Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 00:39, курс лекций
4 лекции.
Андрей Александрович Гудилин
andrys1982@mail.ru
Мескон «Основы
менеджмента»
Менеджмент
Менеджмент – это управление предприятием в условиях рыночной экономики. В условиях рыночной экономики важно определить продукт для производства и найти своего потребителя. Каждый менеджер – руководитель. Обратное неверно. Главная цель менеджера – получение прибыли.
Менеджмент – это особая система управления организацией в целях повышения эффективности ее деятельности. Если объектом менеджмента являются организации, то его к его субъектам относятся менеджеры. Менеджеры выполняют в организации различные функции, но, какими бы ни были менеджеры, все они решают общую задачу получения максимальной отдачи от всех имеющихся в их распоряжении ресурсов.
Любая организация имеет потенциал существовать бесконечно.
Цели менеджмента:
Прибыльность компании в некоторой степени свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая может быть достигнута посредством минимизации затрат на производство.
Основные задачи менеджмента
Результат деятельности – это все то, что можно количественно соизмерить и сопоставить. Непосредственным измерителем является сопоставление затрат и количества прибыли. В любой организации существует система, в которой происходит взаимодействие субъекта и объекта посредством менеджмента для достижения определенных результатов, состоящая из следующих элементов:
-
субъекта менеджмента.
-
объект менеджмента – все то,
на что направлены
Менеджер в организации, его роль и функции.
Менеджер – специалист в области управления, наемный управляющий, организующий работу предприятия или отдела, руководящий деятельностью подчиненных ему работников и выполняющий одновременно определенные управленческие функции.
Отвечают за разработку стратегии развития компании и решают глобальные ключевые проблемы для организации в целом. (председатель правления, ген. директор и их заместители)
Организуют работу непосредственно своих отделов и отвечают за результаты деятельности своего подразделения.
Отвечают непосредственно за организацию производственного процесса (производственная дисциплина, наличие материалов, координация работы рабочих и оборудования).
Менеджер
должен быстро и правильно находить
и принимать решения
Профессиональные качества современного менеджера
Подходы к управлению
Концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Не существует единого лучшего способа управлять предприятием. В центре данного подхода находится ситуация – конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на работу организации в данное время.
Основывается на построении рациональной структуры управления предприятием. Все элементы внутренней среды предприятия взаимосвязаны между собой. Каждый отдельный блок организации вносит свой вклад в деятельность предприятия. Предприятие – это открытая система, которая взаимодействует с внешней средой.
Рассматривает управление предприятием как множество управленческих действий. Различают 4 управленческие функции (составляющие цикла менеджмента): планирование, организация, мотивация и контроль.
Тема 1. Организация как объект менеджмента и ее деловая среда
Организация
– это группа людей, деятельность
которых сознательно
Признаки организации (то, без чего она не может существовать):
Причина создания любой организации – ограниченность физических, информационных, интеллектуальных, коммуникационных и экономических возможностях людей.
Жизненный цикл организации
На этом этапе главной задачей предприятия является выживание, привлечение внимания потребителей и определение дальнейшей стратегии развития компании.
На данном этапе главная задача менеджмента заключается в расширении своей деятельности.
Этот этап
характеризуется
Принципы управления Анри Файоля
Внутренняя среда организации
Внутренняя среда организации заключает в себе потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но, в то же время, внутренняя среда может быть также источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимость функционирования организации.
Внутренние переменные (цели, задача, структура, технология и люди) – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные, в основном, являются результатом управленческих решений. С одной стороны, факторы внутренней среды должны контролироваться руководством или менеджерами, а, с другой стороны, внутренние факторы есть нечто такое, что руководство должно преодолеть в своей работе.
Цели организации
Цели – это определенное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Специалисты утверждают, что правильная формулировка целей и постановка задач на 50% предопределяет успешность решений.
Требования к установлению целей:
Структура организации
Структура организации – логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Если руководство компании не создаст формальных механизмов координации деятельности предприятия, то люди не смогут выполнять работу вместе. Без соответствующей формальной координации различные уровни функциональной зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении своих собственных интересов, а не на интересах организации в целом.
Координация деятельности осуществляется на основании следующих документов: должностная инструкция, в которой определяются функциональные обязанности каждого работника, и определяется его подчинение менеджерам, положение о подразделениях, в котором определяются задачи, стоящие перед каждым функциональным отделом компании и взаимосвязь между подразделениями, и штатное расписание, которое отражает всю структуру предприятия, закрепляются количество работников каждого подразделения и отдела, утверждается этот документ на 1 января каждого года.