Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:25, курс лекций

Описание работы

Проведение программы реформирования в нашей стране, предусматривающей переход на рельсы рыночных отношений, радикально изменило систему управления экономикой. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положения которого в рыночной экономике меняется коренным образом, становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающей экономической самостоятельностью и полностью, отвечающих за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления (менеджмента) , который обеспечила бы ему высокую эффективность работы конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Менеджмент: основные понятия, сущность и место в системе управленческих дисциплин
1.1. Цели и задачи менеджмента 5
1.2. Объект и субъект менеджмента 7
1.3. Место курса в системе управленческих дисциплин 9
Глава 2 Эволюция менеджмента
2.1 История развития 10
2.2 Научные школы 11
Глава 3 Методологические основы менеджмента
3.1 Основные подходы к управлению 15
3.2 Функции управления 16
3.3 Методы управления 17
Глава 4 Организация как объект управления
4.1 Определение понятия и классификация организаций 21
4.2 Миссия цели организации 22
4.3 Структура управления организацией 23
Глава 5 Среда организации
5.1. Внешняя среда организации 24
5.2. Внутренняя среда организации 29
Глава 6 Планирование как функция менеджмента
6.1. Сущность и объективная необходимость планирования 33
6.2. Объекты долгосрочного планирования 34
6.3. Процесс планирования 35
6.4. Стратегическое планирование 36
Глава 7 Контроль как функция менеджмента
7.1. Понятие и роль контроля в организации 38
7.2 Основные аспекты управленческого контроля 39
7.3 Основные этапы контроля 40
7.4 Формы и функции управленческого контроля 41
Глава 8 Мотивация деятельности
8.1 Сущность мотивации 42
8. Теории мотивации 43
Глава 9 Роль коммуникаций в управлении
9.1 Общее понятие коммуникации 48
9.2 Процесс коммуникации 48
9.3 Коммуникационные сети 49
9.4 Коммуникационные стили 52
8.5 Невербальная коммуникация 53
Глава 10 Управленческие решения
10.1 Сущность управленческого решения 54
10.2 Классификация управленческих решений 55
10.4 Объект и субъект управленческого решения 58
10.5 Процесс принятия управленческого решения. 60
10.6 Роль менеджера в принятии управленческого решения 62
10.7 Влияние риска, определенности, неопределенности, паники на процесс 63
принятия и реализации управленческого решения
9.8 Модели принятия управленческого решения 65
Глава 11 Роль человеческих ресурсов в организации
11.1 Концепция управления человеческими ресурсами 70
11.2 Задачи и функции менеджера по управлению человеческими ресурсами 73
Глава 12 Управление конфликтами в организации
12.1 Природа конфликта в организации 75
12.2 Типы конфликтов 75
12.3 Причины и последствия конфликта 76
12.4 Управление конфликтом

Файлы: 1 файл

Конспекты лекций по Менеджменту.doc

— 1.65 Мб (Скачать файл)

Огромный вклад  в развитие бихевиористского направления  в управлении внес Абрахам Маслоу (1908—1970), разработавший нашедшую в дальнейшем широкое применение в менеджменте теорию потребностей, известную как «пирамида потребностей». А Маслоу разделил потребности личности на базисные (потребность в пище, безопасности, позитивной самооценки) и производные или метапотребности (в справедливости, благополучии, порядке, единстве социальной жизни).

Потребности каждого  уровня становятся актуальными (насущными, требующими удовлетворения) только после  того, как удовлетворены предыдущие. Поэтому принцип иерархии называют еще принципом доминанты, т. е. господствующей в данный момент потребности. Само удовлетворение не выступает мотивом поведения человека: голод движет человеком, пока он не удовлетворен, т. е. физиологические потребности первичны и выступают доминантой до тех пор, пока они не удовлетворены хотя бы на минимальном для существования человека уровне. После этого доминируют потребности следующего уровня.

Среди других известных  теорий школы человеческих отношений  можно выделить следующие:

1) шкала Танненбауа и Шмидта -  ранжирование многообразия стилей и поведения лидера. Крайние точки их шкалы обозначали:

— лидера авторитарного стиля, ориентированного на задачу максимально использующего свою власть и минимально — свободу подчиненных;

— лидера демократического  типа,  ориентированного   на  коллективное  принятие  решений, допускающего максимум свободы при минимуме власти;

  1. модель Дис. Хомманса,  объясняющая механизм неформальных групп, Дис. Хоманс построил  модель, включающую три основных элемента: задания, взаимодействие и установки. От руководителя люди получают производственное задание, выполняя его постоянно и ежедневно, они организуют процесс взаимодействия, и, как следствие, между ними возникают определенные чувства, симпатии и антипатии;
  2. теория незрелости К. Арджинса - адаптация рабочих (их неучастие в общих делах, сдерживание производительности, равнодушие), не как проявление природной лени, а как негативный итог такого администрирования, которое одерживает подчиненных от проявления своей взрослости.
  3. теория стилей Р. Лайкерта. Р. Лайкерт обнаружил что реальные стили управления можно представить в виде континуума от 1 до 4.  1 модель - ориентация на задачу с жесткой сконструированной системой управления, а модель 4 — ориентация на взаимоотношения, в основе которых лежат бригадная организация труда, коллегиальное управление, делегирование полномочий и общий контроль. Модели 2 и 3 являются промежуточными;

5) Модель Блейка  и Моутон, представляющая собой  схему с пятью типами управления:

— «Объединяющий» — затрагиваются минимальные усилия для выполнения производственного задания и поддержания порядка;

— «Общинный» — основное внимание руководитель уделяет потребностям подчиненных и поддерживает дружескую атмосферу;

  • «Ориентированный на задачу» — максимальное внимание к технико-организационным вопросам и минимальное — человеческим;
  • «Половинчатый» — стремление сохранить баланс между двумя крайностями;

— «Артельный» — выполнение задачи благодаря совместным усилиям, доверительным и уважительным отношениям.

Количественный подход в управлении (с 1950 по настоящее время)

Становление школы  науки управления связано с развитием  математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями  этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Вир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.

Школа науки  управления сформировалась в начале 1950-х гг. и успешно функционирует  и в настоящее время.

В школе науки управления различают два главных направления:

  • рассмотрение  производства  как  «социальной   системы»   с  использованием  системного, процессного и ситуационного подходов;
  • исследование   проблем   управления   на   основе   системного   анализа   и   использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую  организацию), имеет свои определенные цели. Процессный подход основывается на положении о том, что все  функции управления зависят друг от друга.

Ситуационный  подход непосредственно связан с  системным и процессным подходами  и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении  понятия ситуации, под которой  подразумевается определенный набор  обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.

Заслуга школы  науки управления заключается в  том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные факторы, влияющие на организацию.

Второе направление  школы науки управления связано с развитием точных наук, и прежде всего математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.

Начало применения математических методов в экономических  исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877).

Возможность использования  математики для решения экономических  проблем вызвала большой интерес  в России. Ряд крупных специалистов, таких как В. К. Дмитриев, Г. А. Фельдман, Л. В. Канторович, внесли большой вклад  в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ).

Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают  особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных  ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление — это не только наука, но и искусство.

Влияние науки  управления или количественного  подхода было значительно меньше, чем влияние поведенческих наук, отчасти потому, что гораздо большее  число руководителей ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. В настоящее время положение быстро меняется, так как все больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применение электронных вычислительных машин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3  Методологические основы менеджмента

 

1 Основные  подходы к управлению

Содержание  управленческого труда раскрывается в процессе управления, состоящем из цикличного повторения функций или определенных видов управленческих работ, выполняемых в таких видах производственной деятельности как научно-технической, технологической, учетной, финансовой.

В настоящее  время известно четыре важнейших  подхода, внесших существенный вклад в развитие теории и практики управления.

Процессный  подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В системном подходе подчеркивается то, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный  подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, нет единого, «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в определенной ситуации является тот, который наиболее соответствует данной ситуации.

Анализ теории и практики управления различными объектами  позволяет установить необходимость  применения к менеджменту 13 научных  подходов (рис. 1)

Название

Краткое содержание

Административный

При административном подходе регламентируются функции, права, обязательства, элементы системы менеджмента в нормативных актах

Воспроизводственный

Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление  производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами

Динамический

При динамическом подходе объект управления рассматривается  в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчинении

Интеграционный

При интеграционном подходе устанавливаются взаимосвязи  между отдел подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления

Количественный

Сущность количественного  подхода заключается в использовании  количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетов и т. д.

Комплексный

При комплексном  подходе учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента

Маркетинговый

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя

Нормативный

При нормативном  подходе устанавливаются нормативы в управлении

Поведенческий

Поведенческий подход заключается в том, чтобы  помочь работнику осознать собственные  возможности

Процессный

При процессном подходе управление рассматривается  как совокупность взаимосвязанных  функций

Системный

При системном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов

Ситуационный

Ситуационный  подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией

Функциональный

Сущность функционального подхода состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять дл удовлетворения


 

Рисунок 1 - 13 подходов к менеджменту

В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи предпринял попытку  создания единого подхода к управлению. Он пришел к выводу, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. Исходным пунктом его концепции является положение о том, что человек является основой любой организации, и от него в первую очередь зависит успех ее функционирования. Им были сформированы основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые, можно добиться эффективного управления.

Так, например, идеи теории «Z» сводятся к следующему:

  • долгосрочный наем кадров;
  • групповое принятие решений;
  • индивидуальная ответственность;
  • медленная оценка кадров и их умеренное продвижение;
  • всесторонняя забота о работниках.

 

3.2 Функции  управления

 

Цели и задачи управления и менеджеров являются отправным  моментом для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организацию, координацию, контроль и мотивацию. Взаимосвязь между ними может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления. Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса и с мотивированием работающих. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.

Планирование — это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей. Соответственно, планирование включает:

  • установление целей и задач;
  • разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;
  • определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;
  • доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

В новых условиях хозяйствования планы не задаются предприятиям сверху, ресурсы предприятие «добывает» самостоятельно, неся полную ответственность  за ассортимент, качество и результаты. План становится основой деятельности организаций всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать процессы, определять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих на предприятии. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации.

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"