Лекции по менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 00:39, курс лекций

Описание работы

4 лекции.

Файлы: 1 файл

Менеджмент лекции.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Андрей Александрович Гудилин

andrys1982@mail.ru

Мескон «Основы  менеджмента» 

Менеджмент

     Менеджмент  – это управление предприятием в  условиях рыночной экономики. В условиях рыночной экономики важно определить продукт для производства и найти  своего потребителя. Каждый менеджер – руководитель. Обратное неверно. Главная цель менеджера – получение прибыли.

     Менеджмент  – это особая система управления организацией в целях повышения  эффективности ее деятельности. Если объектом менеджмента являются организации, то его к его субъектам относятся менеджеры. Менеджеры выполняют в организации различные функции, но, какими бы ни были менеджеры, все они решают общую задачу получения максимальной отдачи от всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.

     Любая организация имеет потенциал существовать бесконечно.

Цели  менеджмента:

  1. Получение прибыли
  2. Выживание компании, сохранение своего места на рынке в течении длительного периода времени и, исходя из этого, менеджер определяет какими должны быть цели в области повышения производительности труда, эффективности и результативности организации.

     Прибыльность  компании в некоторой степени  свидетельствует об эффективности  ее производственно-сбытовой деятельности, которая может быть достигнута посредством  минимизации затрат на производство.

Основные задачи менеджмента

  1. Организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов.
  2. Максимизация рентабельности.
  3. Достижение конкурентно способного уровня прибыли, рост дохода собственников, менеджеров, персонала компании усиление мотивации их труда.
  4. Определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения.
  5. Разработка стратегии развития предприятия и ее реализация.
  6. Организация системы контроля в отдельных областях деятельности компании.

     Результат деятельности – это все то, что можно количественно соизмерить и сопоставить. Непосредственным измерителем является сопоставление затрат и количества прибыли. В любой организации существует система, в которой происходит взаимодействие субъекта и объекта посредством менеджмента для достижения определенных результатов, состоящая из следующих элементов:

     - субъекта менеджмента. Осуществляет  управленческое воздействие в  рамках организации и для организации  ее целей и задач на основе  информации о внешней среде  и имеющихся ресурсов.

     - объект менеджмента – все то, на что направлены управленческие  воздействия субъекта менеджмента  в рамках организации для реализации  ее целей задач (трудовые ресурсы,  поставщики, конкуренты, финансовые  ресурсы организации).

Менеджер  в организации, его  роль и функции.

      Менеджер  – специалист в области управления, наемный управляющий, организующий работу предприятия или отдела, руководящий  деятельностью подчиненных ему  работников и выполняющий одновременно определенные управленческие функции.

  1. Топ-менеджер

    Отвечают  за разработку стратегии развития компании и решают глобальные ключевые проблемы для организации в целом. (председатель правления, ген. директор и их заместители)

  1. Начальники функциональных отделов

    Организуют  работу непосредственно своих отделов  и отвечают за результаты деятельности своего подразделения.

  1. Менеджеры низового уровня – организаторы на производстве (мастера и бригадиры на производстве)

    Отвечают  непосредственно за организацию  производственного процесса (производственная дисциплина, наличие материалов, координация работы рабочих и оборудования).

     Менеджер  должен быстро и правильно находить и принимать решения относительно разнообразных проблем, постоянно  возникающих в процессе производства.

Профессиональные  качества современного менеджера

  1. Гуманное отношение к работникам
  2. Дружественное отношение к своим сотрудникам (отношения не могут доходить до панибратства)
  3. Самопрезентация (стремление к тому, чтобы нравиться людям)
  4. Использование работника в интересах организации через оказание ему помощи в решении его личных проблем.
  5. Способность управлять ситуацией, т.е. менеджер должен только на 20% зависеть от воздействия окружающей среды, а на 80% - управлять ситуацией.
  6. Способность к принятию решений
  7. Способность к альтернативному мышлению
  8. Неудовлетворенность результатом без отражения этого на персонале.
  9. Получения удовлетворения от своей работы на 100%

Подходы к управлению

  1. Ситуационный подход

    Концентрируется на том, что пригодность различных  методов управления определяется ситуацией. Не существует единого лучшего способа управлять предприятием. В центре данного подхода находится ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на работу организации в данное время.

  1. Системный подход

    Основывается  на построении рациональной структуры  управления предприятием. Все элементы внутренней среды предприятия взаимосвязаны между собой. Каждый отдельный блок организации вносит свой вклад в деятельность предприятия. Предприятие – это открытая система, которая взаимодействует с внешней средой.

  1. Процессный подход

    Рассматривает управление предприятием как множество  управленческих действий. Различают 4 управленческие функции (составляющие цикла менеджмента): планирование, организация, мотивация и контроль.

  1. Планирование - определение целей организации и разработка средств и методов их достижения.
  2. Организация – создание структуры, определение задач перед каждым подразделением и распределение обязанностей между работниками.
  3. Мотивация направлена на эффективное достижение целей организации и повышение качества работы сотрудников.
  4. Контроль заключается в корректировки курса предприятия.
 
 

Тема 1. Организация как  объект менеджмента  и ее деловая среда

      Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.

      Признаки  организации (то, без чего она не может существовать):

  1. Наличие общей цели (получение прибыли, удовлетворение потребностей рынка – две главные цели любой организации, которые объединяют и сплачивают ее участников и обеспечивают единство действий в рамках организации)
  2. Совокупность людей (минимум 2 человека) и условий их деятельности в определенных пропорциях и взаимосвязи для достижения общей цели организации.
  3. Вертикальное разделение труда на уровни управления и горизонтальное разделение труда на отделы.
  4. Наличие внутреннего центра (координирует деятельность участников и обеспечивает единство их действий).
  5. Обособленность (замкнутость внутренних процессов и наличие границ)
  6. Саморегулирование деятельности – менеджеры самостоятельно принимают внутри организации управленческие решения с целью реагирования на внешние факторы, воздействующие на организацию.
  7. Наличие организационной культуры – совокупность норм, определяющих поведение людей внутри организации.
  8. Любая организация представляет собой механизм преобразования ресурсов.

     Причина создания любой организации – ограниченность физических, информационных, интеллектуальных, коммуникационных и экономических возможностях людей.

Жизненный цикл организации

  1. Рождение.

    На этом этапе  главной задачей предприятия  является выживание, привлечение внимания потребителей и определение дальнейшей стратегии развития компании.

  1. Юность.

    На данном этапе главная задача менеджмента  заключается в расширении своей  деятельности.

  1. Зрелость.

    Этот этап характеризуется сбалансированным положением компании и укрепление ее имиджа на рынке. Происходит замораживание инвестиций в развитие фирмы и рост инвестиций в анализ рынка и НИОКР. На этом этапе ведутся целенаправленные атаки на наиболее уязвимых конкурентов.

  1. Старость.

Принципы  управления Анри Файоля

  1. Разделение труда в организациях: узкая специализация повышает производительность и качество труда в результате наиболее лучшей отработки профессиональных навыков.
  2. Полномочия и ответственность: менеджер должен уметь отдавать распоряжения, поскольку полномочия дают ему на это право. Однако, вместе с получением полномочий возникает ответственность.
  3. Дисциплина: дисциплина является средством установления связи между предприятием и работниками. Одним из средств поддержания дисциплины в менеджменте являются справедливые санкции.
  4. Единоначалие: каждый сотрудник организации должен получать распоряжения только от одного руководителя.
  5. Подчинение личных интересов работника интересам предприятия.
  6. Вознаграждение за труд: справедливость оплаты работников за их работу повышает качество труда.
  7. Порядок: свое место для всего и все на своем месте (это требование относится к материальным элементам на производстве и, в первую очередь, к персоналу). Люди и материалы должны находиться в нужном месте в нужное время.
  8. Стабильность кадров: высокая текучесть кадров неэффективна для предприятия в целом.
  9. Коллективизм (корпоративный дух): командный дух способствует созданию атмосферы гармонии и единства в организации.

Внутренняя  среда организации

      Внутренняя  среда организации заключает  в себе потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но, в то же время, внутренняя среда может быть также источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимость функционирования организации.

      Внутренние  переменные (цели, задача, структура, технология и люди) – это ситуационные факторы  внутри организации. Поскольку организации  представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений. С одной стороны, факторы внутренней среды должны контролироваться руководством или менеджерами, а, с другой стороны, внутренние факторы есть нечто такое, что руководство должно преодолеть в своей работе.

Цели  организации

      Цели  – это определенное конечное состояние  или желаемый результат, которого стремится  добиться группа, работая вместе. Специалисты  утверждают, что правильная формулировка целей и постановка задач на 50% предопределяет успешность решений.

      Требования  к установлению целей:

  1. Измеримость, возможность количественного измерения.
  2. Цели должны быть ориентированы во времени.
  3. Цели должны определяться в тех областях, от которых зависит выживание организации на рынке.

Структура организации

      Структура организации – логическое взаимоотношение  уровней управления и функциональных областей, построенные в такой  форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Если руководство компании не создаст  формальных механизмов координации деятельности предприятия, то люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни функциональной зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации в целом.

      Координация деятельности осуществляется на основании  следующих документов: должностная инструкция, в которой определяются функциональные обязанности каждого работника, и определяется его подчинение менеджерам, положение о подразделениях, в котором определяются задачи, стоящие перед каждым функциональным отделом компании и взаимосвязь между подразделениями, и штатное расписание, которое отражает всю структуру предприятия, закрепляются количество работников каждого подразделения и отдела, утверждается этот документ на 1 января каждого года.

Информация о работе Лекции по менеджменту