Лекции по менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 00:39, курс лекций

Описание работы

4 лекции.

Файлы: 1 файл

Менеджмент лекции.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Структурные способы разрешения конфликта

  1. Разъяснение требований к работе при принятии сотрудника в штат
  2. Применение координационных механизмов (решает руководитель)
  3. Интеграционные механизмы

Взаимосвязь конфликтов и стрессов в организации

      Стресс  – состояние психологического напряжения у человека, возникающее под действием внешних раздражителей. Основная причина стресса – перемены любого рода.

     По  своему отношению к работе в стрессовой ситуации люди делятся на 3 типа:

  1. Беспокойные люди

    Начинают  суетиться, нервничать, хвататься за все подряд и бросать, не завершая.

  1. Хладнокровные

    Данный  тип сотрудников больше подходит для автономной работы, интенсивно работают, потом быстро истощаются

  1. Беспомощные

    В стрессовой ситуации непригодны к работе и раздражают окружающих

Виды  стрессов

  1. Физиологический (при больших физических нагрузках)
  2. Психологический (при возникновении сложных взаимоотношений с другими людьми)
  3. Информационный (из-за избытка или недостатком информации)
  4. Управленческий (связан с высокой степенью ответственности за принятие управленческих решений)
  5. Эмоциональный (из-за угрозы опасности)

    Факторы, вызывающие стресс:

  1. Организационные (много работы)
  2. Личностные факторы (уход на пенсию, переход на другую работу)

Симптомы  стресса

  1. Впечатлительность и легкая ранимость
  2. Повышенная нервозность и раздражительность
  3. Эмоциональная неустойчивость
  4. Хроническое переживание
  5. Неспособность к отдыху / чрезмерное потребление алкоголя (курение)

Алгоритм  разбора ситуации

  1. Определить тип конфликта
  2. Определить базу конфликта
  3. Инцидент
  4. Анализ стрессовой ситуации

Власть, лидерство и неформальные отношения в группе

      Власть  – это возможность влиять на поведение других людей (объем прав, которыми обладает субъект). Власть обусловлена должностью лица, его место в официальной структуре организации. Формальная власть определяется числом подчиненных и объемом ресурсов, которыми может распоряжаться менеджер. Реальная власть обусловлена влиянием, авторитетом и местом в неформальной структуре отношений и измеряется числом лиц, готовых добровольно подчиняться руководителю.

Форма власти

  1. Власть, основанная на принуждении (власть через страх)

    Основана  на влиянии на человека с помощью  страха. В результате люди могут  испытывать некоторое отчуждение, скованность, что не способствует раскрытию потенциала работника, но итогом данной власти является быстрое получение результата. Формально, данная форма власти применима там, где нарушается дисциплина.

  1. Власть, основанная на вознаграждении

    Сила  этой власти определяется справедливостью. Исполнитель не сопротивляется этому  влиянию, т.к. за свою работу он получает вознаграждение. Но возможности организации ограничены.

  1. Власть, основанная на авторитете и знаниях.

    Сотрудники  видят в своем руководителе человека более опытного и т.п. черты менеджера  настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как его руководитель, но, если руководитель окажется не прав, он будет оказывать на коллектив меньшее влияние.

  1. Власть, основанная на примере (власть через харизму)

    Она основана на исключительных личностных лидерских характеристиках менеджера.

  1. Власть, основанная на законных правах.

    В связи  с разделением труда в организации, руководитель имеет право отдавать указания, и исполнитель обязан их выполнять. Основывается на том, что  работники подчинены должности, а не конкретной личности руководителя. В данном случае работник может переложить свои ошибки на менеджера.

Неформальные  группы

      Создаются членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами и т.д. неформальные (теневые) группы существуют в каждой организации и вырастают из дружеских отношений, не определенных организационной схемой. Для организации важно, чтобы эти группы не доминировали.

      Способы проявления активности неформальной группы в организации:

  1. Неформальное общение
  2. Способность группы действовать или бездействовать (тормозить развитие организации)

     Менеджер  должен иметь четкое представление  о том, как и почему функционирует  неформальная группа.

Тема 4. Итоговые моменты менеджмента

Методы  управления

      Методы  управления – совокупность способов воздействия менеджера на работника для достижения целей организации.

        1. Организационно-административные методы

    Направлены  на координацию действий подчиненных, обеспечение выполнения заданий  через издание приказов, распоряжений и указаний.

    Способы воздействия на работника:

    • Организационный (методы основаны на утверждение внутренних административных нормативных документах: трудовой договор, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положение о структурных подразделениях и документы, содержащие нормативы по деятельности предприятия).
    • Распорядительный
    • Материальная ответственность и взыскания
    • Дисциплинарная ответственность
    • Административная ответственность
        1. Экономические методы управления

    Основаны  на воздействии на экономические интересы отдельных работников и предприятия в целом.

        1. Социально-психологические методы управления

    Это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей  социологии (внешний мир человека) и психологии (внутренний мир человека). Эти методы позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров, связать мотивацию труда с результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации в организации и позволяет разрешить конфликты в ней.

Социальная  ответственность  менеджмента

      Социальная  ответственность менеджмента в  отношении работников заключается  в обеспечении высокого уровня оплаты труда, необходимо создать работницам благоприятные условия для работы. В отношении общества в целом – своевременная уплата налогов, уважение потребителя, обеспечения занятости.

Эффективность деятельности предприятия

      Эффективность управления – это соотношение  показателей эффекта (результаты хозяйственной  деятельности и затрат материальных, финансовых и трудовых ресурсов). Эффект – абсолютная величина превышения результатов над затратами (прибыль). Эффективность – относительная величина, которая сопоставляет эффект с затратами, необходимыми для его достижения, и показывает за счет каких затрат был достигнут эффект.

      В экономике основными показателями эффективности являются:

- рентабельности  производства (предприятия) = прибыль/(цена  основных фондов + цена оборотных  средств). Отражает уровень использования  оборотных средств и ОФ на предприятии

- рентабельность  продукции = прибыль/себестоимость. 

- рентабельность  продаж = прибыль/выручка

- затраты  на рубль продукции = себестоимость/выручка  от реализации

- фондоотдача  = реализованная продукции/среднегодовая  стоимость ОФ

- фондоемкость = 1/фондоотдача. Показывает стоимость ОФ, приходящихся на 1 руб. реализованной продукции.

     Показатели, характеризующие эффективность  оборотных средств:

- коэффициент оборачиваемости оборотных средств = реализованная продукция/скорость оборотных средств. Сколько оборотов за отчетный период.

- коэффициент  загрузки оборотных средств = 1/коэффициент оборачиваемости. Сколько  оборотных средств приходится  на 1 руб. реализованной продукции.

- длительность  оборота оборотных средств = длина  расчетного периода/коэффициент  оборачиваемости

Информация о работе Лекции по менеджменту