Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:25, курс лекций

Описание работы

Проведение программы реформирования в нашей стране, предусматривающей переход на рельсы рыночных отношений, радикально изменило систему управления экономикой. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положения которого в рыночной экономике меняется коренным образом, становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающей экономической самостоятельностью и полностью, отвечающих за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления (менеджмента) , который обеспечила бы ему высокую эффективность работы конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Менеджмент: основные понятия, сущность и место в системе управленческих дисциплин
1.1. Цели и задачи менеджмента 5
1.2. Объект и субъект менеджмента 7
1.3. Место курса в системе управленческих дисциплин 9
Глава 2 Эволюция менеджмента
2.1 История развития 10
2.2 Научные школы 11
Глава 3 Методологические основы менеджмента
3.1 Основные подходы к управлению 15
3.2 Функции управления 16
3.3 Методы управления 17
Глава 4 Организация как объект управления
4.1 Определение понятия и классификация организаций 21
4.2 Миссия цели организации 22
4.3 Структура управления организацией 23
Глава 5 Среда организации
5.1. Внешняя среда организации 24
5.2. Внутренняя среда организации 29
Глава 6 Планирование как функция менеджмента
6.1. Сущность и объективная необходимость планирования 33
6.2. Объекты долгосрочного планирования 34
6.3. Процесс планирования 35
6.4. Стратегическое планирование 36
Глава 7 Контроль как функция менеджмента
7.1. Понятие и роль контроля в организации 38
7.2 Основные аспекты управленческого контроля 39
7.3 Основные этапы контроля 40
7.4 Формы и функции управленческого контроля 41
Глава 8 Мотивация деятельности
8.1 Сущность мотивации 42
8. Теории мотивации 43
Глава 9 Роль коммуникаций в управлении
9.1 Общее понятие коммуникации 48
9.2 Процесс коммуникации 48
9.3 Коммуникационные сети 49
9.4 Коммуникационные стили 52
8.5 Невербальная коммуникация 53
Глава 10 Управленческие решения
10.1 Сущность управленческого решения 54
10.2 Классификация управленческих решений 55
10.4 Объект и субъект управленческого решения 58
10.5 Процесс принятия управленческого решения. 60
10.6 Роль менеджера в принятии управленческого решения 62
10.7 Влияние риска, определенности, неопределенности, паники на процесс 63
принятия и реализации управленческого решения
9.8 Модели принятия управленческого решения 65
Глава 11 Роль человеческих ресурсов в организации
11.1 Концепция управления человеческими ресурсами 70
11.2 Задачи и функции менеджера по управлению человеческими ресурсами 73
Глава 12 Управление конфликтами в организации
12.1 Природа конфликта в организации 75
12.2 Типы конфликтов 75
12.3 Причины и последствия конфликта 76
12.4 Управление конфликтом

Файлы: 1 файл

Конспекты лекций по Менеджменту.doc

— 1.65 Мб (Скачать файл)

Вместе с  тем нужно отметить, что конкуренция  иногда толкает фирмы и на создание между ними соглашений различных типов: от раздела рынка до кооперации между конкурентами.

 

5.1.2  Среда косвенного воздействия

Факторы среды  косвенного воздействия или общее  внешнее окружение обычно не влияют на организацию так же заметно, как  факторы среды прямого воздействия. Однако менеджеру необходимо постоянно вести их учет, так как среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия.

К основным факторам среды косвенного воздействия относятся  технологические, экономические, социокультурные  и политические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами.

Технология.

Технология  является одновременно внутренней переменной и внешним фактором. В качестве внешнего фактора она отражает уровень  научно-технического развития, который  воздействует на организацию. Например, в областях автоматизации, информатизации и т. д. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации. Чтобы сохранить конкурентоспособность, каждая организация вынуждена использовать достижения научно-технического прогресса, по крайней мере те, от которых зависит эффективность ее деятельности.

К крупным технологическим нововведениям, которые глубоко затронули организацию и общество, можно отнести компьютерную, лазерную, микроволновую, полупроводниковую технологию, интегрированные линии связи, робототехнику, спутниковую связь, атомную энергетику, получение синтетических топлив и продуктов питания, генную инженерию. Знаменитый социолог Дэниел Белл считает, что будущие поколения сочтут наиболее ценным нововведением технологию миниатюризации, которая впоследствии окажет значительное влияние и на характер многих управленческих процессов в обществе.

Состояние экономики.

Менеджер должен также уметь оценивать то, как  скажутся на операциях организации  общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики  влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. К тому же состояние экономики может сильно влиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это обусловлено тем, что федеральное правительство часто пытается минимизировать последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, денежную массу, ставку процента и т. д.

Изменение состояния  экономики может оказать положительное  воздействие на одни и отрицательное  на другие организации. Например, если при экономическом спаде магазины розничной торговли могут серьезно пострадать в целом, то магазины, расположенные, например, в богатых пригородах, вообще ничего не почувствуют.

Социокультурные факторы.

Организация функционирует  по меньшей мере в одной культурной среде. Поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию непосредственно. Например, на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и на условия труда. К этим факторам относится и демографическое состояние общества. Важное значение имеют и отношения организации с местным населением. В связи с этим выделяют также в качестве

фактора социально-культурного  окружения независимые средства массовой информации, которые могут  формировать имидж организации, ее товаров и услуг.

Социокультурные факторы влияют также на продукцию  или услуги, являющиеся результатом  деятельности организации, и от них  зависят способы ведения дел  организациями.

Политические факторы.

Некоторые аспекты  политической обстановки представляют для менеджера организации особоезначение. Одним из них являются настроения администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно связанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма и продвижения представителей национальных меньшинств, исполнение законодательства по защите потребителей, контроль цен и заработной платы, соотношение силы трудящихся и управляющих организацией.

Большое значение для организаций, ведущих свою деятельность в других странах, имеет фактор политической стабильности, без которого невозможно нормальное функционирование всей организационной системы.

Отношения с местным населением.

Почти для всех организаций преобладающее значение имеет отношение к ней местной  общественности, в которой она  функционирует. Почти в каждой общности существуют определенные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность той или иной организации. Некоторые города, к примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города. Другие, напротив, годами бьются, чтобы не допустить в город промышленное предприятие. В некоторых общностях политический климат благоприятствует бизнесу, составляющему основу притока средств местного бюджета от налогообложения. В других местах владельцы собственности предпочитают взять на себя большую долю расходов муниципальных органов либо с целью привлечения новых предприятий в данную общину, либо для оказания помощи предприятиям в предотвращении загрязнения среды и в решении других проблем, которые можетпорождать бизнес вместе с создаваемыми им новыми рабочими местами.

 

5.1.3 Характеристика международной  среды

В то время как  факторы внешней среды, описанные  выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Последняя обусловлена уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законы, государственные учреждения, политическая стабильность, уровень технологического развития различны. При осуществлении функций планирования, организации, стимулирования и контроля руководители должны принимать такие различия в расчет.

Когда организация  начинает вести свои дела за пределами  внутреннего рынка, соответствующие процедуры подлежат модификации под те или иные факторы окружения. Так, по мнению специалистов, «организация должна определить, в каком отношении новая среда отличается от более привычной внутри страны, и решить, как следует изменить теорию и практику управления в новых условиях». Однако анализ факторов международной среды представляет собой трудную, но необходимую задачу.

Существует  несколько путей проникновения  организации на международный рынок.

Экспорт.

Самым простым  путем проникновения на международные рынки является экспорт продукции. Например, для координации экспорта организация создает независимую торговую компанию или посредническую службу, которая будет облегчать заключение сделок с иностранными покупателями. С расширением экспорта организация может создать экспортный отдел с управляющим по экспорту, относящимся к среднему уровню в иерархии управления.

Лицензирование.

Предприятие может  продать лицензию на производство своей  продукции иностранной компании или государству посредством соглашения о лицензионных платежах. Таким образом, организация предоставляет иностранной компании право на использование патентов или технологии взамен на возмещение затрат в форме лицензионных платежей или платы за услуги.

Совместные предприятия.

Организация совместного  предприятия заключается в том, что две или большее число  частных организаций или государств вкладывают средства в производственные мощности. Участники являются равными  партнерами в деле и получают прибыль  в зависимости от доли пакета акций каждого в совместном предприятии.

Прямые капиталовложения.

Наиболее сильная  приверженность международному бизнесу  возникает тогда, когда менеджер принимает решение, выпускать продукцию  за границей и сохранять полный контроль над производством, маркетингом, финансами  и другими ключевыми функциями. Многонациональные корпорации владеют и управляют предприятиями в других странах. Сто крупнейших многонациональных корпораций мира имеют филиалы в более чем 20 странах мира. Многие из них заняты в обрабатывающем секторе, сосредоточивая внимание на выпуске лекарств, производстве химикатов, электроники, переработке сельхозсырья и нефти, производстве синтетических волокон и электрооборудования.

 

5.1.4  Анализ внешней среды

Анализ внешней  среды невозможен без учета необходимых  компонентов жизнедеятельности организации. Зарубежные специалисты считают, что такими компонентами являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция и социальное поведение. Поэтому изучение выделенных компонентов позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы организации, внешние и внутренние противоречия в структурной схеме организации, целесообразность ее функционирования.

Анализ экономического компонента предполагает выделение  следующих характеристик: величину валового национального продукта, темпы  инфляции, уровень безработицы и т. п. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для организации.

Анализ технологии позволяет своевременно обнаружить те возможности, которые открывает  для производства развитие науки  и техники и для модернизации технологии изготовления, а также сбыта продукции. Прогресс науки и техники имеет две противоположные тенденции. С одной стороны, перспективу и возможность реализовать себя на рынке производимых товаров и услуг. С другой — угрозу существования организации как конкурентоспособной. Необходимо увидеть и предупредить открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами предприятия.

Политическая  составляющая внешней среды должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. В изучение политической обстановки входит выяснен петого, какие программы воплощают в жизнь различные партии, отношение правительства к различным отраслям экономики и регионам страны и т. д.

Изучение конкурентов, с которыми организации приходится бороться за ресурсы, полученные из внешней среды, занимает важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

Конкурентная  борьба формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те организации, которые могут войти на рынок, и производящие замещающий продукт. Кроме них, на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, способные заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции.

Изменчивая  рыночная среда представляет собой  область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды входят аспекты:

  • изменяющиеся демографические условия,
  • жизненные циклы различных изделий или услуг,
  • легкость проникновения на рынок,
  • распределение доходов населения 
  • уровень конкуренции в отрасли.

 

Спецификой  современного менеджмента являются факторы социального поведения, меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества. К некоторым факторам относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, роль женщин и национальных меньшинств в обществе. Часто именно социальные факторы создают крупные проблемы в организации. Чтобы эффективно реагировать на изменение социальных факторов, организация сама должна изменяться и адекватно реагировать на эти изменения.

 

 

5.2 Внутренняя  среда организации

 

5.2.1. Характеристика внутренней среды организации

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм организации, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию  научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Внутренняя среда организации определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Следовательно, внутренняя среда организации — это та часть общей среды, которая находится в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

Изучение внутренней среды направлено на выявление сильных  и слабых сторон организации. Сильные  стороны служат базой, на которую  организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны являются предметом пристального внимания со стороны менеджера, обязанного избавиться или минимизировать их влияние. Анализ внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения компании с ближайшими конкурентами (для оценки конкурентной стратегической позиции организации). Поэтому постоянное наблюдение за изменениями внутренней среды организации способствует решению ряда первостепенных задач менеджера.

 

5.2.2 Составляющие внутренней среды  организации

Менеджер формирует и изменяет, если это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"