Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 03:40, курс лекций
1.Сущность и характерные черты современного менеджмента.
2.Организация работы предприятия
3.Внешняя и внутренняя среда организации.
4.Цикл менеджмента
5.Планирование в системе менеджмента
2. Функциональный тип организационной структуры.
Особенностью является то, что каждая структурная единица специализируется на выполнении определенной функции. Выполнение распоряжений руководителя функционального подразделения в пределах его полномочий обязательно для нижестоящих структурных подразделений.
[+]: освобождение руководителей производственных подразделений от необходимости решения специальных вопросов, возможность использования опытных специалистов, уменьшение потребности в экономистах.
[–]: усложнение взаимосвязей, затруднение координации действий по управлению, проявление тенденций к чрезмерной координации.
3. Линейно-функциональный тип организационной структуры.
Сущность в том, что руководство производством обеспечивается как линейным аппаратом, так и функциональными службами. Основу составляет «шахматный» принцип построения специализации управленческого процесса по функциональным подсистемам организации: маркетинг, финансы, плановый, производство.
[+]: освобождение линейных руководителей от несвойственных им функций обеспечения производства ресурсами; возможность координации действий между линейными и функциональными подразделениями; высокая степень специализации структурных подразделений предприятия.
[–]: необходимость для линейных руководителей постоянного согласования при решении текущих вопросов производства, экономики, кадров, как с соответствующими функциональными группами, так и с высшим руководством; длинная цепь команд и искажение коммуникаций.
4. Штабной тип организационной структуры.
Этот тип предназначен для организации работы менеджеров высшего звена управления. При таком руководителе создается группа подразделений, целью которых является получение и анализ необходимой информации, подготовка и обеспечение руководства необходимым набором вариантов решения конкретной проблемы.
[+]: качественная подготовка планов и вариантов решений, высокая степень специализации деятельности, профессионализм персонала.
[–]: тенденция к чрезмерной централизации управления, снижение персональной ответственности сотрудников за результаты работы.
5. Линейно-штабная структура управления.
Она
предусматривает функциональное разделение
управленческого труда в
[+]: более глубокая проработка стратегических вопросов; разгрузка высших руководителей; возможность привлечения внешних консультантов и экспертов.
[–]: недостаточно четкое распределение ответственности; тенденция к чрезмерной централизации управления.
6. Дивизионная структура управления.
Ключевые фигуры в управлении организацией с дивизионной структурой – менеджеры, возглавляющие производственные отделения, так называемые дивизионы. Структуризация по дивизионам производится по одному из критериев:
[+]: структура способна обеспечить управление многопрофильными организациями с общей численностью сотрудников сотен тысяч; обеспечение большой гибкости и быстрой реакции на изменения в окружении предприятия; отделения становятся «центрами получения прибыли»; более тесная связь производства с потребителем.
[–]: большое количество «этажей управленческой вертикали»; разобщенность штабных структур; волокита, перегруженность управленцев; дублирование функций на разных «этажах» → высокое содержание управленческой структуры.
7. Матричный тип организационной структуры (программно-целевая).
Предполагает разработку программы для достижения конкретной цели. При этом типе параллельно функционируют вертикальная и горизонтальная линии исполнительной власти, что требует от менеджеров высшего звена управления четкой координации проводимых работ.
[+]: ориентация на выполнение конечной цели программы; межфункциональная организация работы; эффективное текущее планирование; рациональное использование качественных ресурсов; разгрузка высшего руководства.
[–]: трудности в обеспечении баланса власти между руководством вертикального и горизонтального уровней; сложность отчетности и контроля за работой; угроза двойного подчинения для сотрудников; высокие требования к квалификации персонала.
8. Проектный тип организационной структуры.
Каждый проект имеет свою структуру. Управление проектом включает определение его целей, формирование структуры, планирование и организация работ, координацию действий исполнителей.
[+]: высокая гибкость и сокращение численности управленческого персонала.
[–]: высокие требования к квалификации, личным и деловым качеством руководителя проекта; дробление ресурсов между проектами; сложный процесс развития государства как единого целого.
9. Бригадная (кросс-функциональная) структура управления (рабочие артели).
Основой является организация работ по рабочим группам и бригадам.
Основные принципы: самостоятельное принятие решений рабочих групп; замена жестких управленческих связей гибкими связями; привлечение для разработки и решения задач сотрудников разных подразделений.
[+]: сокращение управленческого аппарата и повышение эффективности управления, гибкое использование кадров, создание условий для самосовершенствования, сокращение потребности в специалистах широкого профиля.
[–]:
усложнение взаимодействия, сложность
в координации работ отдельных бригад,
потребность в высокой квалификации и
ответственности персонала, высокие требования
к коммуникации.
ЛЕКЦИЯ
№3
ТЕМА:
Внешняя и внутренняя
среда организации.
I. Внутренняя среда – это ситуационные факторы внутри организации.
К основным факторам внутренней среды относятся:
II. Внешняя среда – это те факторы, которые влияют на деятельность предприятия извне.
Внешняя среда обладает следующими характеристиками:
1. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и ее деятельность. Она включает следующие факторы:
2. Среда косвенного воздействия – это те факторы, которые не оказывают прямого немедленного воздействия на фирму, но все же влияют на нее. Она включает:
ЛЕКЦИЯ
№4
ТЕМА:
Цикл менеджмента.
I. Управление – регулирование процессов вложения и обработки ресурсов, производства и реализации продукции.
Цикл менеджмента – совокупность процессов, совершаемых в течение определенного времени. Он включает:
Важнейшей функцией управления является планирование, т.к. оно позволяет поддерживать пропорциональность производства, слаженную работу всех подразделений предприятия, рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.
Основными принципами планирования являются: комплексность, гибкость, непрерывность, экономность.
Кроме того необходима целостность перспективного и текущего планирования.
План
предприятия выступает как
Планирование в условиях рынка имеет свои особенности. В развитых экономических странах существует хорошо отлаженная система планирования при одновременном отсутствии системы в масштабах всей страны.
Большая
роль отводится долгосрочному
Планирование должно быть непрерывным. Это объясняется тем, что ситуация вокруг предприятия постоянно меняется, а это требует корректировки планов.
В
большинстве случаев планы
Большую
роль при планировании в условиях
рынка играют изучение рынка и
учет интересов всех потребителей.