Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:17, курс лекций
Английское слово менеджмент - «management» в переводе на русский язык «управление», происходит из корня латинского слова «рука». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало – искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать область науки и практики управления людьми в организации. В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент», «менеджер» легко вошли в наш словарный обиход наряду и на смену терминов «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель».
Теория Х |
Теория У |
1. Человек изначально не любит работать и будет избегать работы |
1. Работа также естественна, как игра |
2. Поскольку он не любит |
2. Внешний контроль – не |
3. Средний человек предпочитает, чтобы им управляли; он предпочитает избегать ответственности, у него мало честолюбия, ему нужна безопасность. |
3. Средний человек стремится к
ответственности. Его желание
избегать этого, – как правило, |
В 1981 году Оучи предложил еще один подход к стилю управления - теорию Z. Анализируя особенности японского стиля управления (тип J), он предложил классификацию американского управления на тип А и тип Z. Он считает, что организации типа А основаны на индивидуализме и конкуренции, что часто сопровождается отчужденностью и недостаточной производительностью. Организации типа Z являются американской разновидностью японских организаций. Они более органичны. Адаптивны, характеризуются более высоким уровнем сотрудничества и производительностью.
Подход с позиции теории Z предполагает, что партисипативность управления - ключ к росту производительности. Теория исходит из того, что лучшая координация индивидуальных усилий, осуществляемая в рамках философии «доверие, такт, близость» ведет к большей производительности. «Доверие, Такт, Близость» - три важнейших компоненты теории.
На практике успешно работающие руководители должны быть способны адаптировать свой стиль управления применительно:
Содержательные теории мотивации
Основы мотивации
Для менеджера важно осознавать следующее:
Из этого следует, что мотивацию можно рассматривать в двух взаимосвязанных направлениях.
Во-первых, это изучение удовлетворенностью работой. Содержательные теории мотивации изучают потребности людей. Они основаны на идентификации внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать так, а не иначе.
Другое направление - процессуальные теории мотивации. Здесь акцент делается на объяснении процесса выбора поведения, способного привести к желаемым результатам.
Иерархия потребностей по Маслоу
Абрахам Маслоу (40-е годы), признавая многообразие человеческих потребностей, предложил их классификацию на следующие пять категорий:
Все эти потребности
по теории Маслоу можно расположить
в виде строгой иерархической
структуры. Этим автор хотел показать,
что потребности нижних уровней
требуют первостепенного
Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, после чего будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться потребностью в социальных контактах, затем стремиться к уважению со стороны окружающих. Лишь потом человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, и его потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Поскольку с развитием человека его потенциальные возможности постоянно расширяются, потребности в самовыражении никогда не могут быть полностью удовлетворены. Следовательно, процесс мотивации через потребности является бесконечным.
Иерархические уровни не являются дискретными. Для того, чтобы более высокий уровень потребности начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Например, ритуальные потребности и социальное общение в примитивных культурах некоторых районов Африки, Ю.Америки.
Выводы:
Менеджер должен тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить какие активные потребности движут ими. Поскольку со временем эти потребности меняются, то мотивация, которая была эффективной ранее, не может быть таковой все время.
Методы удовлетворения потребностей высших уровней
Социальные потребности |
1. Давайте сотрудникам работу, которая позволила им общаться |
2. Создавайте на рабочих местах дух команды |
3. Проводите с подчиненными |
4. Не старайтесь разрушить |
5. Создавайте условия для |
Потребности в уважении |
1. Предлагайте подчиненным более содержательную работу |
2. Обеспечьте им положительную обратную связь с достигнутыми результатами |
3. Высоко оценивайте поощряйте
достигнутые подчиненными |
4. Привлекайте подчиненных к |
5. Делегируйте подчиненным |
6. Продвигайте подчиненных по |
7. Обеспечивайте обучение и |
Потребность в самовыражении |
1. Обеспечивайте подчиненным |
2. Давайте подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи |
3. Поощряйте и развивайте у |
За время использования теории был сделан ряд уточнений, важнейшими из которых являются:
Клейтон Алдерфер. “Теория ERG (Existence – существование, Relatedness – взаимосвязь, Grouth - рост”).
В отличие от модели Маслоу:
1. Сокращается число уровней потребностей до трех. Выделяются три категории потребностей:
Потребности в существовании, физическом здоровье и благополучии
Потребности во взаимосвязях, доставляющих удовлетворение во взаимоотношениях с другими людьми
Потребности в росте связаны
с развитием внутреннего
2. Продвижение по уровням является более сложным. Если индивиду не удается удовлетворить потребности более высокого уровня, может произойти возврат на удовлетворение потребностей низкого уровня. Так, работник, которому не удается добиться личностного роста, может вернуться к более низкой социальной потребности и направить свои усилия на увеличение доходов.
Фредерик Герцберг. Двухфакторная модель мотивации.
Теория сформулирована на основе исследований,
в ходе которых работники различных
организаций отвечали на вопросы
о том, когда (при каких условиях)
они ощущали наибольшее желание
работать, и когда они были недовольны
и не имели желания активно
трудиться. На основе этого исследования
было выявлено, что мотивация к
труду формируется под
Центр шкалы
– нейтральное отношение
Поведение человека в процессе труда определяется двумя различными группами факторов.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
факторы обуславливают
МОТИВАТОРЫ
– потребности высших уровней, являются
теми факторами, которые побуждают
людей к
Выводы:
Задача менеджмента – устранение раздражителей (обеспечение достаточных для удовлетворения базовых гигиенических факторов) и применение мотиваторов, удовлетворяющих высшие потребности сотрудников и продвигающих их к достижениям.
В.
Зигерт и М.Ланг предложили иерархию мотивов индивидуальной
и групповой мотивации и дали описание
каждой из ступеней иерархии.
Иерархия мотивов
Первая ступень (самые мощные групповые мотивы).
Стремление
к цели (возможно труднодостижимой),
которое разделяется всеми
Вторая ступень (мотивы так сильны, как на первой ступени). Стремление утвердиться в конкуренции с другими, гордость за коллектив, принадлежность к престижным группам, бойцовский дух.
Третья ступень (мотивы не так сильны, как на второй ступени). Солидарность, стремление к безопасности, образование групп из страха, толпа с сильным лидером, соглашательство.
Четвертая ступень (мотивы не так сильны, как на третьей ступени). Совместные представления на эмоциональной основе: ненависть, любовь, поклонение идолам, хобби и т.д.
Пятая ступень (самые слабые групповые мотивы). Случай, давление, неосознанные объединения.
Если Вы хотите укрепить групповую мораль и сцементировать группу, запомните пять правил:
1. Помогите группе испытать общий успех.
2. Необходимо
укрепить доверие членов
3. Культивируйте
чувство принадлежности к
4. Позаботьтесь
о том, чтобы принадлежность
к группе доставляла радость
и отвечала стремлению к
5. Поддерживайте веру в реальность стоящих перед группой целей.
Эффективная
мотивация персонала
Примером учета этих факторов при построении модели мотивации может служить так называемая управленческая решетка.