Корпоративная этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Деловая этика – совокупность моральных принципов и норм предпринимательской деятельности. Внимание к этим вопросам может показаться преждевременным при наличии множества иных проблем, рисков и непредсказуемости, с которыми приходится сталкиваться при ведении бизнеса в России. Что заставляет все большее число российских компаний внедрять деловую этику в практику деятельности своих компаний?

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Деловая этика и ее элементы…………………..………………………………4
1.1 Предпринимательская деятельность…………………………………………4
1.2 Исторические и национальные аспекты в культуре предпринимательства..7
1.3 Сущность культуры предпринимательства………………………………..10
1.4 Культура предпринимательских организаций…………………………….13
1.5 Сущность предпринимательской тайны…………………………………….15
2.Деловое взаимодействие и пути повышения продуктивности деловых контактов………………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………..……51
Список использованных источников и литературы……………………………54
Приложение………………………………………………………………56

Файлы: 1 файл

курсач менеджмент.doc

— 292.00 Кб (Скачать файл)

В 1912 г. на своем съезде российские предприниматели выработали своего рода профессиональный моральный кодекс. Он состоит из семи принципов ведения дел в России:

1. Уважай власть. Власть - необходимое условие для эффективного  ведения дела. Во всем должен  быть порядок. В связи с этим  проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти.

2. Будь честен и  правдив. Честность и правдивость  - фундамент предпринимательства,  предпосылка здоровой прибыли  и гармоничных отношений в  делах. Российский предприниматель  должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости.

3. Уважай права частной  собственности. Свободное предпринимательство  - основа благополучия государства.  Российский предприниматель должен  в поте лица своего трудиться  на благо своего Отечества.  Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

4. Люби и уважай  человека. Любовь и уважение к  человеку труда со стороны  предпринимателей порождает ответную  любовь и уважение. В таких  условиях возникает гармония  интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

5. Будь верен своему  слову. Деловой человек должен  быть верен своему слову. Единожды  солгавшему, кто поверит? Успех  в деле во многом зависит  от того, в какой степени окружающие доверяют тебе.

6. Живи по средствам.  Не зарывайся. Выбирай дело  по плечу. Всегда оценивай свои  возможности. Действуй сообразно  своим средствам. 

7. Будь целеустремленным. Всегда имей перед собой ясную  цель. Предпринимателю такая цель нужна, как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение двум господам, Богу и Мамоне, противоестественно.

1.3 Сущность культуры предпринимательства

Общепризнано, что одним  из неотъемлемых элементов организации  предпринимательской деятельности является культура предпринимательства. Что же она представляет как экономическая категория и атрибут деловой активности?

Вопрос о предпринимательской  культуре затрагивает много аспектов экономической, хозяйственной деятельности людей, которые определяется не только их участием в процессах материального производства, конкретными потребностями и путями их достижения, престижным имущественным статусом. Но важными всегда были и социальный статус человека, его место и роль в общественной жизни, отношения с другими людьми (и не только с деловыми партнерами), понятиями добра и зла, другими жизненными представлениями о духовных и моральных ценностях предназначения своей профессиональной деятельности.

Понятие культуры многогранно  и исследуется представителями  разных наук с различных позиций. По мнению авторитетных специалистов, существует более ста определений культуры, которые раскрывают разные стороны этого понятия с позиций разных познавательных задач. Феномен культуры проявляется в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и, прежде всего в экономической деятельности людей. И мы и пытаемся рассмотреть отношения культуры через призму основной сферы жизнедеятельности людей - их хозяйственной, экономической деятельности.

Культура предпринимательства  основывается на общих понятиях культуры в целом и неразрывно с ней связана.

В общечеловеческом понимании  культура - это высокий уровень  чего-нибудь, высокое развитие, умение. И в предпринимательской деятельности можно проявить многие человеческие качества в полной мере, раскрыть свои способности, самореализоваться, испытывать удовлетворение от своей деятельности. Культура предпринимательства является частью хозяйственной культуры, которая определяется характером и динамикой материального производства. В то же время она сама определяет его и задает векторы развития.

Культура предпринимательства  представляет определенную, сложившуюся  совокупность принципов, методов и  приемов осуществления предпринимательской  деятельности хозяйствующими субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами, обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.

К важнейшим элементам  предпринимательской культуры следует  отнести, во-первых, экономическую свободу реализации деловой активности гражданами или их объединениями. Однако свобода не означает вседозволенности для отдельных предпринимателей в ущерб другим субъектам рыночной экономики и общества в целом. И государство устанавливает определенные преграды, законные рамки для ограничения своеволия через различные меры и формы ответственности за нарушения предпринимателями правовых норм регулирования коммерческой деятельности. Следовательно, вторым базовым элементом культуры предпринимательства вполне логично является законность осуществления предпринимательской деятельности всеми ее субъектами. В том числе в этом заинтересованы не только сами предприниматели, но и граждане страны, получающие качественную продукцию по приемлемым ценам с реализацией реального права выбора нужного и приемлемого по всем параметрам производителя.

Следующим важным элементом  является строгое выполнение обязательств и обязанностей. Оно вытекает из правовых норм и актов, договорных отношений  и совершаемых законных (легитимных) сделок, обычаев делового оборота. Конкретное проявление этих отношений проявляется в нанесении не только имущественного и морального вреда (ущерба) деловым партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. В продолжение приведенного тезиса можно утверждать, что предприниматель должен не только профессионально, но и честно вести свое дело, добропорядочно относиться к людям: потребителям, партнерам, государству.

Важными элементами предпринимательской  культуры также являются соблюдение общих этических норм поведения (профессиональная этика, моральные и нравственные устои и ценности, степень притязаний и др.), имидж предпринимателя (фирмы), деловой этикет и правила делового общения (культура делового общения). На некоторых моментах этих проявлений культуры предпринимательства мы остановимся позже в рамках этой темы.

1.4 Культура предпринимательских организаций

Культура предпринимательства  в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.

Схематично возникновение  культуры предпринимательской организации  и дальнейшее ее формирование можно  представить следующим образом (рис. 1):

 

Рис. 1. Возникновение и формирование культуры предпринимательской организации.

Культура фирмы (предприятия) проявляется через представления  о ценностях, из которых выводятся  нормы и правила поведения, складывается конъюнктура сил, влияющих на конкретное поведение.

Как правило, культура предпринимательской  структуры определяется действием  следующих внутренних факторов:

- объектом предпринимательской  деятельности, т. е. осуществляемым  бизнесом;

- организацией процесса  предпринимательской деятельности;

- мотивацией собственника  фирмы и работников. Создание  таких условий, которые способствуют  взаимодействию всех сотрудников,  преследующих общие предпринимательские  цели: они реальны, понятны каждому  и отражают основной характер  деятельности фирмы; 

- наличием особого стиля управления, который способствует достижению ведущих позиций на рынке, максимального использования конкурентной среды;

- высокий профессионализм  руководителей фирмы, менеджеров  и сотрудников. Возможностью их  роста и мастерства, оплаты творческих достижений;

- высокой культурой  производства, внедрением новых  технологии и форм организации  труда, обеспечивающих необходимый  уровень качества товаров (услуг,  работ). Самоотверженное, подвижническое  служение потребителю; 

- соответствующим материальным вознаграждением за труд, его качество и производительность, участием исполнителей в прибылях фирмы;

- ориентацией на человека  как главную ценность фирмы,  соблюдение этических норм поведения,  духа товарищества, взаимного доверия,  традиций коллектива;

- соблюдением необходимых  санитарно-гигиенических и безопасных  условий труда, обеспечение социальных  гарантий;

- обеспечением здорового  морального климата в коллективе  фирмы, действия сотрудников как  единой сплоченной команды; 

- уважительным отношением к партнерам по бизнесу, клиентам, потребителям, государственным органам.

Перечисленные факторы (вероятно, не в полном количестве) в конечном итоге способствуют формированию репутации, престижа фирмы во внешней предпринимательской  среде. Для по-настоящему достойной фирмы репутация выше любой выгоды.

В последние годы в  нашу жизнь прочно вошло слово  имидж , которым определяется положение, как отдельного предпринимателя, так  и фирмы. Применительно к предпринимателю  это оценка его моральных, интеллектуальных, профессиональных и этических качеств окружающими людьми. Естественно, каждый человек стремится произвести благоприятное впечатление на окружающих. Формирование имиджа начинается с самооценки, затем - к развитию профессиональных качеств, к реализации творческого потенциала, воспитанию хороших манер, коммуникабельности и пр. Имидж человека в полной мере можно соотнести с имиджем фирмы, предприятия, организации. Он складывается из многих составляющих элементов - от организации производственного процесса, отношений с партерами и клиентами до внешнего оформления помещения, работы с посетителями, дизайна продукции фирмы. Фирменный стиль и имидж - конечный продукт всей деятельности предприятия (фирмы), продемонстрированный публично для общественности с расчетом на перспективу. И каждый предприниматель, естественно, стремится произвести благоприятное впечатление, т. е. создать положительный имидж.

Вероятно, содержание понятия  имиджа несколько шире, чем репутация  и престиж, поскольку связано  с вопросами, выходящими за пределы непосредственной деятельности предпринимателя. Это относится к дизайну интерьера офиса, наличия необходимой мебели и вспомогательного оборудования, подготовки обслуживающего персонала и пр. В конечном счете, для предпринимателя хороши все приемлемые средства в борьбе за потребителя и получения прибыли.

1.5 Сущность предпринимательской тайны

Предпринимательская деятельность во всех сферах экономики неразрывно связана с получением, накоплением, хранением и использованием различных  сведений, характеризующих как саму предпринимательскую фирму, так и связанных с нею хозяйствующих партнеров. Обеспечение сохранности информации о деятельности фирмы, всех ее факторах развития является условием выживания фирмы в рыночной конкурентной среде, в какой-то степени рискового развития.

Конкуренты фирмы могут  осуществлять различные формы получения  достоверной информации о ее деятельности, чтобы добиться лучших успехов на рынке. В законодательных актах  не сформулировано понятие предпринимательской  тайны, а дана характеристика государственной, служебной, коммерческой, банковской и военной тайны.

Так, согласно ФЗ от 18.12.2006 г. №231-ФЗ информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны;

В ст. 32 первой части Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну, которая составляет любые сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях как налогоплательщиках, за исключением сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; об уставном капитале (уставном фонде) организации; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.

Предпринимательская тайна - более широкое, емкое понятие, так как она включает любые сведения (информацию), разглашение которых (утечка) может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, существенно повлияет на ее деловую репутацию. Предпринимательская тайна по существу представляет интегрированную совокупность производственной, технической, коммерческой и служебной тайны, сохранение которой обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов.

Перечень сведений, которые  не могут составлять коммерческую тайну. К таким сведениям относятся: учредительные документы организации; документы, дающие право на занятие определенными видами предпринимательской деятельности; документы о платежеспособности организации; сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест и другие. Федеральными законами установлена обязанность предпринимателей предоставлять другие сведения по требованию прокурора, правоохранительных и налоговых органов, органов санэпидемнадзора и др. Но руководители фирмы и другие должностные лица (юрист) должны при этом четко руководствоваться соответствующими правовыми актами, регулирующими контрольную (проверяющую) и надзорную функции отдельных федеральных органов, их органов на местах и соответствующих должностных лиц.

Информация о работе Корпоративная этика