Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 03:40, курс лекций

Описание работы

1.Сущность и характерные черты современного менеджмента.
2.Организация работы предприятия
3.Внешняя и внутренняя среда организации.
4.Цикл менеджмента
5.Планирование в системе менеджмента

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)
tify">     II. Организация производства представляет собой совокупность методов, обеспечивающих наиболее целесообразное использование средств и предметов трудовой деятельности с целью выполнения установленных для предприятия плановых заданий.

     Только  при соответствующей организации производства становится возможным эффективное взаимодействие людей в процессе труда, целенаправленность и четкая согласованность всех элементов систем.

     С помощью этого обеспечивается оптимальное  сочетание следующих процессов: основных (производственно-технических), вспомогательных (энергетические, ремонтные и другие службы), обслуживающих (контроль за качеством продукции, транспортные, складские и другие организации).

     Организация производства предполагает разбивку процесса производства на операции, рациональную расстановку работников по рабочим  местам, обеспечение четкой взаимосвязи и взаимодействий между ними.

     Работа  по организации производства может  включать следующие вопросы:

    • определение номенклатуры выпускаемой продукции;
    • создание технологии производства и контроль над ним;
    • организация транспортировки сырья, материалов и готовой продукции;
    • ремонт оборудования;
    • анализ издержек производства;
    • сбор рационализаторских предложений и др.
 

     III. Для повышения эффективности работы организации большое значение имеет мотивация сотрудников, которая осуществляется в 2-х основных формах – поощрение и наказание.

     История развития менеджмента доказала, что  необходим переход от системы  наказания к системе поощрения.

     Мотивация человека складывается из системы ожидания. Сначала человек ожидает, что  предпринятые им усилия приведут к определенному результату, а эти результаты повлекут за собой соответствующее вознаграждение.

     Работник  также предполагает, что ценность его вознаграждения будет соответствовать  его ожиданиям.

     Мотивация бывает:

    • Материальная – осуществляется через выплаты премий, заработной платы и других материальных вознаграждений.
    • Моральная – к ней относятся благодарности, грамоты, фотографии на доске почета и др.
    • Социальная – состоит в создании менеджером условий для интересной творческой работы в дружном, слажено работающем коллективе, в котором каждый работник может рассчитывать на помощь и поддержку со стороны коллег.

     Кроме того менеджер должен проводить работу по налаживанию взаимоотношений  между администрацией и персоналом предприятия. 

     IV. Контроль является заключительной функцией цикла менеджмента. Он заключается в наблюдении за ходом производственных процессов и выявлением отклонений от них.

     Универсальной системы контроля нет. Она должна разрабатываться конкретно для  каждого предприятия.

     В последнее время контроль над  производством получил широкое  распространение.

     В условиях конкурентной борьбы большое  значение имеет анализ издержек производства для выявления всех видов потерь. Кроме того, важное значение имеет быстрота их исчисления.

     Другим  видом контроля является сравнение  сметы доходов и расходов с  реальными результатами.

     В последнее время большое распространение  в практике контроля получил экологический подход. Он предполагает, что человек является составной частью экосистемы – такого сообщества, которое живет и развивается по определенным законам и все члены сообщества должны приспосабливаться друг к другу.

     Деловой мир живет и развивается по аналогичным законам. Его участники выступают одновременно как поставщики, потребители, продавцы, конкуренты и т.д. поэтому, те предприятия, которые умеют приспосабливаться к условиям изменяющегося мира, живут и работают более эффективно. 
 
 

ЛЕКЦИЯ  №5 

ТЕМА: Планирование в системе менеджмента. 

  1. Стратегическое  планирование.
  2. Тактическое планирование.
 

     I. Стратегическое планирование – это набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке определенных стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.

     Стратегия – представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижения ее целей.

     Миссия  – это основная общая цель организации, которая является причиной ее существования.

     Цели  организации разрабатываются для  осуществления миссии.

     Основные  требования, предъявляемые к целям: конкретность и измеримость, ориентация во времени, достижимость.

     Стратегическое  планирование включает в себя следующие этапы:

    1. Определение миссии и целей организации.
    2. Оценка и анализ внешней среды.

      На  этом этапе руководство оценивает  внешние возможности и опасности, из которых можно выделить следующие направления:

      • экономические;
      • политические;
      • рыночные;
      • технологические;
      • международные факторы;
      • факторы конкуренции и социального поведения.
    1. Управленческое обследование внутренних сильных и слабых сторон деятельности организации.

      Оно включает в себя следующие функции:

      • маркетинг;
      • финансы (бухгалтерский учет);
      • операции (производство);
      • трудовые ресурсы;
      • культура и образ корпорации.
    1. Оценка и выбор стратегических альтернатив.

      Существуют  следующие альтернативы:

      1. Ограниченный рост – характерно установление целей от достигнутого с учетом инфляции.
      2. Рост – осуществляется путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей.
      3. Сокращение – оно может включать ликвидацию, отсечение лишнего, сокращение и переориентацию, сочетание.
 

     II. Тактика – это краткосрочный план предприятия.

     Тактику разрабатывают в развитии стратегии. Если стратегию разрабатывает высшее руководство организации, то тактику разрабатывает, как правило, руководство среднего звена.

     Тактика рассчитана на более короткий период, чем стратегия.

     Если  результаты стратегии не могут быть обнаружены в течение нескольких лет, то тактические результаты проявляются очень быстро.

     После составления краткосрочных и  долгосрочных кредитов руководство  должно выявить дополнительные ориентиры  для достижения цели. Такими ориентирами  служат политика, процедуры и правила.

     Политика  – это общее руководство для действий и решений, которые облегчают достижение целей.

     Процедура – описывает действие, которое нужно предпринять в конкретной ситуации.

     Правила – точно определяют что нужно предпринять в каждой специфической единичной ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛЕКЦИЯ  №6 

ТЕМА: Сущность делегирования. 

  1. Делегирование, ответственность и полномочия.
  2. Эффективная организация распределения полномочий.
 

     I. Большую роль при выполнении планов организации играет делегирование.

     Делегирование – это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их исполнение. Делегирование является средством, с помощью которого руководство распределяет среди сотрудников различные задачи, которые должны быть выполнены в соответствии с занимаемой должностью и для выполнения цели организации.

     Ответственность – это обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное выполнение. Ответственность не может быть делегирована как полномочия.

     Полномочия  – это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

     Существуют  определенные пределы полномочий, которые  внутри организации определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями.

     Полномочия  передаются должности, а не конкретному человеку.

     Существуют  определенные типы полномочий:

    1. Линейные – передаются непосредственно от руководителя подчиненному, и при необходимости дальше другим подчиненным. Менеджер, наделенный линейными полномочиями, может действовать в пределах конкретной организационной структуры без согласования с другими руководителями (начальник цеха на предприятии).
    2. Административные (штабные) – основываются на делегировании различных функций аппарата управления.

     Существуют  следующие разновидности административных полномочий:

    1. Рекомендательные полномочия – предполагают, что линейный руководитель может обращаться в соответствующие службы административного аппарата за советами и получать необходимые консультации. Однако они не обязаны их принимать к безусловному исполнению.
    2. Параллельные полномочия – их целью является установление системы сбалансированной власти, что способствует созданию действенного контроля и предотвращение ошибок в работе (подписи директора, главного бухгалтера)
    3. Функциональные полномочия – аппарат управления, наделенный такими полномочиями, может как начать, так и запретить какие-то действия в области своей компетенции.
 

     II. От эффективной организации распределения полномочий зависит в целом эффективность работы организации. Для этого необходимо координирование взаимоотношений между линейным и штабным аппаратом.

     Соблюдения  принципа единоначалия (работник получает полномочия от одного человека и отвечает перед ним) ограничение нормы  управляемости (уровень управления может влиять на величину нормы управления, однако оптимально считается 7-10 человек).

     Существуют  определенные препятствия к эффективному делегированию:

    1. Со стороны руководителя – руководитель считает, что сам может выполнить работу лучше; отсутствие способности руководить; недоверие к подчиненному; боязнь риска; отсутствие контроля для предупреждения руководства о возможной опасности.
    2. Со стороны подчиненных – подчиненный считает более удобным спросить руководителя что делать, чем самому решать проблемы; боится критики за совершенные ошибки; отсутствие информации и ресурсов для выполнения работы; он перегружен работой; неуверенность подчиненного в себе; подчиненному не предлагается положительных стимулов за дополнительную ответственность.
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛЕКЦИЯ  №7 

ТЕМА: Мотивация и потребности. 

  1. Смысл и  эволюция – понятие мотивации. Современные  теории мотивации.
  2. Мотивация и ее факторы.
 

     I. Мотивация – это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"