Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 03:40, курс лекций
1.Сущность и характерные черты современного менеджмента.
2.Организация работы предприятия
3.Внешняя и внутренняя среда организации.
4.Цикл менеджмента
5.Планирование в системе менеджмента
Мотивация прошла длительный исторический путь. Сначала в управлении использовался метод «кнута и пряника», который предполагал поощрения за хорошую работу, или наказания за плохую.
Длительное время оплата труда работников была установлена на таком уровне, который позволял работнику лишь прокормить себя. Позже мотивация зависела от количества и качества труда работающего.
А в 20-е гг. прошлого века была сделана попытка использовать в управлении методы психологии (Элтон Мейо).
Современные теории мотивации состоят из 2-х часте: содержательной и процессуальной.
Теория потребностей Дэвина Макклелланда утверждает, что людям свойственны 3 основные потребности – власти, успеха и причастности.
II. В последнее время руководители организации стали понимать, какое значение имеет мотивация в повышении эффективности работы организации.
Существуют следующие основные факторы мотивации:
ЛЕКЦИЯ
№8
ТЕМА:
Контроль и его
виды.
I. Контроль является последней из основных функций менеджмента, после планирования, организации и мотивации.
Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение фирмой поставленных целей.
Контроль – это управленческая деятельность, в задачи которой входит количественная и качественная оценка, учет результатов работы организации.
Контроль направлен на выявление, предупреждение отклонений и недостатков, а также на их оперативное устранение. Главными инструментами выполнения этой функции является наблюдение, проверка всех сторон деятельности предприятия, учет и анализ.
?
Этот
этап показывает, насколько близки
функции контроля и планирования.
Для первого этапа важно
На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. Деятельность осуществляется на этом этапе контроля, является наиболее значимой.
- Определение масштаба допустимых отклонений и принцип исключения.Определение масштаба допустимых отклонений – кардинально важный вопрос. Для того чтобы был эффективным контроль, преимущества системы контроля должны перевешивать затраты на ее функционирование. Одним из способов возможного увеличения экономической эффективности контроля, состоит в использовании метода управления по принципу исключения. Он состоит в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов и норм.
- Измерение результатов. Самый трудный и дорогостоящий элемент контроля, позволяющий установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты. Для того чтобы быть эффективной, система измерения должна соответствовать тому виду деятельности, которой подвергается контроль в начале следует выбрать единицу измерения.
- Передача и распространение информации – играет ключевую роль в обеспечение эффективности контроля.
-
Оценка информации о
результатах.
II. Виды контроля:
III. В эффективность контроля входят: выполнение обязательств, предотвращение недостатков, затраты на контроль.
Эффективно поставленный контроль должен:
Обязательным элементом эффективного контроля является относительная и достаточная его простота.
Выполнение задач контроля – данное требование состоит в том, что контроль должен определить совпадение или отклонение в системе управления организации и способствовать устранению отклонений и выработки эффективных решений.
Определение
границ контроля –
предприятие обязано соблюдать нормы
контроля, определенные действующим законодательством.
ЛЕКЦИЯ
№9
ТЕМА:
Система методов
управления. Самоменеджмент.
I. В любой организации руководитель применяет определенные методы управления или воздействия на работников.
Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.
В менеджменте существует большое разнообразие методов управления, однако наибольшее распространение получила следующая характеристика:
Административные методы предусматривают разработку организационных решений, определение необходимых ресурсов, сроков исполнения ответственных лиц и предлагают контроль исполнения.
Эти методы опираются в основном на власть руководителя, его права и присущую организации дисциплину.
Руководитель в этом случае является администратором.
Административные методы существуют в трех возможных формах: обязательное предписание (приказ, распоряжение, запрет и т.д.), согласительные методы (консультации и разрешение компромиссом), рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т.д.).
Эти методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работника.
В деятельности менеджера экономические методы занимают центральное место. Они выступают в следующих основных формах: планирование, анализ, коммерческий расчет, ценообразование, финансирование.
Деловая,
творческая обстановка и здоровый психологический
климат в трудовом коллективе являются
наиболее важными в факторами для достижения
желаемых результатов в производстве.
Эти методы основаны на использовании
моральных стимулов к труду и воздействия
на личность с помощью психологических
приемов. Основными средствами воздействия
на коллектив являются убеждение и участие.
II. Под самоменеджментом (самоуправлением) понимают демократизацию управления, которая позволяет работникам участвовать в процессе принятия решений, влиять на положение дел на предприятии.
Самоуправление на любом уровне представляет собой процесс превращения человека из объекта управленческой деятельности в ее субъект.
Самоуправление предусматривает не только самостоятельное принятие коллективом каких-либо решений, но и их обязательное выполнение всеми работниками.
Основные формы производственной демократии: