Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:58, курс лекций

Описание работы

Тема 1.Сущность и основные характеристики курса «Менеджмент»
Тема 2.Эволюция науки об управлении организацией
Тема 3. Стиль управления
...
Тема 8. Мотивация труда

Файлы: 1 файл

лекции Основы менеджмента курсы.doc

— 611.50 Кб (Скачать файл)

 

Тема 1.Сущность и основные характеристики  курса  «Менеджмент»

  1. Сущность понятия управление
  2. Характеристика роли менеджера в современном воспроизводственном процессе
  3. Принципы управления
  4. Функции управления
  5. Методы управления

 

1.Сущность понятия управление

 

Менеджмент, сущ. 1 процесс управления. 2 люди, управляющие организацией. 3 (Медицина и психиатрия) лечение или врачебное наблюдение заболеваний и расстройств, либо уход за пациентами, страдающими от них. 4 арх. Мошенничество, обман.

[Concise Oxford Dictionary]


 

 Окружающий человека  мир принято делить на неживую  природу, живую природу и человеческое  общество. Соответственно выделяют  управление техническими системами  (производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин), управление  биологическими системами и управление социальными системами (человеком, семьей, фирмой, отраслью, муниципальным образованием, регионом, государством и т.д.), или иными словами социальное управление.

Некоторые ученые считают, что менеджмент не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент — всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».

Понятие "управление" используется в следующих значениях:

1) управление как наука – система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления;

2) управление как искусство – способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации. Как заметили Кунц и О Доннел "Управление – это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному делу или футболу. Но всякое искусство использует лежащие в его основе организованное знание (концепции, теории, принципы, методы) и применяют его с учетом реальной обстановки для достижения желаемого практического результата". Различие между наукой и искусством Клаузевиц видел так: цель науки – знание, цель искусства – умение;

3) управление как функция – деятельность, которая по своему назначению и содержанию принципиально отличается от производственной функции;

4) управление как процесс – определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию или услуг на "выходе" системы (функциональный подход); совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском вариантов их решения и организацией выполнения принятых решений;

5) управление как аппарат – совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации и т.п.) для достижения их целей.

Таким образом, менеджмент (management) - это:

А) процесс управляющего взаимодействия, отношения управления;

Б) люди, управляющие организацией; управленческие должности;

В)наука управления, область знания, опыт управления людьми и организациями;

Г) искусство управления, совокупность личностных качеств и компетенций.

Можно выделить следующие объекты менеджмента:

А) люди, группы людей, организации; Б) предметы и механизмы; В) информация; Г) деньги; Д) коммуникации; Е) полуавтономные системы (напр. компьютеры).

Кроме того, в качестве объекта  управления можно рассматривать  самого "человека управляющего" - управление собственным поведением, состоянием (например, стрессом), временем и т.п.

Отсюда менеджер - человек, управляющий подобными объектами и, прежде всего, другими людьми и организациями (в частности, деловыми организациями).

В системе научных знаний менеджмент тесно связан с философией, психологией, экономикой, социологией, социальной психологией, историей, правом и стратегией (военной наукой).

Как практическая наука менеджмент нацелен на поиск эффективных способов и моделей управления социотехническими системами.

На теоретическом уровне ОБЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ изучает общие, даже универсальные, принципы, применимые к большинству ситуаций, возникающих в результате взаимодействия человека с организацией и организационной средой (внутренней и внешней). Иногда, в общем менеджменте отражается совокупность ключевых ТЕОРИЙ и КОНЦЕПЦИЙ (например, Kaizen, Just-in-Time, Total Quality Management, Project Management, Konban, Empowerment и т.д.).

На функционально-прикладном уровне существует множество различных дисциплин: УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (Human Resources Management), ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ (Organizational Behavior), маркетинг (Marketing), СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (Public Relations), МЕНЕДЖМЕНТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (Information Technologies Management), ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (Financial Management), УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ (Time-management), САМОМЕНЕДЖМЕНТ (Self-management), МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (International Management), ЛОГИСТИКА (Logistics) и УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ (Resource Management). Кроме того, в разрезе временной отнесенности различают ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (Operational Management), СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ (Strategic Management), АНТИ-КРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ (Crisis Management) и МЕНЕДЖМЕНТ ИЗМЕНЕНИЙ (Change Management).

 

2. Характеристика  роли менеджера в современном  воспроизводственном процессе

Объективная необходимость  управленческого труда порождает  особую группу работников – профессиональных управляющих (менеджеров).

 
Следует отметить, что понятие "менеджмент" впервые стало применяться в  американской терминологии еще в 30-х  годах прошлого столетия. Слово -"менеджмент" использовалось для того, чтобы охарактеризовать способность управленческих работников добиваться поставленных Целей, используя труд, интеллект и мотивы других людей.

"Менеджер" в современном понимании - это работник, занимающий управленческую должность и наделенный полномочиями в области разработки и принятия решений (обоснованных и часто выработанных с использованием компьютерной техники) в конкретной области деятельности организации.

Следует отделять «менеджеров» от «предпринимателей».

Предпринимателями называют тех инициативных граждан, кто на свой страх и риск предпринимает какие-либо хозяйственные действия с целью получения прибыли. Являются ли предпринимателями наемные менеджеры? Очевидно, нет, поскольку они не отвечают своим имуществом за результаты деятельности. Это не значит, что они не имеют права проявлять инициативу, осуществлять те или иные изменения. Просто оценка их деятельности идет в других формах, чем для предпринимателей.

По сравнению с другими видами труда, труд менеджера имеет ряд специфических особенностей:

-он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и конструктивной, информационно-технической;

-участвует в сознании материальных благ и оказании услуг опосредовано, через труд других работников;

-предметом труда является информация;

-средством труда – организационная  и вычислительная техника;

-результатом труда – управленческое  решение. 

Можно выделить пять групп  функциональных процессов, которые  охватывают деятельность любой организации и являются объектом управления со стороны менеджмента: 
1. производство; 
2. маркетинг; 
3. финансы; 
4. работа с кадрами; 
5. эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности). 

Минцберг выделяет десять функционально-ситуативных ролей, в которых (в разной мере) выступают различные менеджеры:

Межличностные роли

  1. Глава организации (figurehead role). Все менеджеры должны выполнять определенные обязанности церемониального или символического характера.
  2. Лидер (leader). Это руководитель, ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, т.е. за то, чтобы работники действовали в интересах организации, для достижения ее целей. Лидер отвечает за набор и подготовку работников, их реальную деятельность, контролирует выполнение работниками своих функций. Фактически эта роль охватывает все управленческие действия с участием подчиненных.
  3. Связующее звено (liaison). Выполнение этой роли предполагает, что менеджер обеспечивает формирование и поддержание системы межличностных отношений за пределами организации.

Информационные  роли

  1. Приемник информации (monitor). Разыскивает и собирает разнообразную информацию об изменениях, которые происходят за пределами организации, возможностях и проблемах, которые могут из-за этого возникнуть.
  2. Распространитель информации (disseminator). Осуществляет селективное распространение информации, полученной из внешних источников или от сотрудников организации. К непосредственным обязанностям относятся рассылка почты и специально подготовленных сообщений и обзоров по подразделениям с целью передачи полезной информации либо личные контакты с той же целью (обзоры, беседы, встречи).
  3. Представитель (spokesperson). Основная задача представителя - выражение за пределами организации ее официальной точки зрения по существенным вопросам. Он публикует информацию относительно планов организации, ее политики, действий, результатов работы, выступает от имени организации как эксперт, выступает на брифингах и пресс-конференциях для средств массовой информации и т.д..

Роли, связанные с принятием решений

  1. Предприниматель (entrepreneur). Менеджер в этой роли должен способствовать улучшению деятельности организации. Он изыскивает возможности внутри самой организации и во внешней среде, разрабатывает и запускает проекты по использованию этих возможностей, а также контролирует исполнение этих проектов. Характер вносимых им инноваций зависит от позиции внутри организации. Стратегический успех фирмы в значительной степени зависит от эффективности исполнения именно этой роли ведущими менеджерами фирмы.
  2. Устраняющий нарушения (disturbance handler). Отвечает за корректирующие действия в ситуациях, когда организация оказывается перед лицом важных и неожиданных отклонений от прогнозируемого хода событий. Поскольку отклонения происходят неожиданно, решения по преодолению связанных с ними проблем должны приниматься быстро. Следовательно, эта роль имеет определенный приоритет перед другими ролями. Сиюминутные цели должны обеспечить организации стабильность. Выполнение этой роли связано с осуществлением функции оперативного управления.
  3. Распределитель ресурсов (resource allocator). Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации. Поскольку любая организация функционирует в условиях ограниченности ресурсов, а любое существенное решение предполагает их использование, то для их эффективного использования необходимо сознательно управлять этим процессом. К таким ресурсам относятся, в частности, деньги, люди, время, оборудование, материалы и т.п.
  4. Ведущий переговоры (negotiator). Эта роль связана с необходимостью менеджеров торговаться с представителями других подразделений и организаций или отдельными людьми для того, чтобы отстаивать интересы собственной организации или подразделения. Переговоры могут затрагивать вопросы выполнения работы, целей, ресурсов, условий продаж или покупок или чего угодно иного, что влияет на организацию, от имени которой они ведутся.

 

2. Принципы  управления – это правила, которыми руководствуются или должны руководствоваться субъекты управления в определенных условиях социально-экономического развития. Они определяют требования к системе, процессу и механизму управления. С развитием общества изменяются и принципы управления.

В научной и учебной  литературе нет единой классификации  принципов управления. Для изучения и совершенствования системы управления важное значение имеют принципы управления, сформулированные А. Файолем. К ним относятся:

1. Разделение труда.  Это необходимо для выполнения  большей по объему и лучшей  по качеству работы.

2. Полномочия и ответственность.  Делегирование полномочий каждому работающему, ответственность за выполнение работы.

3. Дисциплина. Она предполагает  соблюдение достигнутых между  работниками и руководством соглашений. Нарушение достигнутых соглашений  ведет к санкциям.

4. Единоначалие. Получение  приказа и отчет только перед одним непосредственным начальником.

5. Единство действий. Каждая группа, действующая в  рамках одной цели, должна быть  объединена единым планом и  иметь одного руководителя.

6. Подчиненность личных  интересов общим. Интересы одного  работника или группы работников не должны превалировать над интересами фирмы или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение. Для  того, чтобы обеспечить верность  и поддержку работников, они должны  получать справедливую зарплату  за свой труд.

8. Централизация. Достижение лучших результатов при правильном соотношении между централизацией (сосредоточением управления в одном месте, в одних руках) и децентрализацией (передачей прав, функций и ответственности с верхних уровней управления на нижние).

9. Скалярная цепь. Передача распоряжений и осуществление коммуникаций между уровнями иерархии как непрерывная цепь команд ("цепь начальников").

10. Порядок. Рабочее  место для каждого работника  и каждый работник на своем  месте.

11. Справедливость. Справедливое  проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи.

12. Стабильность персонала.  Установка работников на лояльность  организации и долгосрочную службу. Высокая текучесть кадров снижает  эффективность работы организации.  При этом следует учитывать, что посредственный работник, как правило, держится за место, в то время как талантливый - нередко склонен к перемене мест работы.

13. Инициатива. Поощрение  работающих к выработке независимых  суждений и действий в границах  их полномочий и работ.

14. Корпоративный дух. Гармония интересов персонала и организации ("в единении - сила").

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"