Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 00:39, курс лекций
4 лекции.
Принципы делегирования полномочий
Тема 3. Организационные отношения в менеджменте (организационная структура управления)
Функция
организации относится к числу
основных функций менеджмента и
является второй составляющей процесса
управления. От нее во многом зависит
выполнение запланированных работ
и результатов трудового
Под организацией в менеджменте понимается процесс создания структуры предприятия, обеспечивающей эффективную совместную деятельность людей для достижения целей организации.
Организационная
структура управления – совокупность
подразделений и уровней
Элемента организационной структуры
Норма управляемости – допустимое число исполнителей, подчиненных одному руководителю. Излишнее увеличение количества подчиненных может привести к росту управленческих обязанностей руководителя, что ослабляет контроль за работой подчиненных и др. Чрезмерное сужение нормы управляемости является причиной увеличения количества управленческих уровней, повышения административных расходов и роста проблем в результате ослабления взаимосвязей между и нижним уровнями пирамиды структуры предприятия. При определении оптимального количества подчиненных следует учитывать следующие факторы:
Определение
нормы управляемости имеет
Построение организационной структуры
Таким
образом, менеджер в самом начале
выполнения функции организации
осуществляет деление организации
на широкие сферы, а затем –
разрабатывает конкретные задачи. Цель
организационной структуры
Понятие и элементы департаментизации
Департаментизация – процесс деления организации на отделы, выполняющие определенные функции. Отношения между департаментами поддерживаются на основе связей (взаимоотношений).
Элементы департаментизации:
Линейная структура управления
Директор->Главный
инженер->Начальник цеха->
При данной структуре каждое звено и каждый подчиненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления.
Преимущества линейной структуры:
Недостатки - концентрация власти в управляющей верхушке и высокие требования к руководителю, который должен быть всесторонне подготовлен, чтобы обеспечить эффективное руководство по всем функциям менеджмента.
Серьезные недостатки линейной структуры могут быть устранены функциональной структурой.
Функциональная структура управления
Директор -> Главный инженер, Снабжение, Сбыт, Маркетинг, Бухгалтерия -> Функциональный руководитель.
Получение разных указаний от руководителей высшего уровня.
Данная структура необходима в связи с укрупнением предприятия.
Вместо одного руководителя, выполняющего при линейной структуре все функции руководства, назначается несколько специалистов по отдельным видам работы. Специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы). Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня, по функциональному критерию (отсюда и название). Вместо универсальных менеджеров, которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штаб специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за определенное направление работы.
Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности компании.
Недостатки:
Линейно-функциональная структура управления
При данной структуре функциональные звенья сохранились, но присутствует линейная организация.
Недостатки:
Данные структуры, как и линейные структуры, применяются в небольших по размеру компании.
Дивизиональная структура
Такая структура применяется, как правило, крупными компаниям.
Типы дивизиональных структур:
Дивизиональные структуру – это структуры, основанные на выделении производственных подразделений (дивизионов) с предоставлением им оперативно-производственной самостоятельности и переносом на этот уровень ответственности за получение прибыли.
Отделение (дивизион) – это организационная единица, имеющая внутри себя необходимые собственные функциональные подразделения. На дивизион возлагается ответственность за производство и сбыт продукции и получение прибыли. Менеджмент высшего звена организации высвобождает для решения стратегических задач.
При
дивизионально-продуктовой
Если деятельность организации распространяется на несколько регионов, то применяется дивизионально-региональная структура. При этом структурное подразделение организации в регионе выступает, как правило, в форме филиала.
Такая структура ориентирована на потребителя.
Особенность - подразделения группируются вокруг определенных типов потребителей.
Цель
создания такой структуры –
Проектная структура управления
(Взять схему у Бузинова)
Такая структура – это структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи (проекта). Ее смысл в том, чтобы собрать в одну команду квалифицированных сотрудников разных профессий из подразделений организации для осуществления сложного проекта. Применяется в быстроразвивающихся компаниях, быстро меняющих ассортимент производимой продукции.
Матричная структура управления
(Взять схему у Бузинова)
Если в организации одновременно реализуется несколько проектов, то ее структура управления проектируется по матричному типу. Эта структура базируется на совмещении линейно-функциональной структуры и проектной структуры. В матричной организации члены проектной группы находятся в двойном подчинении: у руководителя проекта и у руководителя линейного или функционального отделения, из которого этот специалист привлечен для работы над проектом.