ЛЕКЦИЯ
№1
ТЕМА:
Сущность и характерные
черты современного
менеджмента.
- Сущность
менеджмента.
- Современные
подходы в менеджменте.
- Особенности
менеджмента в России.
I.
Менеджмент буквально означает управление,
заведование, организация. В широком смысле
менеджмент можно определить как теорию
управления фирмой.
Менеджмент
– это управление производством,
а также совокупность принципов, методов
и средств управления производством, применяемых
с целью повышения эффективности производства
и увеличения прибыли.
Менеджмент
прошел длительный исторический путь
развития. Однако отправной точкой развития
современного менеджмента считается 1886
год, когда американский бизнесмен Таун
выступил с докладом «Инженер как экономист».
В этом докладе впервые была поставлена
проблема необходимости менеджмента как
научной дисциплины.
Современная
трактовка менеджмента включает
в себя следующие основные подходы:
- Менеджмент
как наука – определяет свой предмет
изучения, свои закономерности, принципы,
методы, а также свой круг специфических
проблем и методы их решения.
- Менеджмент
как искусство – основывается на том,
что кроме теоретических знаний управленцу
необходим еще практический талант предвидения
и организаторские способности, а также
искусство их применения в каждой конкретной
ситуации.
- Менеджмент
как процент – специалисты формируют
организации и управляют ими путем постановки
целей и разработки способов их достижения.
- Менеджмент
как функция – выделяют следующие основные
функции управления:
- организация;
- координация;
- мотивация;
- контроль.
- Менеджмент
как аппарат управления
– в этом случае речь идет об определенной
группе людей, которые выполняют определенные
управленческие функции.
II.
История развития менеджмента включает
в себя 4 подхода:
- с позиции
различных научных школ [кон. 19 в. по наст.
время];
- процессный
подход [20-е гг. 20 века по наст. время];
- системный
подход [50-60-е гг. 20 века по наст. время];
- ситуационный
подход.
- Научные школы:
- Школы
научного управления (Фредерик
Тейлор).
Суть
подхода: управление должно иметь свои
принципы, законы, научные методы, формулы;
оно должно быть основано на измерениях,
рационализации, систематическом учете.
Тейлор
считал, что необходим научный подход
к организации труда, а это предполагает
наблюдение за рабочим циклом, хронометраж
рабочего времени, анализ информации,
выявление резервов роста производительности
труда.
- Школа
административного
управления (Анри Файоль).
- технологическая
деятельность;
- коммерческая
деятельность;
- финансовая
деятельность;
- защитная
деятельность;
- бухгалтерская
деятельность;
- административная
деятельность.
- разделение
труда;
- полномочия
и ответственность;
- дисциплина;
- вознаграждение
персонала;
- порядок и
др.
- Школа
человеческих отношений
и поведенческие науки (Мери
Фоллет и Элтон Мейо).
- Школа
количественных методов.
Для
управления каким-либо предприятием разрабатывается
модель процесса управления. Задавая различные
количественные значения можно получить
множество вариантов управленческих решений
и выбрать из них наиболее оптимальное.
Данная школа предполагает использование
в науке управления последних достижений
в области компьютеризации физики, математики
и др.
- Процессный
подход. Сторонники этого подхода считают
основными функциями менеджмента предсказание,
планирование, организацию, распоряжение,
координирование и контроль. Другими словами,
управление рассматривают как непрерывный
процесс взаимосвязанных функций.
- Системный
подход. Здесь управление рассматривается
как определенная система или комплекс
взаимосвязанных элементов: задачи, люди,
структура, технологии. Они направлены
на достижение определенных целей.
- Ситуационный
подход. Предполагает увязку конкретных
приемов управления с реальными ситуациями
для достижения цели организации.
III.
Российский менеджмент имеет свою специфику,
проблемы и особенности.
Для
российского менеджмента характерны
следующие важные проблемы:
- Подготовка
менеджеров в соответствии с мировыми
стандартами.
- Понимание
сущности менеджмента российскими руководителями.
- Неспособность
принимать решения.
- Низкий профессионализм.
- Нежелание
прибегать к услугам независимых консультантов.
- Отсутствие
достаточного внимания корпоративной
культуре.
- Нехватка
специалистов по антикризисному управлению.
- Неумение
пользоваться приемами риск-менеджмента.
- Недооценка
роли управления качеством.
- Осознание
социальной ответственности менеджмента.
- Слабость
законодательной базы и др.
Основные
задачи менеджмента
в России:
- Обеспечение
жизнеспособности своего предприятия
в условиях возрастающей конкуренции.
- Максимизация
прибыли.
- Разработка
и организация программ развития коллектива,
включая социальные проблемы.
- Совершенствование
работы предприятия на основе применения
современных методов управления, улучшения
структуры организации, внедрение новых
форм бизнеса и т.д.
- Умение идти
на риск в разумных пределах.
- Подход к
управлению с учетом национальных особенностей,
российских условий бизнеса и российского
менталитета.
ЛЕКЦИЯ
№2
ТЕМА:
Организация работы
предприятия.
Для
достижения поставленных целей и
выполнения соответствующих задач
менеджер должен создать организационную
структуру предприятия.
Структура
системы –
это совокупность связей и отношений между
ее элементами.
Организационная
система управления
– совокупность подразделений
и должностей, связанных отношениями и
подчинением.
Процесс
создания организационной структуры
включает в себя 3 этапа:
- Определение
типа организационной структуры (прямого
подчинения, функциональная, матричная
и др.).
- Выделение
структурных подразделений (аппарат управления,
самостоятельные подразделения, целевые
программы и др.).
- Делегирование
и передача на нижестоящие уровни полномочий
и ответственности (отношения руководства-подчинения,
отношения централизации-децентрализации,
регламентация деятельности подразделений,
разработка положений о структурных подразделениях
и должностях).
Методы
проектирования организационных
структур:
- Метод
аналогии – выработка на основе передового
опыта типовых структур управления для
предприятий, функционирующих в сходных
условиях.
- Экспертный
метод – изучение организации, выявление
и осмысление ее наиболее существенных
специфических особенностей, «узких мест»
в работе аппарата и выработки рекомендаций
исходя как из мнений экспертов, так и
обобщений и осмыслений наиболее передовых
тенденций в области организации управления.
- Метод
структуризации целей
– выработка системы целей организации
и ее последующее совмещение с разрабатываемой
структурой.
- Метод
организационного моделирования
– разработка формализованных математических,
графических или машинных описаний распределения
полномочий и ответственности в организации
на основе четко сформулированных критериев
оценивания степени рациональности организационных
решений.
Типы
структур управления:
Иерархический
тип.
Немецкий
социолог М.Вебер дал наиболее полную
характеристику 6 принципов:
- Принцип иерархичности
уровней управления, при котором каждый
нижестоящий уровень контролируется вышестоящим
уровнем и подчиняется ему.
- Вытекающий
из предыдущего принцип соответствия
полномочий и соответствия работников
управления месту иерархии.
- Принцип разделения
труда на отдельные функции и специализации
работников по выполняемым функциям.
- Принцип формализации
и стандартизации деятельности, обеспечивающий
однородность выполнения работником своих
обязанностей и скоординированность различных
задач.
- Вытекающий
из предыдущего принцип обезличенности
выполнения работниками своих функций.
- Принцип квалифицированного
отбора, в соответствии с которым найм
и увольнение с работы производятся в
строгом соответствии с квалификационными
требованиями.
Сотрудники
подразделяются на:
- Руководителей
– это лица, выполняющие главную функцию
и осуществляющие общее руководство предприятием,
его службами и подразделениями.
- Специалистов
– это лица, выполняющие основную функцию
и занятые анализом информации и подготовкой
решений по экономике, финансами, научно-техническим
и инженерным проблемам и т.д.
- Исполнителей
– это лица, выполняющие вспомогательную
функцию, например, работу по подготовке
и оформлению документов, хозяйственную
деятельность.
Организационные
структуры, относящиеся
к иерархическому
типу:
1.
Линейный тип организационной
структуры (тип прямого
подчинения).
В
основу положен принцип единоличия,
который предлагает представления
руководителю широких прав и полномочий
для выполнения его функций (менеджер
подчинен вышестоящему органу, но руководитель
не имеет права без разрешения
его подчиненным).
[+]:
четкая система взаимосвязей, ясная ответственность,
быстрая реакция и обратная связь в ответ
на указания вышестоящего руководителя.
[–]:
отсутствие подразделений по планированию
производства и подготовке решений, перегрузка
менеджеров верхнего уровня, тенденция
к волоките при решении смежных проблем
подразделений.