Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 15:17, курс лекций
Английское слово менеджмент - «management» в переводе на русский язык «управление», происходит из корня латинского слова «рука». Первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало – искусство управлять лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать область науки и практики управления людьми в организации. В условиях перехода к рыночной экономике термины «менеджмент», «менеджер» легко вошли в наш словарный обиход наряду и на смену терминов «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель».
Наряду с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости организации для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, микроокружения и внутренней среды организации. С помощью метода составления профиля среды можно оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.
Метод составления
профиля среды состоит в
• направленности влияния по шкале: +1 – позитивная, -1 – негативная.
Далее все три экспертных оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.
5. Ключевые факторы успеха.
Современная организация считается
добившейся успеха, если она
достигла своей цели. Кроме того, составляющими
успеха организации
являются выживание, результативность,
эффективность, высокая
производительность,
а также практическая реализация принципов
и методов
эффективного управления. Выживание - это возможность
существовать как
можно дольше при любых обстоятельствах. Результативность
– способность организации достигать своих
целей, эффективность – способность достигать
результатов при минимальных затратах.
Производительность - отношение количества выпускаемых продуктов к количеству потребляемых ресурсов. Эффективным управлением считается такое, которое реализуется практически, превращается в действие, результативно и эффективно.
О том, как важна конкуренция, она движущая сила.
Ключевые факторы успеха (КФУ) – эта общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли.
Ключевые факторы успеха в разных отраслях своеобразны. Кроме того, они со временем могут меняться в одной и той же отрасли под влиянием изменений общей ситуации в ней, например, в соответствии со стадиями жизненного цикла отрасли.
Ученые выделяют следующие типы КФУ:
1. Факторы, связанные с технологией
2. Факторы, связанные с производством
3. Факторы, связанные с распределением
4. Факторы, связанные с маркетингом
5. Факторы, связанные с квалификацией
6. Факторы,
связанные с возможностями
Очень редко можно в определенный момент времени выделить более трех-четырех ключевых факторов успеха в конкретной отрасли. И даже среди этих трех-четырех КФУ обычно только один или два имеют наиболее важное значение.
В процессе
стратегического анализа
На основе информации, полученной в результате анализа отрасли руководитель должен сделать взвешенный вывод об опасностях, грозящих организации на рынке, и преимуществах, получаемых организацией, после преодоления всех преград и входа в анализируемую отрасль.
Тема 4. Коммуникации в управлении организацией
Вопросы:
Согласно исследованиям руководитель тратит от 50 до 90% всего времени на коммуникации. Это становится понятным, если учесть, что руководитель занимается этим, чтобы реализовать свои роли в межличностных отношениях, информационном обмене и процессах принятия решений, не говоря об управленческих функциях планирования, организации, координации, мотивации и контроля. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, коммуникации являются связующим процессом.
Хотя общепризнанно, что
Коммуникации (от латинского слова «делаю общим, связываю), представляет собой процесс передачи информации от источника к получателю с целью изменить его знания, установки или явное поведение.
Процесс коммуникации:
Базовые элементы в процессе обмена информацией:
Коммуникационный процесс включ
От факторов
внешней среды зависят
Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они общаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, имиджа организации на местном, региональном, общенациональном или международном уровне. Организациям приходится подчиняться государственному регулированию и заполнять в этой связи письменные отчеты.
Создание групп из рабочих, которые регулярно, обычно на 1 час в неделю, собираются для обсуждения и решения проблем в производстве или обслуживании потребителей. Эти группы получили название кружков качества. Обмен информацией по восходящей обычно происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок.
Задания, указания, решения и т.п.
Коммуникацией с рабочей группой в целом позволяет руководителю повысить эффективность действий группы. Поскольку в обмене участвуют все члены группы, каждый имеет возможность подумать о новых задачах и приоритетах соответствующего, о том, как следовало бы работать вместе, о предстоящих изменениях и возможных их последствиях для этого и других отделов.
Кроме того рабочая
группа может собираться без руководителей
для обсуждения проблем, усовершенствований
или надвигающихся перемен. Такие
отношения равенства могут
– – горизонтальные коммуникации между различными отделами, координирующие, регулирующие их деятельность
Межличностные коммуникации:
– формальные,
– неформальные коммуникации как канал распространения передачи слухов
Вопрос 3. Феномены, связанные с процессом коммуникации
Трудности в развитии коммуникации
Пути улучшения системы
(электронная почта,
Тема 5. Мотивация
1. Мотивация как функция менеджмента
2. Мотивация и стиль управления
3. Мотивационные модели: их сущность и содержание
4. Содержательные теории мотивации
5. Процессуальные теории мотивации
Мотивация как функция менеджмента
МОТИВАЦИЯ - процесс стимулирования кого-либо (исполнителя или группы) к деятельности, направленной на достижение целей организации.
Руководство:
распорядительство и
Распорядительство – процедура доведения команд (распоряжений, приказов, и т.п.) до соответствующих исполнителей.
Менеджер
управляет с помощью