Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 00:39, курс лекций
4 лекции.
Целью
стратегического планирования является
комплексное обоснование
Модель стратегического планирования
Видение компании – это образ возможного и желаемого будущего состояния компании. Видение относится лишь к будущему и теряет свою силу при достижении желаемого состояния бизнеса.
Миссия
– это сверхзадача
Значимость целей для организации:
Основное
назначение анализа внешней среды
– выявить возможности и
Анализ внутренней среды организации – оценить уровень организации.
На данном этапе опираются на следующие базовые стратегии:
Бизнес-план
В целях увеличения объема прибыли, рентабельности своей работы организация должна постоянно разрабатывать проекты, которые предусматривают вложения финансовых ресурсов. Каждый из этих проектов должен быть основан на бизнес-плане, в основе которого находится концепция «от идеи до расчета конкретной суммы прибыли, которая будет получена от реализации предполагаемого проекта». Бизнес – план представляет собой документ, содержащий детальное обоснование предпринимательской идеи. В этом документе излагаются организационные, производственные и рыночные аспекты бизнеса, а также представляются плановые расчеты объемов производства, вкладываемых инвестиций и получаемых финансовых результатов. Бизнес-план составляется, как правило, на срок 3-5 лет с разбивкой по годам, а первый год – по месяцам. Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными являются следующие задачи:
Структура бизнес-плана
Мотивация труда персонала
Мотивация труда – процесс побуждения себя и других для достижения личных целей и целей организации.
Мотив – внутренне состояние человека, побуждающее его к действию.
Стимул – рычаг воздействия на работника.
Мотивация влияет на такие показатели работы, как усердие, настойчивость, старание.
Потребности
сотрудника организации можно
Соотношение мотивации и возможностей человека
Основные правила мотивации
Чтобы разработать систему мотивации в компании необходимо опираться на две группы теорий мотивации: теория содержания мотивации и теория процесса мотивации.
Теории содержания мотивации
В данной теории анализируют факторы, оказывающие влияние на мотивацию. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, какие факторы побуждают человека к действию. Первая теория – теория мотивации Маслоу: физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности причастности и потребность самовыражения. Более общая классификация: первичные и вторичные потребности. Теория Маслоу включает в себя следующие идеи и предпосылки:
Основная задача теории Маслоу состоит в стремлении показать, как потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как, зная о динамике действия потребностей на мотивацию человека, воздействовать на работника, предоставляя ему возможности удовлетворять свои потребности.
Следующая теория – теория мотивации Макклелланда: эта теория делает упор на потребности высших уровней, поскольку потребности низших уровней уже удовлетворены, но употребляется только в развитых странах.
Группы потребностей:
Теория мотивации Герцберга: давая модель выделяет две группы факторов: гигиенические факторы (факторы здоровья) – внешние по отношению к работе – они снимают неудовлетворенность своей работой; факторы мотивации (внутренние, присущие самой работе) – если данные потребности удовлетворены, то человек считает себя удовлетворенным.
Теории процесса мотивации
В современной управленческой практике существует ряд теорий, которые достаточно подробно описывают процесс мотивации. Теории процесса утверждают, что люди оценивают различные виды поведения через результаты, которые, по их мнению, можно получить. Поведение человека зависит от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет получить и какие у него для этого есть возможности.
Первая теория – теория справедливости. Предполагается, что люди субъективно оценивают и сравнивают свое вознаграждение с тем, что получают другие сотрудники за аналогичную работу. Несправедливое вознаграждение, по их оценкам, приводит к психологическому напряжению. В целом, если человек считает свой труд недооцененным, то он будет уменьшать затрачиваемые усилия на работу. Справедливость ассоциируется с равенством в сравнении отношений к другим и оценке их действий.
Следующая теория – теория ожидания. Данная теория основывается на предположении, что человек направляет свои усилия для достижения какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения целей. В соответствии с данной теорией мотивация складывается из трех блоков: усилия, исполнение и результат.
Факторы в данной теории, которые надо учесть:
Если значение любого из этих факторов будет недостаточно, то, соответственно, будет слабая мотивация, и будут низкие результаты труда. Менеджеру необходимо установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением.
Делегирование полномочий
Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Полномочие – наличие у конкретного лица прав использовать ресурсы и командовать людьми. Работник (менеджер), выходящий за рамки этих правил, превышает свои полномочия.
Ответственность – принятие на себя обязательств по выполнению требующих решения задач.
Существует ряд полномочий, которые не могут делегированы:
Делегирование полномочий начинается с того, что менеджеры проводят состояния дел, принимают решение о тех делах, которые можно доверить подчиненным.
Роль делегирования в менеджменте
Делегирование освобождает руководителей от выполнения рутинных операций, высвобождая время для решения важных вопросов. Передавая часть своих прав подчиненным, менеджер стимулирует рост их профессионализма (является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников), но имеется угроза невыполнения работы.
Делегирование положительно влияет на мотивацию сотрудников, помогает раскрыть их способности, проявиться инициативе и самостоятельности.
Почему на практике эффективная реализация делегирования затруднена