Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:25, курс лекций

Описание работы

Проведение программы реформирования в нашей стране, предусматривающей переход на рельсы рыночных отношений, радикально изменило систему управления экономикой. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положения которого в рыночной экономике меняется коренным образом, становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающей экономической самостоятельностью и полностью, отвечающих за результаты своей хозяйственной деятельности, предприятие должно сформировать у себя систему управления (менеджмента) , который обеспечила бы ему высокую эффективность работы конкурентоспособность и устойчивость положения на рынке.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Менеджмент: основные понятия, сущность и место в системе управленческих дисциплин
1.1. Цели и задачи менеджмента 5
1.2. Объект и субъект менеджмента 7
1.3. Место курса в системе управленческих дисциплин 9
Глава 2 Эволюция менеджмента
2.1 История развития 10
2.2 Научные школы 11
Глава 3 Методологические основы менеджмента
3.1 Основные подходы к управлению 15
3.2 Функции управления 16
3.3 Методы управления 17
Глава 4 Организация как объект управления
4.1 Определение понятия и классификация организаций 21
4.2 Миссия цели организации 22
4.3 Структура управления организацией 23
Глава 5 Среда организации
5.1. Внешняя среда организации 24
5.2. Внутренняя среда организации 29
Глава 6 Планирование как функция менеджмента
6.1. Сущность и объективная необходимость планирования 33
6.2. Объекты долгосрочного планирования 34
6.3. Процесс планирования 35
6.4. Стратегическое планирование 36
Глава 7 Контроль как функция менеджмента
7.1. Понятие и роль контроля в организации 38
7.2 Основные аспекты управленческого контроля 39
7.3 Основные этапы контроля 40
7.4 Формы и функции управленческого контроля 41
Глава 8 Мотивация деятельности
8.1 Сущность мотивации 42
8. Теории мотивации 43
Глава 9 Роль коммуникаций в управлении
9.1 Общее понятие коммуникации 48
9.2 Процесс коммуникации 48
9.3 Коммуникационные сети 49
9.4 Коммуникационные стили 52
8.5 Невербальная коммуникация 53
Глава 10 Управленческие решения
10.1 Сущность управленческого решения 54
10.2 Классификация управленческих решений 55
10.4 Объект и субъект управленческого решения 58
10.5 Процесс принятия управленческого решения. 60
10.6 Роль менеджера в принятии управленческого решения 62
10.7 Влияние риска, определенности, неопределенности, паники на процесс 63
принятия и реализации управленческого решения
9.8 Модели принятия управленческого решения 65
Глава 11 Роль человеческих ресурсов в организации
11.1 Концепция управления человеческими ресурсами 70
11.2 Задачи и функции менеджера по управлению человеческими ресурсами 73
Глава 12 Управление конфликтами в организации
12.1 Природа конфликта в организации 75
12.2 Типы конфликтов 75
12.3 Причины и последствия конфликта 76
12.4 Управление конфликтом

Файлы: 1 файл

Конспекты лекций по Менеджменту.doc

— 1.65 Мб (Скачать файл)

Внутренние  переменные — это ситуационные факторы внутри организации. Так как организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные являются результатом управленческих решений. Но это не означает то, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто такое, что руководство должно преодолеть в своей работе.

Основными переменными  в самой организации, которые  требуют внимания руководства, выступают  цели, структура, задачи, технология и  люди.

1.Цели.

В узком смысле организация представляет собой по крайней мере 2 человека с осознанными общими целями. В широком смысле — это средство достижения целей, позволяющее людям выполнять коллективно то, чего они не могли бы выполнить индивидуально. Цели есть определенные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильная формулировка целей и постановка задач на 50 % предопределяют успешность решения.

Основной целью  работы большинства организаций  является получение прибыли. Прибыль  — это ключевой показатель организации. Гражданский кодекс Российской Федерации зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли.

Выделяют  три основных типа ориентации организации  на прибыль:

— ее максимизацию;

  • получение «удовлетворительной» прибыли, т. е. суть состоит в том, что при планировании прибыли она считается «удовлетворительной», если будет учитываться степень риска;
  • минимизацию прибыли. Этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.

Большинство организаций  получение прибыли не считают  главной целью своего функционирования. Это касается некоммерческих организаций, например церквей, благотворительных  фондов. Однако, как и в предыдущих случаях, организаций может существовать только в условиях ее прибыльности.

Только  вместо максимизации дохода рост нормы  прибыли выражен в других показателях:

  • удовлетворение потребителя или пользователя услуг;
  • позиция на рынке, часто связанная с желанием рыночного лидерства;
  • условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала;
  • публичная ответственность и имидж организации;

— техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого внимания научным исследованиям и разработкам;

— минимизация издержек производства и т. д.

 

2. Структура. Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.

Структура организации — это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

В большинстве  современных организаций характерной  особенностью является специализированное разделение труда, т. е. закрепление определенной работы за специалистами, теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.

На сегодняшний  день практически во всех организациях, за исключением самых мелких, имеет  место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области.

Вертикальное  разделение труда необходимо для  успешной групповой работы. Центральной характеристикой вертикальной иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне. Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет сферу контроля. Различают широкую и узкую сферу контроля в зависимости от числа подчиненных. Узкой сфере контроля соответствует многоуровневая структура, а широкой — плоская структура управления.

3. Задачи. Еще одним направлением разделения труда в организации является формулирование задач.

Задача — это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

С технической  точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности. На основе решения руководства о  структуре каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

Задачи организации  традиционно делятся на три категории:

  • работа с людьми,
  • работа с предметами,
  • работа с информацией.

Изменения в  характере и содержании задач  тесно связано с эволюцией специализации. Технологические нововведения и системное сочетание техники и специализации труда сделали задачи углубленными и сложными.

4. Технология.

Технология  как фактор внутренней среды имеет  большое значение. Социолог Чарльз Перроу, описывает технологию как средство преобразования сырья, включающего людей, информацию или физические материалы в искомые продукты и услуги.

Технология  подразумевает стандартизацию и  механизацию, т. е. использование стандартных  деталей может существенно облегчить  процесс производства и ремонта.

Технология  как фактор, оказывающий весомое  влияние на организационную эффективность, требует тщательного изучения и  классификации.

Например, классификация технологии, предложенная Джоан Вудворд, пользующаяся наибольшей известностью, предполагает выделение трех категорий технологий:

  • единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно изделие;
  • массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи;

— непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах.

Социолог и теоретик организации Джеймс Томпсон предлагает другие три категории технологий, но не противоречащие трем предыдущим:

  • многозвенные технологии, характеризуемые серией независимых задач, которые должны выполняться последовательно. Например, сборочные линии массового производства;
  • посреднические технологии характеризуются встречами групп людей, таких, например, как клиенты или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми;

— интенсивная технология характеризуется применением специальных приемов, навыков или услуг, для того чтобы произвести определенные изменения в материале, поступающем в производство.

Эти две категории  не различны, так как, например, многозвенные технологии эквивалентны технологиям  массового производства, а посреднические технологии занимают промежуточное место между индивидуальными технологиями и технологиями массового производства.

Характерной чертой технологии является отсутствие приоритета одного типа технологии над другим.

5. Люди.

Люди являются основой любой организации. Именно кадры организации создают его продукт, формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация.

Люди, работающие в организации, имеют весомые  отличия друг от друга по таким  параметрам, как пол, возраст, образование, национальность, семейное положение, способности и т. д. Все эти отличия могут оказывать влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации. В связи с этим менеджмент должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий. В отличие от машины человек имеет желания, и для него характерно наличие отношения к своим действиям и действиям окружающих, что в свою очередь может оказывать влияние на результаты его труда.

Деятельность  внутри организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности отдельные процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, некоторые же, широко осуществляемые в других организациях, могут либо отсутствовать, либо осуществляться в небольшом размере. Однако, несмотря на разнообразие действий, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и являются объектом управления со стороны менеджмента.

Данными функциональными группами процессов являются следующие:

  • производство;
  • маркетинг;
  • финансы;
  • работа с кадрами;
  • эккаунтинг, т. е. учет и анализ хозяйственной деятельности.

Управление  производством состоит в осуществлении  управления процессом переработки  сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде.

Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации.

Управление финансами состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации.

Управление персоналом связано с обеспечением производственной и других сфер  людскими ресурсами (найм, подготовка и переподготовка).

Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализ финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 6 Планирование как функция менеджмента

 

6.1 Сущность и объективная необходимость планирования

Некоторые организации, как и индивиды, могут достичь  определенного уровня успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование, но оно само по себе не гарантирует успеха. Организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу вследствие ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное планирование может создать ряд важных и часто существенных благоприятных факторов для функционирования организации.

Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что планирование зачастую является единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Формальное планирование дает основу для принятия решения, может способствовать снижению риска при принятии решения и служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.

Каждая организация, начиная свою деятельность, должна представлять перспективную потребность  в финансовых, материальных, трудовых ресурсах, источники их получения, а  также рассчитать эффективность  использования имеющихся средств  в процессе роботы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

Планирование  — это задача в плане показать то, что необходимо достичь, какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.

Планирование  определяет перспективу развития и  будущее состояние системы производства как объекта, так и субъекта управления, вместе взятого. Являясь активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, оно усиливает темпы развития производства, способствует мобилизации дополнительных резервов, материальных источников, требует применения передовых методов и форм воздействия на весь процесс производства. Для того чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Краткосрочное планирование способствует созданию единства общей цели внутри организации.

В широком смысле слова планирование — это деятельность по выработке и принятию управленческого  решения.

Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями:

    • компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления;
    • квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях;
    • наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техники.

 
Планирование  предполагает: обоснованный набор целей;

    • определение политики;
    • разработку мер и мероприятий (образа действий);
    • методы достижения целей;
    • обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

Планирование  заканчивается перед началом  действий по реализации плана, так как направлено на оптимальное использование возможностей организации, в том числе максимально эффективное использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, которые могут привести к снижению эффективности деятельности организации.

Планирование — это начальный этап управления, представляющий собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций.

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"