Корпоративная этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Деловая этика – совокупность моральных принципов и норм предпринимательской деятельности. Внимание к этим вопросам может показаться преждевременным при наличии множества иных проблем, рисков и непредсказуемости, с которыми приходится сталкиваться при ведении бизнеса в России. Что заставляет все большее число российских компаний внедрять деловую этику в практику деятельности своих компаний?

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Деловая этика и ее элементы…………………..………………………………4
1.1 Предпринимательская деятельность…………………………………………4
1.2 Исторические и национальные аспекты в культуре предпринимательства..7
1.3 Сущность культуры предпринимательства………………………………..10
1.4 Культура предпринимательских организаций…………………………….13
1.5 Сущность предпринимательской тайны…………………………………….15
2.Деловое взаимодействие и пути повышения продуктивности деловых контактов………………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………..……51
Список использованных источников и литературы……………………………54
Приложение………………………………………………………………56

Файлы: 1 файл

курсач менеджмент.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

Правомерность такого заключения решительно опровергается данными  экономического роста страны и растущим авторитетом российских компаний как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Вместе с тем, нельзя не согласиться, что некоторые основания  для подобного рода скепсиса присутствуют. Для того чтобы правила игры в  российском деловом сообществе основывались на представлениях об этике, целесообразно понять, что послужило причиной того, что сегодня бизнес не всегда действует в соответствии с общественными представлениями о нравственности и справедливости.

На Западе развитию капитализма предшествовала "революция ценностей", которую блестяще описал Макс Вебер. Он справедливо обосновывал мысль, что европейский капитализм обязан своим происхождением религиозно-этическому комплексу, который обеспечивал воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчетливость (назвав совокупность таких предписаний "мирским аскетизмом"), без которых практически была не возможна успешная предпринимательская деятельность.

Развитие этических  норм бизнеса в России имеет свои особенности, что объясняется спецификой исторического пути, пройденного нашим государством. Особенность России состояла в том, что тот общий путь развития, который для других стран облегчался интенсивным обменом традиций, она часто проходила в одиночку.

Россия XIX – начала XX вв. уже характеризуется набором традиций, позволяющих ей встать на один уровень с ведущими странами мира. Мировую известность получили имена Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, Путилова, Алексеева, Чижова и др. В это время в России существовал механизм, позволяющий «отсекать» от предпринимательства тех, кто не стремился соблюдать принятые во всем мире морально-этические нормы.

В каждом городе действовало  купеческое общество, имевшее право  рекомендовать или не рекомендовать  предпринимателя в купеческую гильдию. Это право надо было заслужить добросовестностью и личной честностью. Каждый вступавший в гильдию объявлял свой капитал, что значительно упрощало работу налоговой государственной службы.    

Существовал Совестный  суд, который навсегда мог лишить купца фактического права заниматься предпринимательской деятельностью. Благодаря этому вырабатывались, прочно входили в обиход такие понятия и правила, как «слово-вексель», «не оскудеет рука дающего», «торгуй правдою, больше барыша будет» и др. Создавались «товарищества на вере», которые объединяли людей без всяких учредительских договоров, одним только купеческим словом.

В нашей стране в период социализма, строго говоря, об этике  бизнеса речь вообще не могла идти, поскольку бизнес – это предпринимательская деятельность, т.е. «дело, занятие, являющееся «источником наживы» (Советский энциклопедический словарь, 1987, с.138). Занятие бизнесом преследовалось и влекло за собой наказание, вплоть до смертной казни.

Если деловая этика  в дореволюционной России опиралась на этические нормы православного христианства, то основой деловой этики социализма, безусловно, служила марксистская этика.

Обосновывая относительную  самостоятельность морали как формы  общественного сознания, она утверждала классовый характер нравственных требований и норм. Отсюда в трудовых отношениях общественное всегда превалировало над личным, дисциплина – над инициативой и т.д. При этом этика предпринимательства, основанная на православных устоях и духовности воспитания, будучи поставлена вне закона, оказалась утраченной.

В настоящее время  деловое сообщество России должно активно  возрождать утраченные этические традиции. Крупнейшие бизнес-объединения уже  взяли на себя роль социальных институтов, устанавливающих этические правила  предпринимательской деятельности.

Инициатором этого процесса выступил Российский союз промышленников и предпринимателей.

В 90-х годах скандалы, связанные с деятельностью рейдеров, захватом собственности, товарных знаков и незаконным использованием объектов интеллектуальной собственности сделались едва ли не визитной карточкой российского бизнеса.

В этих условиях руководство  РСПП сочло необходимым выработать свод этических правил, которые должны были стать регуляторами поведения  субъектов хозяйственной деятельности. Осенью 2002 года РСПП принял Хартию корпоративной и деловой этики, основу которой составили восемь этических императивов:

1.  Вести предпринимательскую  деятельность, основываясь на принципах  добропорядочности и справедливости, честности во взаимоотношениях со своими партнерами и конкурентами.

2. Способствовать укреплению  основ института собственности,  не предпринимать действий, направленных  на подрыв его принципов.

3.  Руководствоваться  реальным смыслом законов, избегать  применения различных толкований, не соответствующих духу законодательных актов, не использовать формальные процедуры для достижения целей, не совместимых с нормами корпоративной этики.

4. Отказываться от  совершения действий, направленных  на усиление социальной напряженности  в обществе.

5. Не оказывать незаконного влияния на решения судебных, правоохранительных или иных официальных органов для достижения своих корпоративных целей.

6. С уважением относиться  к своим конкурентам, не прибегать  к незаконным формам борьбы, использовать  только корректные методы, соответствующие корпоративной этике.

7. Заботиться о поддержании,  как собственной деловой репутации,  так и репутации российского  бизнеса в целом, избегать участия  в распространении напрямую либо  через третьих лиц заведомо  ложной и непроверенной информации.

8. В ситуации конфликта  интересов добиваться разрешения  споров путем переговоров, использовать  механизмы внесудебного разрешения  споров.

Для того, чтобы обеспечить соблюдение этих принципов на практике была учреждена Комиссия по корпоративной этике при РСПП.

Задача Комиссии состоит  в том, чтобы рассматривать конфликтные  ситуации, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности с точки зрения соблюдения ими  принципов корпоративной и деловой  этики, которые сформулированы в  Хартии.

Инициативы РСПП были поддержаны другими крупными объединениями  бизнес-сообщества – «ОПОРОЙ России»  и «Деловой Россией». Весной 2003 года эти организации присоединились к Хартии корпоративной и деловой  этики и приняли участие в  деятельности Комиссии по этике при РСПП, которая получила статус «объединённой».

В Объединённую комиссию по корпоративной этике при РСПП может обратиться любое физическое или юридическое лицо вне зависимости  от членства в РСПП, «Деловой России», «ОПОРЕ РОССИИ».

При обращении в Комиссию инициирующая сторона составляет претензию, в которой указывает информацию о допущенных нарушениях  принципов корпоративной этики. Лицо, допустившее, по мнению инициирующей стороны, нарушение корпоративной этики, приглашается Комиссией для участия в рассмотрении претензии.

Для рассмотрения поступившей  претензии Комиссией формируется  «панель арбитров» - орган, состоящий  из трёх арбитров Комиссии. Двое арбитров выбираются соответственно инициирующей стороной и ответчиком. Далее, арбитры, избранные сторонами, определяют третьего арбитра, который становится председателем панели арбитров.

В случае отказа ответчика  участвовать в рассмотрении претензии, Комитет арбитров Комиссии принимает  решение о возможности дальнейшего  рассмотрения претензии с учётом отказа ответчика от участия в её рассмотрении. При положительном решении данного вопроса Комитетом арбитров второй арбитр назначается председателем Комиссии.

Инициирующая сторона  и ответчик вправе лично или через  своих представителей участвовать  в рассмотрении претензии, делать заявления и представлять доказательства.

По результатам рассмотрения претензии панель арбитров принимает  решение, в котором должны содержаться  рекомендации по устранению нарушений  принципов корпоративной этики.

Неисполнение предложенных Комиссией рекомендаций влечёт применение мер общественного воздействия, форма которых определяется Комитетом арбитров Комиссии:

-  вынесение виновной  стороне общественного порицания;

-  рекомендация об  исключении виновной стороны  из РСПП, «Деловой России», «ОПОРЫ РОССИИ»;

-  внесение виновной  стороны в список неблагонадёжных  корпоративных партнёров.

Информация о применении к стороне, виновной в нарушении  принципов корпоративной этики, мер общественного воздействия  публикуется Комиссией в ведущих  деловых изданиях.

Практика деятельности Комиссии показала, что в большинстве  случаев существует возможность  примирения сторон, участвующих в  споре. Поэтому до рассмотрения непосредственно  этической стороны действий участников конфликта Комиссией назначался арбитр, который фактически выполнял функции посредника: проводил консультации с представителями сторон, оценивал возможность достижения компромисса и оказывал сторонам содействие в определении условий мирового соглашения.

В ряде случаев проводимая арбитром примирительная процедура приносила положительный результат, и Комиссия, вместо определения виновной стороны, прекращала рассмотрение претензии в связи с  урегулированием спора.

С учетом данных обстоятельств, в 2006 году РСПП принял решение о создании системы органов альтернативного разрешения споров, осуществляющих, помимо рассмотрения споров этического характера, также третейское разбирательство (рассмотрение правовых споров) и медиацию (посредничество).     

Все указанные процедуры  рассматриваются РСПП как самостоятельные направления, поэтому для каждого из них создан специальный орган:

· Объединённая комиссия по корпоративной этике при РСПП  (председатель комиссии – А.Л.Костин - Президент ОАО «Внешторгбанк»);

· Объединённая служба медиации (посредничества) при РСПП  (руководитель службы – Е.В.Семеняко - Президент Федеральной палаты адвокатов РФ);

 

· Третейский суд по разрешению корпоративных споров при РСПП  (председатель суда – М.Ю.Барщевский - представитель Правительства РФ в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ). 

Развитие российским деловым сообществом институтов саморегулирования, в том числе  процедур альтернативного разрешения экономических споров способно снизить  накал конкурентной борьбы и придать  этому процессу цивилизованные формы.

Способность вести диалог с оппонентом, воспринимать его аргументы  и идти на взаимные уступки, по мнению РСПП, также является идеологией этичного поведения в бизнес-сообществе.

РСПП считает крайне важным внедрение и популяризацию  этических принципов как основы отношений в предпринимательской среде, прежде всего на основе общепризнанных мировых стандартов.




Информация о работе Корпоративная этика