Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 03:40, курс лекций

Описание работы

1.Сущность и характерные черты современного менеджмента.
2.Организация работы предприятия
3.Внешняя и внутренняя среда организации.
4.Цикл менеджмента
5.Планирование в системе менеджмента

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

ЛЕКЦИЯ  №1 

ТЕМА: Сущность и характерные  черты современного менеджмента. 

  1. Сущность  менеджмента.
  2. Современные подходы в менеджменте.
  3. Особенности менеджмента в России.
 

     I. Менеджмент буквально означает управление, заведование, организация. В широком смысле менеджмент можно определить как теорию управления фирмой.

     Менеджмент  – это управление производством, а также совокупность принципов, методов и средств управления производством, применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

     Менеджмент прошел длительный исторический путь развития. Однако отправной точкой развития современного менеджмента считается 1886 год, когда американский бизнесмен Таун выступил с докладом «Инженер как экономист». В этом докладе впервые была поставлена проблема необходимости менеджмента как научной дисциплины.

     Современная трактовка менеджмента включает в себя следующие основные подходы:

    1. Менеджмент как наука – определяет свой предмет изучения, свои закономерности, принципы, методы, а также свой круг специфических проблем и методы их решения.
    2. Менеджмент как искусство – основывается на том, что кроме теоретических знаний управленцу необходим еще практический талант предвидения и организаторские способности, а также искусство их применения в каждой конкретной ситуации.
    3. Менеджмент как процент – специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
    4. Менеджмент как функция – выделяют следующие основные функции управления:
      • планирование;
      • организация;
      • координация;
      • мотивация;
      • контроль.
    1. Менеджмент как аппарат управления – в этом случае речь идет об определенной группе людей, которые выполняют определенные управленческие функции. 

     II. История развития менеджмента включает в себя 4 подхода:

    • с позиции различных научных школ [кон. 19 в. по наст. время];
    • процессный подход [20-е гг. 20 века по наст. время];
    • системный подход [50-60-е гг. 20 века по наст. время];
    • ситуационный подход.
 
  1. Научные школы:
    1. Школы научного управления (Фредерик Тейлор).

      Суть  подхода: управление должно иметь свои принципы, законы, научные методы, формулы; оно должно быть основано на измерениях, рационализации, систематическом учете.

      Тейлор  считал, что необходим научный подход к организации труда, а это предполагает наблюдение за рабочим циклом, хронометраж рабочего времени, анализ информации, выявление резервов роста производительности труда.

    1. Школа административного управления (Анри Файоль).

      Его главная идея – рациональное построение организации как иерархической  структуры. Автор считал, что необходимо четко определить следующие функции управления:

      • технологическая деятельность;
      • коммерческая деятельность;
      • финансовая деятельность;
      • защитная деятельность;
      • бухгалтерская деятельность;
      • административная деятельность.

      Кроме того Файоль разработал ряд универсальных  принципов управления:

      • разделение труда;
      • полномочия и ответственность;
      • дисциплина;
      • вознаграждение персонала;
      • порядок и др.
    1. Школа человеческих отношений и поведенческие науки (Мери Фоллет и Элтон Мейо).

      В своих трудах ученые обратили внимание на то, что не всегда только высокая заработная плата приводит к высокой производительности труда. Достигнуть это можно при большем вниманием к подчиненным со стороны руководителя.

    1. Школа количественных методов.

      Для управления каким-либо предприятием разрабатывается  модель процесса управления. Задавая различные количественные значения можно получить множество вариантов управленческих решений и выбрать из них наиболее оптимальное. Данная школа предполагает использование в науке управления последних достижений в области компьютеризации физики, математики и др.

  1. Процессный подход. Сторонники этого подхода считают основными функциями менеджмента предсказание, планирование, организацию, распоряжение, координирование и контроль. Другими словами, управление рассматривают как непрерывный процесс взаимосвязанных функций.
  2. Системный подход. Здесь управление рассматривается как определенная система или комплекс взаимосвязанных элементов: задачи, люди, структура, технологии. Они направлены на достижение определенных целей.
  3. Ситуационный подход. Предполагает увязку конкретных приемов управления с реальными ситуациями для достижения цели организации.
 

     III. Российский менеджмент имеет свою специфику, проблемы и особенности.

     Для российского менеджмента характерны следующие важные проблемы:

    1. Подготовка менеджеров в соответствии с мировыми стандартами.
    2. Понимание сущности менеджмента российскими руководителями.
    3. Неспособность принимать решения.
    4. Низкий профессионализм.
    5. Нежелание прибегать к услугам независимых консультантов.
    6. Отсутствие достаточного внимания корпоративной культуре.
    7. Нехватка специалистов по антикризисному управлению.
    8. Неумение пользоваться приемами риск-менеджмента.
    9. Недооценка роли управления качеством.
    10. Осознание социальной ответственности менеджмента.
    11. Слабость законодательной базы и др.

     Основные задачи менеджмента в России:

  1. Обеспечение жизнеспособности своего предприятия в условиях возрастающей конкуренции.
  2. Максимизация прибыли.
  3. Разработка и организация программ развития коллектива, включая социальные проблемы.
  4. Совершенствование работы предприятия на основе применения современных методов управления, улучшения структуры организации, внедрение новых форм бизнеса и т.д.
  5. Умение идти на риск в разумных пределах.
  6. Подход к управлению с учетом национальных особенностей, российских условий бизнеса и российского менталитета.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛЕКЦИЯ  №2 

ТЕМА: Организация работы предприятия. 

     Для достижения поставленных целей и  выполнения соответствующих задач  менеджер должен создать организационную  структуру предприятия.

     Структура системы –  это совокупность связей и отношений между ее элементами.

     Организационная система управления – совокупность подразделений и должностей, связанных отношениями и подчинением.

     Процесс создания организационной структуры  включает в себя 3 этапа:

    1. Определение типа организационной структуры (прямого подчинения, функциональная, матричная и др.).
    2. Выделение структурных подразделений (аппарат управления, самостоятельные подразделения, целевые программы и др.).
    3. Делегирование и передача на нижестоящие уровни полномочий и ответственности (отношения руководства-подчинения, отношения централизации-децентрализации, регламентация деятельности подразделений, разработка положений о структурных подразделениях и должностях).

     Методы  проектирования организационных  структур:

    1. Метод аналогии – выработка на основе передового опыта типовых структур управления для предприятий, функционирующих в сходных условиях.
    2. Экспертный метод – изучение организации, выявление и осмысление ее наиболее существенных специфических особенностей, «узких мест» в работе аппарата и выработки рекомендаций исходя как из мнений экспертов, так и обобщений и осмыслений наиболее передовых тенденций в области организации управления.
    3. Метод структуризации целей – выработка системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой структурой.
    4. Метод организационного моделирования – разработка формализованных математических, графических или машинных описаний распределения полномочий и ответственности в организации на основе четко сформулированных критериев оценивания степени рациональности организационных решений.

     Типы  структур управления:

     Иерархический тип.

     Немецкий  социолог М.Вебер дал наиболее полную характеристику 6 принципов:

    1. Принцип иерархичности уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим уровнем и подчиняется ему.
    2. Вытекающий из предыдущего принцип соответствия полномочий и соответствия работников управления месту иерархии.
    3. Принцип разделения труда на отдельные функции и специализации работников по выполняемым функциям.
    4. Принцип формализации и стандартизации деятельности, обеспечивающий однородность выполнения работником своих обязанностей и скоординированность различных задач.
    5. Вытекающий из предыдущего принцип обезличенности выполнения работниками своих функций.
    6. Принцип квалифицированного отбора, в соответствии с которым найм и увольнение с работы производятся в строгом соответствии с квалификационными требованиями.

     Сотрудники  подразделяются на:

    1. Руководителей – это лица, выполняющие главную функцию и осуществляющие общее руководство предприятием, его службами и подразделениями.
    2. Специалистов – это лица, выполняющие основную функцию и занятые анализом информации и подготовкой решений по экономике, финансами, научно-техническим и инженерным проблемам и т.д.
    3. Исполнителей – это лица, выполняющие вспомогательную функцию, например, работу по подготовке и оформлению документов, хозяйственную деятельность.

     Организационные структуры, относящиеся  к иерархическому типу:

     1. Линейный тип организационной структуры (тип прямого подчинения).

     В основу положен принцип единоличия, который предлагает представления  руководителю широких прав и полномочий для выполнения его функций (менеджер подчинен вышестоящему органу, но руководитель не имеет права без разрешения его подчиненным).

     [+]: четкая система взаимосвязей, ясная ответственность, быстрая реакция и обратная связь в ответ на указания вышестоящего руководителя.

     [–]: отсутствие подразделений по планированию производства и подготовке решений, перегрузка менеджеров верхнего уровня, тенденция к волоките при решении смежных проблем подразделений.

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"