Лекции по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:17, курс лекций

Описание работы

Английское слово менеджмент - «management» в переводе на русский язык «управление», происходит из корня латинского слова «рука». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало – искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать область науки и практики управления людьми в организации. В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент», «менеджер» легко вошли в наш словарный обиход наряду и на смену терминов «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель».

Файлы: 1 файл

лекции менеджмента.docx

— 348.15 Кб (Скачать файл)

Все методы управления можно разделить на три группы:

Организационно-распорядительные методы - это методы прямых приказов, указаний, распоряжений. Руководитель сам однозначно определяет, кому, что, когда делать. Такой метод в наибольшей степени отвечает чрезвычайным ситуациям.

Экономические методы - эти методы основаны на стимулировании. Стимулирование может быть как материальным, так и моральным. Руководитель не навязывает свою волю подчиненным, а лишь мотивирует их.

Социально-психологические методы — имеют в своей основе учет духовных интересов людей, их психологических особенностей и искусство убеждения.

5. Управленческим трудом в организации заняты менеджеры. Содержание, сложность, специфика деятельности менеджеров раскрываются в выполняемых ими функциях и многообразных ролях в процессе управления организацией.

Менеджер - наемный профессионально подготовленный руководитель или управляющий, имеющий в подчинении группу работников, занимающий постоянную должность, наделенный в определенной сфере деятельности полномочиями по принятию решений и распоряжению ресурсами, а также несущий ответственность за достижение конечных результатов деятельности предприятия.

Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры в организации  играют ряд разнообразных ролей: межличностные (главный руководитель, лидер), информационные (представитель, распространитель информации), роли, связанные с принятием решений (предприниматель, ведущий переговоры).

Все руководители (менеджеры) любых организаций и  их подразделений в процессе своей  деятельности выполняют функции планирования, организации, мотивации и контроля, а также используют коммуникации и принимают решения.

Для выполнения своих функций менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в управлении предприятием. Выделяют следующие основные требования к профессиональной компетенции менеджера: 1) знания в области теории и умения в сфере практики управления; 2) способность к коммуникациям и умение работать с людьми; 3) компетентность в области специализации предприятия.

Тема 2. Эволюция менеджмента

  1. Подходы к управлению с позиции выделения школ управления.
  2. Современные подходы в менеджменте.
  3. Развитие менеджмента в России.

К концу XIX - началу XX в. появились работы, в которых впервые были сделаны попытки обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента.

Так, во второй половине XX в. получили развитие четыре научные управленческие школы: школа научного управления, классическая (или административная), человеческих отношений и поведенческих наук, а также школа науки управления (или количественных методов).

Школа научного управления сформировалась в 1885-1920 гг. на базе работ американских менеджеров Фредерика Тейлора, Френка и Лилиан Гилбрет, Генри Гантта, Генри Форда, Гаррингтона Эмерсона и др. Представители этой школы посвятили свои исследования управлению производством, ими были созданы научные основы управления производством и трудом.

Административная (классическая) школа сформировалась в период 1920-1950 гг. Ее представители Анри Файоль, Линдон Ф. Урвик, Джеймс Муни, Макс Вебер и др. выработали подходы к совершенствованию управления организацией в целом и создали основы организации управленческого труда. Административная школа сформировала процессный подход к управлению, выделив функции управления (планирование, организация, мотивация, контроль, координация) и систематизированную теорию управления организацией (путем деления организации на подразделения - производство, финансы, маркетинг), а также определила универсальные принципы управления организацией.

Использование психологии в управлении привело к возникновению  двух взаимосвязанных школ; школы человеческих отношений и школы поведенческих наук. Школа человеческих отношений создана в 1930-1960 гг. Мери Паркер Фоллетт, Элтоном Мэйо, Гуго Мюнстербергом и др., рассматривала коллектив как социальную группу, изучала поведение людей в организации и разработала теорию человеческих отношений.

Продолжением школы  человеческих отношений является, возникшая в 1950г. (актуальная и по настоящее время) школа поведенческих наук. К представителям этой школы относят американских ученых Абрахама А. Маслоу, Дугласа МакГрегора, Девида МакКлелланда, Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Фредерика Герцберга, Виктора Врума и др. В основу данной школой были положены интересы, потребности и ожидания индивида, групповые нормы и ценности. Учеными были исследованы аспекты социального взаимодействия работников и руководителя, мотивации, власти авторитета коммуникаций.

Школа науки  управления, созданная в 1950 г. (и действующая по настоящее время) Питером Друкером, Василием Леонтьевым и др., разработала количественную  теорию  принятия  решений,  экономико-математические методы и модели производственных процессов.

В дальнейшем в теории управления за рубежом происходит постепенный поиск новых форм и методов рационализации управления. Так, в 1970-х гг. появился системный подход к управлению, рассматривающий организацию как открытую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных подсистем, каждая из которых, взаимодействуя с другими, привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого. Данный подход обращает внимание на важность изучения каждой отдельной части в контексте целого.

В 60-80-е гг. велись интенсивные  поиски взаимосвязей между типами среды и различными формами управления. Эти поиски привели к ситуационному подходу к управлению. Ситуационный подход заключается в том, что на организацию влияет множество факторов внешней и внутренней среды, поэтому для каждой конкретной ситуации присущи свои методы управления.

Российская теория и практика управления возникла не сразу. Начиная с XVII в. вопросам управления в России уделялось достаточно много внимания. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А. Л. Ордин-Нащокин, А. П. Волынский, который являлся кабинет-министром с 1738 г. по 1740 г., В. Н. Татищев, главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях с 1730 г. по 1740 г. и выдающийся русский ученый М. В. Ломоносов. Достаточно весомы и заслуги в реформировании системы управления России П. А. Столыпина (совершенствование местного самоуправления).

Построение социализма в СССР потребовало создания новой  общественной организации управления социалистическим производством. Так, в первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А. А. Богданов (основы теория организации), А. К. Гастев (совершенствования теории и практики организации труда), О. А. Ерманский (создание теории социалистической рационализации), П. М. Керженцев (научная организация труда).

В 1930-е гг. была проделана большая  научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.

В годы Великой Отечественной войны  система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

В послевоенный период времени  возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 1950-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.

Начиная с 1957 г. был осуществлен  переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу посредством Советов народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.

К этому же времени относится  рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А. И. Берга и В. М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.

Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством предшествовала проведению хозяйственной реформы.

Период времени начиная с 1965 г. по настоящее время характеризуется  проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством:

  • реформа системы управления экономикой 1965 г.;
  • реформа системы управления 1979 г.;
  • ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к 
    рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

В связи с произошедшими  серьезными изменениями в политической системе управления в стране был  принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней» (подготовленная академиком С. Шаталиным), основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.

В настоящее время происходит становление российской школы менеджмента учитывающей всю специфику и принципы формирования.

Тема 3. Организация как  система управления

  1. Организации: сущность, виды, общие характеристики.
  2. Внутренняя среда организации.
  3. Внешняя среда организации и ее основные характеристики.
  4. SWOT-анализ.
  5. Ключевые факторы успеха.
  6. Организации: сущность, виды, общие характеристики.

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели (группы целей). Существуют формальные организации (закрепленные юридически) и неформальные (возникающие спонтанно, случайно); простые организации (имеющие только одну цель) и сложные (имеющие набор взаимосвязанных целей).

Все сложные организации характеризуются: наличием ресурсов (людей, капитала, материалов, технологии и информации), зависимостью от внешней среды, горизонтальным (образование подразделений) и вертикальным разделением труда (образование уровней управления).

Организация представляет собой сложную организационно-производственную систему управления.

Основными системными принципами являются:

1. Целостность - несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого.

2. Структурность - возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры.

3. Взаимозависимость структуры и среды - система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом активным элементом взаимодействия.

4. Иерархичность - каждый элемент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая система представляет собой один из элементов более широкой, глобальной системы.

5. Множественность описания каждой системы, дающее макроскопическое, микроскопическое, иерархическое, функциональное и процессуальное представление о системе. В связи с этим задачей системного подхода является идентифицировать целое, объяснить поведение и свойства целого с точки зрения его роли и функции.

Система управления организацией с позиции системного подхода может быть определена как:

1. Концептуальная, если она рассматривается как модель системы управления.

2. Эмпирическая, если рассматривается конкретная организация.

3. Искусственная, поскольку она создана и используется людьми.

4. "Человеко-машинная" ("человеко-компьютерная"), поскольку в контур управления включена автоматизированная информационная система.

5. Замкнутая или открытая в зависимости от решаемых задач и используемой для этого информации - только внутренней или связанной с окружающей средой.

6. Временная, поскольку она периодически подвергается формальным или неформальным изменениям.

Любая организация  находится и функционирует в  рыночной среде. Совокупность факторов или ситуационных переменных, влияющих на организацию, в менеджменте называют организационной средой. Она состоит из внутренней и внешней среды.

2. Внутренняя среда организации.

Внутренняя среда — это совокупность внутренних ситуационных факторов внутри организации. Они тесно взаимосвязаны и в большинстве случаев контролируются и регулируются. Основные факторы внутренней среды организации: цели, структура, задачи, технология, люди, организационная культура.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"