присущее японской культуре чувство иерархии и места в обществе приводит к приданию большого значения статуса партнеров. Письменный контракт имеет лишь общее, предварительное значение как инструмент для налаживания деловых отношений.
Культура российского
предпринимательства имеет
В начале XX в. деловая элита России была немногочисленной, но высокопрофессиональной и европейски образованной. К ней относились 4,5-5 тыс. руководителей 1500 акционерных и крупных частновладельческих компаний, насчитывалось около 150 объединений предпринимателей.