Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:25, курс лекций
Проведение программы реформирования в нашей стране, предусматривающей переход на рельсы рыночных отношений, радикально изменило систему управления экономикой. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положения которого в рыночной экономике меняется коренным образом, становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающей экономической самостоятельностью и полностью, отвечающих за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления (менеджмента) , который обеспечила бы ему высокую эффективность работы конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.
Введение 3
Глава 1. Менеджмент: основные понятия, сущность и место в системе управленческих дисциплин
1.1. Цели и задачи менеджмента 5
1.2. Объект и субъект менеджмента 7
1.3. Место курса в системе управленческих дисциплин 9
Глава 2 Эволюция менеджмента
2.1 История развития 10
2.2 Научные школы 11
Глава 3 Методологические основы менеджмента
3.1 Основные подходы к управлению 15
3.2 Функции управления 16
3.3 Методы управления 17
Глава 4 Организация как объект управления
4.1 Определение понятия и классификация организаций 21
4.2 Миссия цели организации 22
4.3 Структура управления организацией 23
Глава 5 Среда организации
5.1. Внешняя среда организации 24
5.2. Внутренняя среда организации 29
Глава 6 Планирование как функция менеджмента
6.1. Сущность и объективная необходимость планирования 33
6.2. Объекты долгосрочного планирования 34
6.3. Процесс планирования 35
6.4. Стратегическое планирование 36
Глава 7 Контроль как функция менеджмента
7.1. Понятие и роль контроля в организации 38
7.2 Основные аспекты управленческого контроля 39
7.3 Основные этапы контроля 40
7.4 Формы и функции управленческого контроля 41
Глава 8 Мотивация деятельности
8.1 Сущность мотивации 42
8. Теории мотивации 43
Глава 9 Роль коммуникаций в управлении
9.1 Общее понятие коммуникации 48
9.2 Процесс коммуникации 48
9.3 Коммуникационные сети 49
9.4 Коммуникационные стили 52
8.5 Невербальная коммуникация 53
Глава 10 Управленческие решения
10.1 Сущность управленческого решения 54
10.2 Классификация управленческих решений 55
10.4 Объект и субъект управленческого решения 58
10.5 Процесс принятия управленческого решения. 60
10.6 Роль менеджера в принятии управленческого решения 62
10.7 Влияние риска, определенности, неопределенности, паники на процесс 63
принятия и реализации управленческого решения
9.8 Модели принятия управленческого решения 65
Глава 11 Роль человеческих ресурсов в организации
11.1 Концепция управления человеческими ресурсами 70
11.2 Задачи и функции менеджера по управлению человеческими ресурсами 73
Глава 12 Управление конфликтами в организации
12.1 Природа конфликта в организации 75
12.2 Типы конфликтов 75
12.3 Причины и последствия конфликта 76
12.4 Управление конфликтом
Органической составной частью планирования при этом становится составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой.
Прогнозы на будущее закладываются в основу стратегических планов, в которых находят отражение важнейшие для любой организации связи между целями, ресурсами и возможностями окружающей среды. В свою очередь, стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется работа предприятия.
Организация — вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.
Организовать — это значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ.
В любом плане,
составляемом в организации, всегда
имеется стадия организовывания, т.
е. создания реальных условий для
достижения запланированный целей.
Нередко это требует
Вторая, не менее важная задача функции организовывания — создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации
ценностям. Здесь
главное — это работа с персоналом,
развитие стратегического и экономическо
Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах.
Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. К ним в первую очередь относятся: разнообразие работы по содержанию, рост и расширение профессиональной квалификации работающих, удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности, возможности проявления инициативы и осуществления самоконтроля и т. д.
Контроль — это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют два основных направления:
• контроль за выполнением работ, намеченных планом;
• меры по коррекции всех значительных отклонений от плана.
Главные инструменты выполнения этой функции — наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений,
планов и даже норм и нормативов.
Координация — это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации — достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникации) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Поэтому для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т. д. Большую роль при этом играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации.
С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организовывания, мотивации и контроля), а также действий руководителей.
3.3 Методы управления
Методы управления,
или воздействия, в процессе управления
являются важным разделом в менеджменте.
Среди них основными являются организационно-
Метод управления — совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, департамент и т.п.). Также это может быть, функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).
Содержание методов управления - это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная
форма методов управления - воздействие
на конкретно сложившуюся
- организационно-
- экономические,
обусловленные экономическими
- социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
Организационно-
Задача организационно-
Организационные методы предусматривают
разработку организационных решений,
определение необходимых ресурсов, сроков
исполнения, ответственных лиц и предполагают
контроль исполнения, за которым следуют
новые организационно-
Организационно-
Организационно-
Организационно-
Организационное воздействие на структуру управления осуществляется в большинстве случаев путем организационного регламентирования, нормирования, организационно-методического инструктирования и проектирования.
Эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций или решение общей задачи. Это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и причиненного.
Экономические методы управления.
Экономические методы занимают в управлении центральное место. Это обуславливается тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективны потребностями и интересами людей.
В деятельности
практикующего высокопрофессион
В случае использования
экономических методов
Содержание экономических методов сводится к постоянному оперированию менеджером такими экономическими категориями, как ограниченные ресурсы и неограниченная потребность.
В управленческой
практике экономические методы руководства
чаще всего выступают :в следующих
формах: планирование, анализ, хозрасчет,
ценообразование и
Планирование. Это определение стратегии управления, его задач и путей решения. Менеджер должен уметь из альтернативных возможных действий выбрать одно, предварительно оценив каждую из альтернатив по эффективности (результативности), затратам и реальности. После этого данное действие должно быть включено в перечень действий, подлежащих обязательному исполнению. Последним этапом планирования является как можно более глубокая детализация планируемых действий.
Главное в планировании как в экономическом методе руководства — выбор из всех возможных наиболее оптимальных, наиболее эффективных и наиболее результативных действий.
Анализ. Менеджер должен в совершенстве владеть методами анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В экономическом анализе сердцевиной экономической работы выступают такие категории, как возможный объем ресурсов, который может быть вовлечен в организуемый производственный процесс. Реорганизационной цели организации, или текущей потребности организации, и нахождение конкретного способа использования имеющихся ресурсов ради максимально эффективного достижения внеорганизационной цели, т.е. ради удовлетворения в максимально высокой степени фиксируемой в текущий момент потребности организации. При экономическом анализе рассматриваются факторы как внутренней среды предприятия, так и внешней.
Хозрасчет. Данный метод позволяет максимально использовать экономическую и материальную заинтересованность коллектива и его членов в улучшении производства и повышает ответственность управляющей системы всех уровней за результаты работы. Ценообразование. Менеджер должен стремиться к максимизации нормативной прибыли, которая может быть увеличена на основе использования одного из двух возможных методов или их комбинации: - увеличение цены на реализуемый товар (самый примитивный метод), - совершение конкретных действий, приводящих к внутренней реструктуризации цены товара (зафиксированная цена сохраняется). К таким действиям можно отнести путь сокращения (минимизацию) издержек производства. Таким образом, цена сохраняется на прежнем уровне, а сокращение одного ее компонента ведет к увеличению другого — нормативной прибыли;
-одновременное
использование этих двух
Финансирование. Данный метод также весьма эффективен. При его использовании происходит финансирование отдельных подразделений предприятия или отдельных направлений деятельности, в которых наиболее заинтересовано предприятие.
Социально-психологические методы управления.
Социологические исследования свидетельствуют, что успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний и на 85% - от умения работать с людьми. Зная особенности поведения, характер каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Каждой группе свойственен свой психологический климат. Поэтому существенное условие образования и развития трудовых коллективов - соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и морально-психологической обстановки в коллективе производительность труда может увеличиться примерно в 1,5 раза (а может в несколько раз уменьшиться).