Лекции по "Организационному поведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 01:05, курс лекций

Описание работы

Организационное поведение (ОП) как учебная дисциплина представляет собой сложную область знаний, исследующую различные явления и процессы, охватывающие большой объем специфических терминов и понятий, связанных со многими общественными и естественнонаучными дисциплинами. Для их изучения нужна определенная система, облегчающая процесс освоения дисциплины. Поведение индивидов существенно определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация, теми ограничениями, которые она накладывает на личность.

Файлы: 1 файл

лекции по оп.doc

— 797.50 Кб (Скачать файл)

Принято считать, что  некоторые сотрудники организации  активно выступают в роли информаторов 17. Кто-то из информаторов является опытным профессионалом, другие чувствуют себя обязанными отстаивать общественные или коллективные интересы, третьи просто настроены против работодателя.

Один из самых показательных  примеров — сообщение одного из служащих компании-поставщика военной  техники, завышавшей стоимость контрактов с Пентагоном. Федеральный суд  оштрафовал компанию на $ 55 млн, а информатор получил вознаграждение в сумме $ 7,5 млн в соответствии с Актом о заведомо ложных претензиях 1986 г.

Обращаясь к общественности, информаторы надеются оказать давление на организацию, с тем чтобы компания приняла меры, направленные на исправление  ситуации. Несмотря на защиту закона, некоторые информаторы подвергаются репрессиям стороны организаций (преследование, перевод или увольнение). Уменьшить потребность в информаторах позволяет создание условий для выражения мнений работников внутри организации, поощрение их социальной активности (системы предложений, обратная связь, собрания с участием высших менеджеров).

Раздел 3. ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

 

4.1. Природа социальных групп в  организациях

Значение групповых  процессов в организациях. Индивиды очень редко работают в изоляции от других. Это может происходить только в тех исключительных случаях, когда работник выполняет строго индивидуальное задание, контролируемое только высшим руководством организации, когда он автономно контактирует с внешней средой и принимает решения в основном самостоятельно.

Однако большинство  ситуаций, возникающих в ходе организационной  деятельности, характеризуют именно групповые отношения. Группы в организациях являются основой эффекта синэргии, и, как правило, члены организации  просто не мыслят свою деятельность вне социальной группы.

Отличительная особенность  организации состоит в том, что  работа в ней осуществляется всегда внутри групп или команд. При этом не имеют никакого значения особенности  работы, выполняемой данной организацией.

Определение социальной группы.

 Существует достаточно  большое количество определений  социальных групп. В частности,  группы определяются по ощущению  принадлежности к ним индивидов,  по единству выполняемых групповых  функций и т.д. Но эти определения  вряд ли могут раскрыть сущность социальных групп. В самом общем виде социальную группу можно охарактеризовать как совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

 В этом определении  отражены два существенных условия, при реализации которых совокупность индивидов может считаться социальной группой в организации: 1) наличие устойчивых взаимодействий между членами группы; 2) наличие разделяемых ожиданий каждого члена труппы относительно других членов группы, что позволяет осуществлять социальный контроль за их поведением.

Вместе с тем социальным группам в организациях присущ ряд  специфических признаков, к которым  относятся:

  • четко определенное членство в группе, ощущение принадлежности и границ группы и ее места в организации;
  • групповое сознание, которое касается прежде всего признания правильности и уместности социальных норм, характерных только для данной группы, а также связи этих норм с нормами культуры организации;
  • ясно понимаемые цели — необходимый признак группы в организации, так как сама организация представляет собой целевую группу;
  • взаимозависимость между членами группы, которая может возникать только в ходе совместной деятельности, направленной на достижение общих целей;
  • способность индивидов действовать в составе группы, что предполагает конформность к существующим нормам, признание лидеров группы и взаимодействие без социальной напряженности и конфликтов;
  • наличие четко определенных групповых ролей, обусловленных местом работника в организации, т.е. его статусом и позицией.

Поведение членов социальных групп. На поведение отдельных членов группы в организации, как показали многочисленные исследования, большое  влияние оказывает группа. Руководителям  организации необходимо осознать наличие  группового давления, чтобы помочь группе действовать более эффективно в направлении достижения общих целей,

В своем ставшем классическим эксперименте американский психолог М. Шериф (1936) продемонстрировал неосознанное влияние, которое группа может оказывать на индивидуальное восприятие. Суть этого эксперимента в следующем. Испытуемые, находясь в темной комнате, в течение некоторого времени сосредоточивали взгляд на неподвижном световом пятне. Затем каждый испытуемый (член группы) отвечал на вопрос, в каком направлении и на какое расстояние перемещалось световое пятно. Отвечая индивидуально, испытуемые дали разные ответы. Однако на втором этапе эксперимента, когда группа испытуемых получила задание дать единый ответ, члены группы пришли к согласию относительно и направления, и величины перемещения светового пятна (напомним, на самом деле — неподвижного); при этом групповое решение отличалось от многих конкретных мнений, которые испытуемые высказывали в индивидуальном порядке.

Известно много вариантов  эксперимента Шерифа, когда испытуемые сначала дают свой собственный ответ, а потом рассматривают ту же проблему в группе и достигают согласия по “правильному” ответу. Практически каждый человек сталкивался с подобными ситуациями, например на собраниях, где люди, придерживаясь вначале самых различных точек зрения, в конечном итоге (но не всегда) приходили к согласию.

Итак, совместная деятельность в группе может оказать формирующее  влияние на манеру поведения отдельных  работников. Необходимость быть частью группы ведет к соотнесению собственных целей и надежд с групповыми, что может изменить поведение отдельных членов группы. Например, работник, который постоянно опаздывает, может выработать способность к рациональному использованию времени, если он работает в группе, где ценится пунктуальность. В любом случае группа постарается оказать давление на этого работника, чтобы заставить его придерживаться ценностей группы, и в конце концов может даже исключить постоянного нарушителя из своих рядов.

6.1. Природа  групп и их характеристика. Классификация групп

 

Любая организация это  совокупность различных профессиональных групп, которые объединены в структурные  подразделения. В достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия

Группа – относительно обособленное объединение нескольких людей, находящихся

Группа - это общность двух и более людей, объединенных общей целью и взаимодействующих для достижения этой цели.

В отличие от огромного разнообразия групп в обществе организация накладывает довольно жесткие ограничения на многие характеристики групп (цели, структуру, ценности и т.д.). Это, несомненно, облегчает задачу классификации.

Прежде всего, группы можно разделить на первичные и вторичные. Под первичной группой понимается действующая рабочая группа Остальные группы и подразделения организации в этом случае считаются вторичными. Основным критерием для дифференциации указанных групп являются непосредственность и регулярность организационных взаимодействий.

Значительно более важным и полезным для анализа групповых процессов является деление групп на формальные и неформальные. В формальной группе четко сформулирована цель группы, определена на структура власти, то есть система подчинения, заданы все позиции и роли ее членов, регулирующие вертикальные и горизонтальные отношения в группе, сформулированы и подписаны групповые нормы правила. Примерами формальных групп являются: рабочая группа отделение солдат, студенческая группа или школьный класс и т.д.

Формальные группы в организации можно классифицировать на командные и целевые. Командная группа является базовой структурной организационной единицей, удовлетворяющей всем формальным требованиям. Она состоит из работников, непосредственно подчиненных менеджеру.

Целевые группы имеют более гибкую организационную форму, как правило, они представляют собой временные объединения работников для осуществления конкретных целей, отдельного проекта. Целевая группа может вообще находиться вне организационной структуры групп и иерархии. Временные рамки существования таких групп обычно ограничиваются сроками выполнения конкретного проекта. Создание целевых групп обычно связано с необходимостью быстрого реагирования организации на изменение внешней среды.

Проблема состоит в том, что люди, даже если они полностью согласны действовать в соответствии с формальными и содержательными требованиями менеджмента, никак не хотят отходить от естественных форм человеческого взаимодействия и общения, построенных вовсе не на управленческих идеях и целях.

Среди работников, искусственно объединенных менеджментом в рабочую группу, есть своя, не контролируемая организацией и менеджером жизнь. Эти неформальные группы стихийно складываются, возникают внутри формальных групп на основании каких-либо общих интересов, склонностей или потребностей. В них отсутствует строгая структура власти, не определены статусы, роли и четкая система взаимоотношеиий.

Формирование неформальной группы внутри формальной приводит к скрытому переплетению двух видов отношений, в значительной степени затрудняющих управленческий контроль за групповыми процессами. Особую сложность для менеджера представляют случаи, когда направленность неформальной группы мешает достижению организационных целей формальной группой. Обнаружение самого факта наличия двух структур в группах имело очень большое значение для управления. Менеджеры получили возможность использования неформальной структуры группы в интересах организации или по меньшей мере большего контроля над ней.

В неформальные группы работники объединяются с целью удовлетворить потребности, которые не может удовлетворить формальная группа. При этом формально работники могут быть членами различных командных и целевых групп. Различные индивидуальные интересы приводят к формированию групп по интересам. Обычно такие группы формируются в результате сходства характеристик между ее членами, выполняя важную роль в удовлетворении социальных потребностей.

Определенный интерес для организационной психологии представляют референтные группы, то есть такие, в которые индивид не включен, но нормы которых он принимает. Поэтому он использует референтную группу как эталон для сравнения своего поведения с поведением членов референтной группы. Это могут быть прежде всего нормы других групп или организаций, членом которых работник являлся прежде.

Существует достаточное множество причин объединения людей в формальные и неформальные группы:

  • Потребность в материальном благополучии;
  • Потребность в безопасности;
  • Потребность в уважении;
  • Потребность в общении;
  • Потребность в принадлежности к определенной npофессии и социальному слою.

 

 6.2. Управление группами 

 

Управление группами основывается на знании специфических характеристик группы

Специфические характеристики группы.

Размер - по данным статистических исследований, оптимальное количество членов группы - 5 человек, для проведения собраний и совещаний в среднем 8 человек, наиболее точные решения принимаются группой 5 -11 человек.

Состав группы - предпочтительны смешанные группы (по полу, возрасту, профессии) они позволяют рассматривать проблемы с разных точек зрения.

Групповые нормы - являются самым сильным фактором влияния на человека, только при условии соблюдения норм, человек может рассматривать на ее поддержку и признание. Нормы - это групповые ожидания относительно поведения. Нормы могут быть обязательными и частными.

Сплоченность -   это мера тяготения всех членов друг к другу. Крепко сплоченная группа работает эффективнее других. Групповое единомыслие - это тенденция подавления отдельной личностью своих действительных взглядов, с тем чтобы не нарушать групповую гармонию.

Статус членов группы - он определяется рядом факторов:

  • старшинством в должностной иерархии;
  • образованием;
  • опытом и т.п.

Статус определяется влиянием личности на решение вопросов группой.

Роли членов группы - каждый член группы предпочитает играть определенные роли близкие к чертам его характера.

Групповая мотивация - регулирование чувств, влечение группы, видение задач, идей, процесс образование мотивов, реализация мотива. Облегчить или ускорить формирование определенных мотивов в группе.

Сопротивление к переменам - люди по своей природе консервативны. Сопротивления возникают всякий раз, если члены группы усматривают угрозу дальнейшему существованию группы. Конфликтность - различия во мнениях приводят к повышению конфликтности.

Динамика группы - это социально психологические процессы, приводящие группы в определенное состояние посредством различных групповых механизмов и обеспечивающих ее формирование функционирование и развитие.

Информация о работе Лекции по "Организационному поведению"