Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:58, курс лекций
Тема 1.Сущность и основные характеристики курса «Менеджмент»
Тема 2.Эволюция науки об управлении организацией
Тема 3. Стиль управления
...
Тема 8. Мотивация труда
Организация типа "X" (американская модель) |
Организация типа "Y" (японская модель) |
Организация типа "Z" (маркетинговая модель) |
1. Найм работников на относительно короткое время |
1. Пожизненный найм работников |
1. Долгосрочный найм |
2. Индивидуальное принятие решений |
2. Коллективное принятие решений |
2. Коллективное принятие решений |
3. Индивидуальная ответственность |
3. Коллективная ответственность |
3. Индивидуальная ответственность |
4. Быстрое развитие и продвижение |
4. Медленное развитие и продвижение |
4. Медленное развитие и продвижение |
5. Механизмы явного, точного контроля |
5. Механизмы косвенного контроля |
5. Косвенный неформальный
контроль с точными, |
6. Способствование развитию
специализированной карьеры |
6. Способствование неспециализированной карьеры работника (диверсифицированный подход) |
6. Умеренно специализированная карьера работников |
7.Избирательное (дифференцированное) отношение к работнику как к таковому |
7. Холистический (целостный)
подход к работнику как личност |
7. Холистический подход, включая семью |
Тема 3. Стиль управления
3.1. Содержание работы руководителя
Всю работу по управлению
можно разделить на две части:
- управление деятельностью
фирмы,
- управление людьми (персоналом).
Руководитель должен иметь:
- широкое общее представление о положении
дел за пределами своего подразделения,
осознание изменений во внешней среде
и возможностях их использования,
- чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы,
- творческий подход и умение мотивировать
себя и персонал,
- желание и способность сотрудничать,
- понимание результатов, умение планировать
и выполнять планы,
- способность идти на риск,
- способность принимать решения,
- готовность дать оценку полученным результатам
и определить программу развития фирмы
и ее персонала.
3.2. Стиль руководства
Это типичная манера и способ поведения менеджера.
Первые научные исследования в области стилей управления малой группой были проведены немецким психологом К.Левиным. Он выделил три стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный.
Стили могут классифицироваться по разным критериям:
А. Критерий участия исполнителей в управлении.
Наиболее четко здесь различают три стиля:
- авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает - сотрудники исполняют),
- сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений),
- автономный (менеджер играет сдерживающую роль - сотрудники решают сами, обычно большинством)
Авторитарный стиль
управления имеет разновидности:
- диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудники исполняют
под угрозой санкций),
- автократический (менеджер имеет в своем
распоряжении обширный аппарат власти),
- бюрократический (авторитет менеджера
покоится на формальных иерархических
положениях системы),
- патриархальный (менеджер имеет авторитет
"главы семьи"),
- благосклонный (менеджер использует
свои неповторимые личные качества и пользуется
высоким авторитетом, сотрудники поэтому
следят за его решениями).
Сопричастный стиль
тоже имеет варианты:
- коммуникационный стиль (менеджер затрудняется в принятии решения
и информирует сотрудников, последние
задают вопросы, высказывают свое мнение,
однако, в конце концов, должны следовать
указаниям менеджера),
- консультативный стиль управления (то
же самое, но решения принимаются совместно
совещательно),
- совместное решение (менеджер выдвигает
проблему, указывает ограничения, сотрудники
сами принимают решение, менеджер сохраняет
право вето).
Б. Критерий участия в принятии решений
Здесь выделяют такие уровни:
В.Критерий функций управления:
- управление через
инновацию (разработка
- управление с помощью задания цели (На каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем).
Преимущества: свобода реализации, осуществление личных целей, ответственность за результат. Недостатки: жесткая система планирования, интенсивный контроль, отсутствие сопричастности сотрудников, издержки на контроль.
- управление через
согласование цели (Это смешанная форма
управления через задание цели и через
сопричастность сотрудников. Сотрудники
принимают участие в установлении целей).
Преимущества: согласование целей - лучшее
условие их достижения, свобода в реализации,
ориентировка на цель, а не на способ, осуществление
личных целей в работе, общий контроль,
ответственность, сопричастность.
Недостатки: жесткая система планирования,
затраты времени на согласования, противоречия
с иерархической системой, интенсификация
контроля.
- управление через правила решения.
- управление через мотивацию.
- управление через координацию.
- управление только в исключительных случаях.
В. Критерий ориентации на сотрудников или на выполнение задач.
Пять типичных стилей отражены на рис. 1 (решетка Блейка-Мутона)
Рис. 1. Стили управления по критерию преимущественной ориентации
Стиль 1.1 (слабое управление)
- нет давления на сотрудников, нет
заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента.
Полезная отдача мала.
Стиль 9.1 (управление по задачам) - с сотрудниками
обращаются, как с исполнительными механизмами,
можно добиться высокой эффективности,
но страдают человеческие отношения.
Стиль 1.9 (клубное управление) - господствует
дружеская атмосфера, но пренебрегают
решением задач.
Стиль 5.5 (управление по среднему пути)
- достигается компромисс между требованиями
по работе и интересами сотрудников, средняя
производительность труда.
Стиль 9.9 (сильное управление) - идеальный
стиль.
3.3. Эффективность стиля руководства
Успех стиля управления
можно оценивать по воздействию
на прибыль и издержки. При оценке
надо также использовать критерии,
относящиеся к задачам:
- по разработке продукции,
- организации,
- управлению персоналом (продолжительность
отсутствия, удовлетворенность работой,
готовность к перемене работы, чувство
собственного достоинства, творческие
качества, инициативность, готовность
к учебе).
Наконец, применение стилей управления имеет определенные ограничения (правовые, этические, ценности предпринимательства).
Эффективность стилей управления
нельзя оценивать вне конкретных
ситуаций. При этом следует учитывать:
- личные качества,
- зависимость от предстоящих
задач (содержат ли они творческие или
новаторские элементы, степень сформулированности,
наличие опыта их решения, решаются ли
они планово или как внезапно возникающие,
должны ли выполняться индивидуально
или в группе, давление сроков),
- организационные условия (степень жесткости
оргструктуры, централизованное и децентрализованное
решение задач, количество инстанций принятия
решения, четкость путей информации и
связи, степень контроля),
- условия окружающей среды (степень стабильности,
условия материального обеспечения, социальная
безопасность, господствующие общественные
ценности и структуры).
Полномочия руководителя,
закрепленные организационными
документами, не означают, что
он будет фактически способен
оказывать влияние на
Современные исследования сходятся во мнении о том, что в хорошем руководителе должны сочетаться качества руководителя и лидера.
Качества лидера: бросает вызов обстоятельствам, вдохновляет, полагается на доверие, энтузиаст и т.п.
Итак, руководитель делает вещи правильно, а лидер делает правильные вещи.
Стили лидерства:
Виды власти руководителя:
Алгоритм эффективного лидирования (модель Френча-Рейвена)
Тема 4. Организация и организационная структура
4.1. Понятие организации и организационной структуры
Организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в самое короткое время и при минимальных затратах факторов производства.
Организация обладает следующими
общими признаками:
- определение ее характера кадрами и
менеджером;
- объединение процессов, которые без этого
взаимодействуют нецеленаправленно или
неэффективно;
- сохранение как предварительно запланированного
порядка процесса, так и оперативного,
зависящего от ситуации реагирования
работника и менеджера. Незапланированные
действия предполагают установление ответственности
в менеджменте;
- определенная, зависящая от процесса
гибкость, что обеспечивает функционирование
системы в изменяющихся условиях;
- единство рабочих процессов и процессов
управления, как результата разумного
разделения труда.
Структура управления обеспечивает выполнение общих и конкретных функций управления, сохраняет целесообразные вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.
Вертикальное разделение определяется числом уровней управления, а также их подчиненностью и директивными отношениями.
Горизонтальное
разделение осуществляется по отраслевым признакам.
Оно может быть ориентировано:
- на подпроцессы промышленного производства;
- изготавливаемые изделия;
- пространственные производственные условия.
Организационная
структура регулирует:
- разделение задач по отделениям и подразделениям;
- их компетентность в решении определенных
проблем;
- общее взаимодействие этих элементов.
Основные законы
рациональной организации:
- упорядочение задач в соответствии с
важнейшими точками процесса;
- приведение управленческих задач в соответствии
с принципами компетентности и ответственности
(согласование компетентности и ответственности,
согласование "поля решения" и доступной
информации, способность компетентных
функциональных единиц принять к решению
новые задачи);
- обязательное распределение ответственности
(не за сферу, а за "процесс");
- короткие пути управления;
- баланс стабильности и гибкости;
- способность к целеориентированной самоорганизации
и активности;
- желательность стабильности циклически
повторяемых действий.
На организационную структуру влияют следующие факторы:
- размеры предприятия;
- применяемая технология;
- окружающая среда;