Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:17, курс лекций
Английское слово менеджмент - «management» в переводе на русский язык «управление», происходит из корня латинского слова «рука». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало – искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать область науки и практики управления людьми в организации. В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент», «менеджер» легко вошли в наш словарный обиход наряду и на смену терминов «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель».
Тема 1. Введение в менеджмент
Английское слово менеджмент - «management» в переводе на русский язык «управление», происходит из корня латинского слова «рука». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало – искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать область науки и практики управления людьми в организации.
В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент», «менеджер» легко вошли в наш словарный обиход наряду и на смену терминов «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель». И это вполне оправданно, потому что менеджмент – это управление в условиях рыночной экономики.
Изначально понятие «менеджмент» американского происхождения и в дословном переводе означает «руководство», «управление», «администрация». Русское слово «управление» и английское слово «менеджмент» считаются синонимами, но в действительности их смысловое содержание различается.
На практике термин «управление» не является эквивалентом термина «менеджмент». Термин «управление» намного шире. В общем смысле, управление – это функция кибернетической системы, направленная на поддержание заданной траектории ее развития в соответствии с поставленными целями. Под кибернетическими системами понимаются социальные, биологические и технические системы, в которых происходят различные информационные процессы. Менеджмент - это особый тип управления людьми и организациями в рыночных условиях. При этом менеджмент связывается с гибким, мотивационным управлением, осуществляющимся на профессиональной основе, в котором экономические интересы играют ведущую роль.
МЕНЕДЖМЕНТ - вид профессиональной деятельности (по управлению людьми), направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, применения принципов, функций, методов и средств управления в практике работы организации (предприятия, фирмы) в условиях рыночной экономики.
В специальной управленческой литературе можно встретить следующие наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержания МЕНЕДЖМЕНТА:
Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности деятельности организации путем рациональной организации производственного процесса, а также эффективного использования кадрового потенциала, творческой активности каждого работника.
В задачи менеджмента входит:
2. Управление как специфический вид человеческой деятельности обособился в ходе разделения и кооперации общественного труда. Сущность управления, его функции и специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые он решает, с другой - его предметом, средствами и самой работой по управлению (рисунок 1).
Процесс управления можно рассматривать как определенный тип взаимодействия, существующие между субъектами, один из которых в этом взаимоотношении выступает субъектом управления, другой - объектом управления.
Субъект менеджмента — представляет собой человека или группу людей, которые осуществляют управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач. Отличительной особенностью субъекта менеджмента является то, что им могут выступать только человек, либо группа людей (т.е. одушевленные предметы).
Цель УТ |
Определение целей организации и создание условий для их достижения, координация совместной деятельности работников в организации | ||
|
| ||
|
| ||
| |||
| Объект УТ |
| Работа людей в организации |
|
| ||
|
| ||
| Предмет УТ |
| Информация, отношения людей в процессе управления работой |
|
| ||
|
| ||
| Средства труда |
| Средства организационной и |
|
| ||
|
| ||
| Умственный труд Работа с людьми Многообразие решаемых задач Творческий характер | ||
| Характеристика УТ |
| |
|
| ||
|
| ||
| Результат УТ |
| Управленческое решение |
|
|
Рисунок
1- Особенности управленческого
Объект менеджмента — это все то, на что направлено управленческое воздействие субъекта менеджмента в рамках организации для реализации ее целей и задач. В отличие от субъекта, объект ограничен не только людьми, к нему можно отнести множество факторов, ситуаций, имеющихся в организации и оказывающих влияние на ее. Из всего многообразия объектов управления со стороны менеджмента можно выделить следующие: производство, маркетинг, финансы организации, работа с кадрами, эккаунтинг.
Процесс управления обладает такими специфическими свойствами, как: непрерывность, цикличность, зависимость эффективности управления от последовательности его этапов, динамичность, устойчивость, импульсивность.
В условиях
рыночных отношений в основу менеджмента
заложена система экономических
законов и принципов
3. Законы менеджмента носят объективный характер, т.е. не зависят от воли и деятельности людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное следование экономическим законам, осуществляемое через грамотное управление, позволяет привести деятельность людей в соответствие с объективными условиями динамичного развития производства. Различают следующие общие законы управления.
Закон специализации управления. Современное производство основано на использовании достижений НТП (сложные наукоемкие технологии, технические средства, информационные системы и др.). Для управления таким производством необходимы узкоспециализированные знания и навыки в различных областях науки и техники, что приводит к расчленению общих функций, их проявлению в конкретных условиях, на различных уровнях процесса производства и управления. Поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого направления.
Закон интеграции управления. Интеграция, т.е. объединение, в менеджменте вытекает из потребности рациональной организации производства и управления им. Это объединение, с одной стороны, специализированных управленческих действий на различных этапах управления в единый управленческий процесс, а с другой — действующих подразделений, производств в единый хозяйственный организм — предприятие (фирму). Предприятия, в свою очередь, могут объединяться в различные организационные формы. Пределы этого объединения регулируются рыночными отношениями производства и управления. На интеграционные процессы могут оказывать влияние внутренние и внешние переменные.
Закон экономии времени. Как известно, всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени. Это положение характерно и для менеджмента, где данный закон выступает как закон управления временем. Эффективность управления, следовательно, и достижение поставленных целей зависят от скорости реакции менеджера на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение проблем в менеджменте в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности предприятия. В глобальных масштабах закон экономии времени может влиять на уровень экономического развития региона или страны в целом.
Кроме описанных выше экономических законов, в современной методологии управления особое значение имеет одна из важных категорий научной теории, определяемая как принципы управления общественным производством. Они синтезируют в себе объективность экономических законов и закономерностей управления, характерные черты реальной практики общественного производства. Под принципами управления следует понимать руководящие правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в исторически сложившихся в обществе социально-экономических условиях. Иными словами — это правила реализации закономерностей управления, которыми руководствуются менеджеры в своей практической деятельности.
Впервые основные принципы управления сформулировал Анри Файоль. Многие из них до сих пор, несмотря на серьезные изменения, имеют практическое значение. К таким принципам относятся следующие: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, скалярная цепь, порядок, справедливость, стабильность рабочего места персонала, инициатива, корпоративный дух.
В современных условиях для выбора оптимальных решений при работе со сложной производственной системой необходимо соблюдать следующие принципы: демократического централизма, единство политического и хозяйственного руководства, планового ведения хозяйства, иерархичности, ротации, обратной связи, оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении, материального и морального стимулирования.
4. Методы управления - это совокупность способов, приемов и средств воздействия управляющего субъекта на объект для достижения поставленных целей.
В процессе
управления используется множество
способов, подходов, позволяющих упорядочить,
целенаправить и организовать функции
менеджмента. Методы современного менеджмента
по признаку их использования в различных
отраслях знаний разделяют на общенаучные
и специфические (частные). К общенаучным
методам относятся
Специфические (частные) методы классифицируют по определенным признакам: направленности, организационной форме, объекту управления, сфере применения, мотивации и т.д. (таб. 1).
Таблица 1 - Классификация методов менеджмента по основным признакам
Классификационный признак |
Методы менеджмента |
По содержанию методов управления |
Экономические, организационно- (юридические) |
По мотивации воздействия |
Материальная мотивация, моральная мотивация, принудительная (властная) мотивация |
По сфере применения |
Общие, применяемые во всех системах управления; локальные, применяемые к отдельным частям управления |
По объекту управления |
Управление производством, управление людьми, управление организацией, управление внешними связями |