Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:58, курс лекций

Описание работы

Тема 1.Сущность и основные характеристики курса «Менеджмент»
Тема 2.Эволюция науки об управлении организацией
Тема 3. Стиль управления
...
Тема 8. Мотивация труда

Файлы: 1 файл

лекции Основы менеджмента курсы.doc

— 611.50 Кб (Скачать файл)

Организация типа "X" (американская модель)

Организация типа "Y" (японская модель)

Организация типа "Z" (маркетинговая модель)

1. Найм работников  на относительно короткое время

1. Пожизненный найм  работников

1. Долгосрочный найм 

2. Индивидуальное принятие  решений

2. Коллективное принятие решений

2. Коллективное принятие  решений

3. Индивидуальная ответственность

3. Коллективная ответственность

3. Индивидуальная ответственность

4. Быстрое развитие  и продвижение

4. Медленное развитие  и продвижение

4. Медленное развитие и продвижение

5. Механизмы явного, точного  контроля

5. Механизмы косвенного  контроля

5. Косвенный неформальный  контроль с точными, формализированными  критериями

6. Способствование развитию  специализированной карьеры работников (по вертикали)

6. Способствование неспециализированной карьеры работника (диверсифицированный подход)

6. Умеренно специализированная  карьера работников 

7.Избирательное (дифференцированное) отношение к работнику как к таковому

7. Холистический (целостный)  подход к работнику как личности

7. Холистический подход, включая семью


 

Тема 3. Стиль управления

 

3.1. Содержание  работы руководителя

Всю работу по управлению можно разделить на две части: 
- управление деятельностью фирмы,             - управление людьми (персоналом).

Руководитель должен иметь: 
- широкое общее представление о положении дел за пределами своего подразделения, осознание изменений во внешней среде и возможностях их использования, 
- чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы, 
- творческий подход и умение мотивировать себя и персонал, 
- желание и способность сотрудничать, 
- понимание результатов, умение планировать и выполнять планы, 
- способность идти на риск, 
- способность принимать решения, 
- готовность дать оценку полученным результатам и определить программу развития фирмы и ее персонала.

 

3.2. Стиль руководства

Это типичная манера и  способ поведения менеджера.

Первые научные исследования в области стилей управления малой  группой были проведены немецким психологом К.Левиным. Он выделил три  стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный.

 

Стили могут классифицироваться по разным критериям:

А. Критерий участия исполнителей в  управлении.

Наиболее четко здесь  различают три стиля:

- авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает - сотрудники исполняют),

- сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений),

- автономный (менеджер играет сдерживающую роль - сотрудники решают сами, обычно большинством)

Авторитарный стиль  управления имеет разновидности: 
- диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудники исполняют под угрозой санкций), 
- автократический (менеджер имеет в своем распоряжении обширный аппарат власти), 
- бюрократический (авторитет менеджера покоится на формальных иерархических положениях системы), 
- патриархальный (менеджер имеет авторитет "главы семьи"), 
- благосклонный (менеджер использует свои неповторимые личные качества и пользуется высоким авторитетом, сотрудники поэтому следят за его решениями).

Сопричастный стиль  тоже имеет варианты: 
- коммуникационный стиль (менеджер затрудняется в принятии решения и информирует сотрудников, последние задают вопросы, высказывают свое мнение, однако, в конце концов, должны следовать указаниям менеджера), 
- консультативный стиль управления (то же самое, но решения принимаются совместно совещательно), 
- совместное решение (менеджер выдвигает проблему, указывает ограничения, сотрудники сами принимают решение, менеджер сохраняет право вето).

Б. Критерий участия в принятии решений

Здесь выделяют такие  уровни:

  1. Единоличное принятие решения руководителем без консультации с сотрудниками и без дальнейшего их осведомления. Директивный стиль руководства.
  2. Единоличное принятие решений, с дальнейшим ознакомлением этого решения с сотрудниками. Директивно-коллегиальный стиль руководства.
  3. Единоличное принятие решения с предварительным совещанием специалистов по данному вопросу. Коллегиальный стиль руководства.
  4. Принятие совместных решений. Коллегиально-либеральный стиль руководства.
  5. Решения принимаются подчинёнными. Либеральный стиль руководства.

  В.Критерий  функций управления:

- управление через  инновацию (разработка инновации  - как руководящее задание).

- управление с помощью  задания цели (На каждом иерархическом  уровне задают цели, имеется свобода  в методе ее достижения, ограниченная  сметой и контролем).

Преимущества: свобода  реализации, осуществление личных целей, ответственность за результат. Недостатки: жесткая система планирования, интенсивный  контроль, отсутствие сопричастности сотрудников, издержки на контроль.

- управление через  согласование цели (Это смешанная форма управления через задание цели и через сопричастность сотрудников. Сотрудники принимают участие в установлении целей). 
Преимущества: согласование целей - лучшее условие их достижения, свобода в реализации, ориентировка на цель, а не на способ, осуществление личных целей в работе, общий контроль, ответственность, сопричастность. 
Недостатки: жесткая система планирования, затраты времени на согласования, противоречия с иерархической системой, интенсификация контроля.

- управление через правила решения.

- управление через  мотивацию.

- управление через  координацию.

- управление только  в исключительных случаях.

В. Критерий ориентации на сотрудников  или на выполнение задач.

Пять типичных стилей отражены на рис. 1 (решетка Блейка-Мутона)

Рис. 1. Стили управления по критерию преимущественной ориентации

 

Стиль 1.1 (слабое управление) - нет давления на сотрудников, нет  заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала. 
Стиль 9.1 (управление по задачам) - с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения. 
Стиль 1.9 (клубное управление) - господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач. 
Стиль 5.5 (управление по среднему пути) - достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда. 
Стиль 9.9 (сильное управление) - идеальный стиль.

 

3.3. Эффективность  стиля руководства

Успех стиля управления можно оценивать по воздействию  на прибыль и издержки. При оценке надо также использовать критерии, относящиеся к задачам: 
- по разработке продукции, 
- организации, 
- управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе).

Наконец, применение стилей управления имеет определенные ограничения (правовые, этические, ценности предпринимательства).

Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать: 
- личные качества,

- зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков), 
- организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля), 
- условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).

 

   Полномочия руководителя, закрепленные организационными  документами, не означают, что  он будет фактически способен  оказывать влияние на отдельные  личности и группы, то есть  являться лидером в коллективе.

  Современные исследования сходятся во мнении о том, что в хорошем руководителе должны сочетаться качества руководителя и лидера.

Качества лидера: бросает  вызов обстоятельствам, вдохновляет, полагается на доверие, энтузиаст и  т.п.

Итак, руководитель делает вещи правильно, а лидер делает правильные вещи.

Стили лидерства:

  1. Настойчиво-направляющий (убедительность, честолюбие, соревновательность, давление, диктаторство)
  2. Аналитико-автономный (методичность, аналитичность, тщательность, придирчивость, подозрительность)
  3. альтруистично-воспитывающий (доверительность, преданность, заботливость, навязчивость, непрактичность)

Виды власти руководителя:

  1. Референтная власть  - пример руководителя привлекателен для исполнителя
  2. Экспертная власть – исполнитель верит, что руководитель обладает обширными знаниями
  3. Легитимная власть  - исполнитель верит, что его долг- подчиняться указаниям руководителя
  4. Власть, основанная на вознаграждении
  5. Власть, основанная на принуждении

 

Алгоритм эффективного лидирования (модель Френча-Рейвена)

  1. Достижение высокого профессионального уровня (эксперт)
  2. Демонстрация привлекательных личностных качеств (харизма)
  3. Демонстрация нацеленности на достижение успеха организации (легитим)
  4. Постоянная актуализация информации по самопрезентации в сознании сотрудников.

 

Тема 4. Организация  и организационная структура

 

4.1. Понятие  организации и организационной  структуры

 

Организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.

Организация обладает следующими общими признаками: 
- определение ее характера кадрами и менеджером; 
- объединение процессов, которые без этого взаимодействуют нецеленаправленно или неэффективно; 
- сохранение как предварительно запланированного порядка процесса, так и оперативного, зависящего от ситуации реагирования работника и менеджера. Незапланированные действия предполагают установление ответственности в менеджменте; 
- определенная, зависящая от процесса гибкость, что обеспечивает функционирование системы в изменяющихся условиях; 
- единство рабочих процессов и процессов управления, как результата разумного разделения труда.

Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.

Вертикальное  разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями.

Горизонтальное  разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано: 
- на подпроцессы промышленного производства; 
- изготавливаемые изделия; 
- пространственные производственные условия.

Организационная структура регулирует: 
- разделение задач по отделениям и подразделениям; 
- их компетентность в решении определенных проблем; 
- общее взаимодействие этих элементов.

Основные законы рациональной организации: 
- упорядочение задач в соответствии с важнейшими точками процесса; 
- приведение управленческих задач в соответствии с принципами компетентности и ответственности (согласование компетентности и ответственности, согласование "поля решения" и доступной информации, способность компетентных функциональных единиц принять к решению новые задачи); 
- обязательное распределение ответственности (не за сферу, а за "процесс"); 
- короткие пути управления; 
- баланс стабильности и гибкости; 
- способность к целеориентированной самоорганизации и активности; 
- желательность стабильности циклически повторяемых действий.

На организационную  структуру влияют следующие факторы:

- размеры предприятия; 
- применяемая технология; 
- окружающая среда;

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"