Лекции по менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 00:39, курс лекций

Описание работы

4 лекции.

Файлы: 1 файл

Менеджмент лекции.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

      При определении наиболее эффективной  структуры организации рассматриваются  два подхода:

  1. Высокая структура характеризуется большим количеством иерархических уровней и относительно небольшим количеством объектов на конкретном уровне. Данные структуры характерны для промышленных предприятий.
  2. Плоская структура характеризуется большим количеством объектов на каждом уровне и в большей степени подходит для торговых и посреднических организаций.

Задачи  организации

      Задача  в менеджменте – это предписанная работа, которая должна быть выполнена  заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не конкретному работнику, а его должности. На основе решения руководства о структуре компании каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Традиционно в менеджменте задачи делятся на три группы: работа с людьми, с предметами и с информацией.

Технология

      Технология  – это средства преобразования сырья, включающего в себя людей, информацию и физический материал в конечные продукты и услуги. Технология подразумевает  стандартизацию и механизацию. Технология как фактор, оказывающий весомое  влияние на организационную эффективность требует тщательное изучение и классификацию.

Технологии  по Джоан Будворд:

  1. Единичное или мелкосерийное производство.

      Высокая себестоимость. Требуется высокая  квалификация работников.

  1. Массовое производство и крупносерийное производство.

    Более низкая себестоимость за счет разделения постоянных затрат на все количество произведенной продукции.

  1. Непрерывное производство.

    Используется  автоматизированное оборудование, которое  работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по своим характеристикам продукта в больших объемах.

Технологии  по Джеймсу Томсону:

  1. Многозвенные.

    Характеризуется серий взаимозависимых задач, которые  должны выполняться последовательно.

  1. Посреднические.

    Характеризуются встречами групп людей, которые  являются или которые хотят быть взаимозависимыми и хотят быть полезными друг другу.

  1. Интенсивные.

    Характеризуются применением специальных приемов, навыков и услуг для того, чтобы  произвести определенные изменения  в материале, поступающем в производство. (агентство по подбору персонала)

Люди

      Менеджмент  компании формирует кадровый состав организации, устанавливает систему  отношений между людьми, включает их в процесс совместной работы, способствует их развитию, обучению и  продвижению по карьерной лестнице.

Внешняя среда организации

      Организация как открытая система, относительно обособленная система зависит от внешнего мира в отношении многих факторов.

Внешняя среда прямого  воздействия (непосредственно  деловое окружение  организации)

      Это факторы, которые непосредственно влияют на эффективность и результативность деятельности организации в данный момент времени.

  1. Поставщики.

    Направления в работе с поставщиками:

    - поиск  более дешевых источников сырья  и материалов.

    - установление  долгосрочных отношений с несколькими поставщиками

    - создание  для поставщиков гарантированного  рынка

    - внедрение  системы «поставка только в  срок»

  1. Трудовые ресурсы

    На  организацию влияют избыток или  недостаток рабочей силы, трудовых ресурсов в регионе ее деятельности.

  1. Законы и государственные органы
  2. Потребители

    Известный специалист по управлению Питер Друкер, говоря о главной цели организации, выделял единственно подлинную  цель бизнеса, заключающуюся в создании потребителя.

    Чтобы преуспеть в бизнесе необходимо:

    -  постоянно увеличивать круг потребителей;

    - заботиться  о высоком качестве своих товаров;

    - рассматривать  затраты на потребителей как  долгосрочные и высокорентабельные  капиталовложения

  1. Конкуренты

    Во  многих случаях не потребители, а  именно конкуренты определяют какого рода товары можно продать и какую цену запросить.

  1. Контактная аудитория

Внешняя среда организации  косвенного воздействия (фоновое  окружение)

      Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на организацию как факторы  среды прямого воздействия, но, однако, менеджеру необходимо постоянно вести их учет, поскольку среда косвенного воздействия обычно сложнее среды прямого воздействия. Это факторы, которые не оказывают прямого немедленного воздействия на деятельность компании, но влияют на нее и это влияние проявляется через некоторый промежуток времени.

  1. Научно-техническая среда

    Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать  и продавать, на скорость устаревания  продукта …

  1. Политический фактор
  2. Международные события
  3. Экономика

Характеристики внешней среды организации и способы их учета при принятии решений

  1. Взаимосвязанность факторов внешней среды

    Изменение одного фактора окружения может  обуславливать изменения других, поэтому нельзя рассматривать внешние  факторы изолированно.

  1. Сложность внешней среды

    Число факторов, на которые организация  обязана реагировать, а также  высокий уровень изменчивости каждого  из них.

  1. Подвижность внешней среды.

    Скорость, с которой происходит изменения  в окружении организации. При  этом организации необходимо опираться на разнообразную информацию.

  1. Неопределенность внешней среды.

    В определенных современных экономических условиях уменьшается надежность информации о внешней среде, трудно прогнозировать изменение факторов в будущем (недостаточное  количество информации вообще и, в частности, неуверенность в ее точности). Поэтому менеджеру компании необходимо учитывать степень риска в связи с недостатком информации.

Тема 2. Планирование деятельности организации как  функция менеджмента

      Анри  Файоль отмечал: управлять – это  предвидеть, а предвидеть – это уже почти действовать.

      Планирование  помогает ответить на следующие важные вопросы:

  1. Где организация находится в настоящее время, каковы итоги ее деятельности.
  2. Как, при наличии каких ресурсов могут быть достигнуты цели организации.

     В зависимости от направленности и  характера решаемых задач различают 3 вида планирования:

  1. Стратегическое (долгосрочное)

    Осуществляется  на уровне высшего звена руководства.

  1. Тактические (среднесрочное)

    Осуществляется  на уровне среднего звена руководства.

  1. Оперативное (краткосрочное)

    Осуществляется  на уровне нижнего звена руководства.

      Планирование  можно определить как предвидение  цели организации, результатов ее деятельности и ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей.

Объекты долгосрочного планирования

      Долгосрочный  план обычно охватывает период от 5 до 15 лет и носит описательный характер, определяет общую стратегию организации, т.к. трудно планировать все возможные  расчеты на такой длительный период времени. Долгосрочный план вырабатывается руководством организации и содержит главные стратегические цели предприятия на перспективу.

Сетевое планирование (построение сетевых графиков)

      Система сетевого планирования дает вероятностную  оценку сроком выполнения работы в  зависимости от различных внешних и внутренних факторов. В большинстве случаев, система сетевого планирования применяется при сдельной системе объемов выполнения работы. Каждая работа имеет определенный норматив времени, который обычно определяется на основе технического нормирования.

Основные  понятия сетевого графика

  1. Работы – процесс, требующий затрат времени и ресурсов (на графике обозначается стрелкой). Если работа не требует затрат труда и ресурсов, но требует лишь времени, то данная работа называется фиктивной работой (на графике обозначается пунктирной линией)
  2. Событие является результатом свершения работы и является разрешающим началом последующей работы (на графике обозначается в виде кружка)
  3. Исходное событие – событие, в которое ничего не входит, а из него выходит работа.
  4. Конечное событие – событие, в которое только входит работа и из которого ничего не выходит.
  5. Путь – совокупность последовательности событий и работ.
  6. Критический путь – путь, который не содержит резерва времени. На данном пути необходимо предусмотреть, чтобы не было задержек в выполнении работ.

Правила построения сетевых  графиков

  1. Длина и наклон стрелок произвольны.
  2. Направление стрелок: слева - направо.
  3. Нежелательно пересечение стрелок на графике.
  4. Между двумя событиями может быть только одна работа.
  5. При построении сетевого графика различают тупиковое событие.
  6. При построении сетевого графика применяется правило запрещения замкнутых контуров.
  7. У любого проекта можно быть только одно конечное событие.

Символика сетевого графика

Предшествующая  работа, данная работа, последующая работа.

Начальное событие, конечное событие.

     Сетевое планирование позволяет определить коридор (самое раннее начало и самое  позднее окончания проекта).

     Ранее начало работ – самый ранний период начала выполнения данной работы (связан с окончанием предыдущей работы). Фактически показывает то, что мы можем начать выполнение данной работы только после окончания выполнения предыдущей работы.

     Раннее  окончание работы – срок, когда  можно завершить эту работу (но при условии, что все работы будут  выполнены в самый ранний срок). Рассчитывается так: раннее начало этой работы плюс ее продолжительность.

     Позднее начало и окончание показывают самый  поздний срок начала или окончания  работы, при котором не изменится  общий срок выполнения всего комплекса  работ.

     Частный резерв времени – это резерв времени для выполнения конкретной работы. Рассчитывается: раннее начало следующей работы минус раннее окончание данной работы.

     Поздний резерв времени конкретной работы включает в себя все частные резервы последующих работ. Рассчитывается так: раннее окончание минус раннее начало данной работы.

     Неполный  и частный резервы времени  совпадают и равны нулю, то данные работы являются работами критического пути.

Стратегическое  планирование

      Стратегический  план (генеральный план) – детальный всесторонний комплексный план развития компании на обозримое будущее. Стратегическое планирование охватывает период в 5-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на большом количестве ресурсов.

Информация о работе Лекции по менеджменту