Курс лекций по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 03:40, курс лекций

Описание работы

1.Сущность и характерные черты современного менеджмента.
2.Организация работы предприятия
3.Внешняя и внутренняя среда организации.
4.Цикл менеджмента
5.Планирование в системе менеджмента

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

     Мотивация прошла длительный исторический путь. Сначала в управлении использовался метод «кнута и пряника», который предполагал поощрения за хорошую работу, или наказания за плохую.

     Длительное  время оплата труда работников была установлена на таком уровне, который  позволял работнику лишь прокормить себя. Позже мотивация зависела от количества и качества труда работающего.

     А в 20-е гг. прошлого века была сделана  попытка использовать в управлении методы психологии (Элтон Мейо).

     Современные теории мотивации состоят из 2-х  часте: содержательной и процессуальной.

    1. Содержательные теории мотивации - основываются на определении тех потребностей, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Одной из таких теорий является теория Абрахама Маслоу. Согласно этой теории у человека существуют физиологические потребности безопасности и защищенности, социальные потребности, потребности в уважении и самоуважении. Вначале человек удовлетворяет низшие потребности, а затем высшие. Однако в жизни этот порядок может быть нарушен, и человек будет удовлетворять те потребности, которые ему на данный момент наиболее важны.

      Теория  потребностей Дэвина Макклелланда утверждает, что людям свойственны 3 основные потребности – власти, успеха и причастности.

      1. Люди с развитой потребностью власти очень активны, имеют свою точку зрения, не боятся конфликтов и т.д. Их можно мотивировать продвижением по службе.
      2. Люди с развитой потребностью успеха рискуют умеренно, берут на себя личную ответственность за выполнение задания, начатую работу стараются доводить до успешного результата. Этих людей можно мотивировать тем, что предложить работу с умеренной степенью риска, а за достигнутые результаты поощрять конкретно.
      3. Люди с потребностью причастности заинтересованы в налаживании контактов, оказании помощи другим и т.д. Этим людям нужно предоставить возможность широкого общения.
    1. Процессуальные теории мотивации - основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Теория ожидания Виктора Врума основываются на том, что людям свойственно ожидание в отношении:
      • Затрат труда – результатов
      • Результатов – вознаграждения
      • Вознаграждения – ценности
 

     II. В последнее время руководители организации стали понимать, какое значение имеет мотивация в повышении эффективности работы организации.

     Существуют  следующие основные факторы мотивации:

  1. Заработная плата – суть успешного управления состоит в низких затратах и высокой заработной плате работников. З/п должна зависеть от количества и качества труда и предполагает различные доплаты за квалификацию, стаж и другие показатели. Однако на современном этапе вознаграждение за труд предполагает и новые формы мотивации – жилье, медицинское обслуживание, персональный автомобиль, оплаченное питание и отдых, программа участия в прибыли, льготное кредитование и т.д.
  2. Рабочая среда – обстановка, в которой осуществляется работа влияет на отношение персонала к труду. Поэтому в последнее время стал применяться гибкий график работы, работы в домашних условиях, сокращенная рабочая неделя и т.д.
  3. Стабильность – если человек постоянно находится под угрозой увольнения, боится утратить свое положение или уважение других людей, от него невозможно ждать высокой отдачи в работе.
 
 
 
 
 
 

ЛЕКЦИЯ  №8 

ТЕМА: Контроль и его  виды. 

  1. Понятие и этапы контроля.
  2. Виды контроля.
  3. Характеристика эффективного контроля.
 

     I. Контроль является последней из основных функций менеджмента, после планирования, организации и мотивации.

     Контроль  – это процесс, обеспечивающий достижение фирмой поставленных целей.

     Контроль  – это управленческая деятельность, в задачи которой входит количественная и качественная оценка, учет результатов работы организации.

     Контроль  направлен на выявление, предупреждение отклонений и недостатков, а также  на их оперативное устранение. Главными инструментами выполнения этой функции  является наблюдение, проверка всех сторон деятельности предприятия, учет и анализ.

     ?

  1. ?

     Этот  этап показывает, насколько близки функции контроля и планирования. Для первого этапа важно определить показатель результативности, точно  определяющей то, что должно быть получено, чтобы поставленная цель считалась достигнутой. Стандарты – это конкретные цели, прогресс в отношение которых поддается измерению. Эти цели вырабатывают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации. Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, характеризуются наличием временных рамок и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы.

  1. ?

     На  этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. Деятельность осуществляется на этом этапе контроля, является наиболее значимой.

     - Определение масштаба допустимых отклонений и принцип исключения.Определение масштаба допустимых отклонений – кардинально важный вопрос. Для того чтобы был эффективным контроль, преимущества системы контроля должны перевешивать затраты на ее функционирование. Одним из способов возможного увеличения экономической эффективности контроля, состоит в использовании метода управления по принципу исключения. Он состоит в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов и норм.

     - Измерение результатов. Самый трудный и дорогостоящий элемент контроля, позволяющий установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты. Для того чтобы быть эффективной, система измерения должна соответствовать тому виду деятельности, которой подвергается контроль в начале следует выбрать единицу измерения.

     - Передача и распространение информации – играет ключевую роль в обеспечение эффективности контроля.

     - Оценка информации о результатах. 

     II. Виды контроля:

    1. Общий – контроль управляемой системы в целом.
    2. Функциональный – контроль отдельной функции, или отдельного подразделения, участка.
    3. Предварительный – контроль на начальной стадии выполнения задания. Данный вид контроля осуществляется менеджером преимущественно на стадии создания компании или на стадии начала каких-либо работ. При осуществлении предварительного контроля менеджер должен обязательно учитывать наличие материальных, человеческих и финансовых ресурсов. На стадии предварительного контроля можно выявить отклонения от стандартов и норм в различные моменты. Он имеет разновидности:
      • Диагностический - контроль, включающий такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и т.п.
      • Терапевтический – контроль, позволяющий не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры.
    1. Текущий – контроль, играющий роль основы системы обратной связи.
    1. Оперативный – оно показывает одно из его главных преимуществ – оперативность.
    2. Промежуточный – контроль в середине выполнения задачи или работы.
    3. Заключительный (финальный) – контроль, осуществляемый по окончанию выполнения задания или работ.
    4. Плановый – контроль, осуществляемый в классовом порядке, например, ежемесячно, ежеквартально.
    5. Внезапный – контроль, осуществляемый при поступлении негативных сигналов из внутренней среды предприятия.
    6. Внешний – контроль, осуществляемый специалистами со стороны или сторонними организациями.
 

     III. В эффективность контроля входят: выполнение обязательств, предотвращение недостатков, затраты на контроль.

     Эффективно  поставленный контроль должен:

  • Иметь стратегическую направленность, т.е. быть целеустремленным.
  • Ориентироваться на результаты.
  • Соответствовать характеру деятельности предприятия.
  • Быть своевременным, гибким, экономным, полным, систематичным, объективным.

     Обязательным  элементом эффективного контроля является относительная и достаточная его простота.

     Выполнение  задач контроля –  данное требование состоит в том, что контроль должен определить совпадение или отклонение в системе управления организации и способствовать устранению отклонений и выработки эффективных решений.

     Определение границ контроля –  предприятие обязано соблюдать нормы контроля, определенные действующим законодательством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛЕКЦИЯ  №9 

ТЕМА: Система методов  управления. Самоменеджмент. 

  1. Понятие и классификация методов управления.
  2. Самоменеджмент (самоуправление).
 

     I. В любой организации руководитель применяет определенные методы управления или воздействия на работников.

     Метод управления –  это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.

     В менеджменте существует большое  разнообразие методов управления, однако наибольшее распространение получила следующая характеристика:

  1. Организационно-административные – система способов воздействия на управляемый объект, обеспечивающая планомерную и слаженную деятельность управляющей и управляемой систем.

     Административные  методы предусматривают разработку организационных решений, определение необходимых ресурсов, сроков исполнения ответственных лиц и предлагают контроль исполнения.

     Эти методы опираются в основном на власть руководителя, его права и присущую организации дисциплину.

     Руководитель в этом случае является администратором.

     Административные  методы существуют в трех возможных  формах: обязательное предписание (приказ, распоряжение, запрет и т.д.), согласительные методы (консультации и разрешение компромиссом), рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т.д.).

     Эти методы служат средством прямого  воздействия на процесс производства и труд работника.

  1. Экономические – использование в управлении экономических рычагов и инструментов, которые могут целенаправленно воздействовать на благоприятные условия работы и развитие организации.

     В деятельности менеджера экономические  методы занимают центральное место. Они выступают в следующих  основных формах: планирование, анализ, коммерческий расчет, ценообразование, финансирование.

  1. Социально-психологические – предполагают создание таких производственных отношений между коллективом и отдельными работниками, при которых их способности могли бы наиболее полно реализоваться.

     Деловая, творческая обстановка и здоровый психологический  климат в трудовом коллективе являются наиболее важными в факторами для достижения желаемых результатов в производстве. Эти методы основаны на использовании моральных стимулов к труду и воздействия на личность с помощью психологических приемов. Основными средствами воздействия на коллектив являются убеждение и участие. 

     II. Под самоменеджментом (самоуправлением) понимают демократизацию управления, которая позволяет работникам участвовать в процессе принятия решений, влиять на положение дел на предприятии.

     Самоуправление на любом уровне представляет собой процесс превращения человека из объекта управленческой деятельности в ее субъект.

     Самоуправление  предусматривает не только самостоятельное  принятие коллективом каких-либо решений, но и их обязательное выполнение всеми работниками.

     Основные  формы производственной демократии:

  1. Самоучастие в управлении – право работника на получение информации о деятельности предприятия, о планах администрации, на выражение своего мнения, на привлечение к управлению предприятием с правом совещательного голоса.
  2. Соуправление – это право на участие в принятом решении, наложения вето на отдельные постановления, принимаемые администрацией и т.д.
  3. Внутренний контроль – это право контроля над действиями администрации с правом вето без прямого привлечения работников к управлению делами предприятия.
  4. Самоуправление – право на прямое управление предприятием по главным направлениям на основе принципа «один человек – один голос», так и на косвенное (через избранных представителей) по всем остальным направлениям. В этом случае высшим органом управления является общее собрание, а исполнительная власть делегируется администрации.

Информация о работе Курс лекций по "Менеджменту"