Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 01:05, курс лекций
Организационное поведение (ОП) как учебная дисциплина представляет собой сложную область знаний, исследующую различные явления и процессы, охватывающие большой объем специфических терминов и понятий, связанных со многими общественными и естественнонаучными дисциплинами. Для их изучения нужна определенная система, облегчающая процесс освоения дисциплины. Поведение индивидов существенно определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация, теми ограничениями, которые она накладывает на личность.
Один из американских туристов в Мексике, привлеченный искусством резчика по дереву (он же плотник), поинтересовался стоимостью украшенного резьбой стула. Услышав о его цене (50 песо) турист решил приобрести сразу четыре (надеясь на «скидку за объем»). Однако резчик «заломил» уже 250 песо. Американец был весьма удивлен, но мексиканский плотник объяснил свою позицию: «А попробуйте-ка изготовить четыре совершенно одинаковых стула».
Задания, требующие применения разнообразных навыков, нередко воспринимаются работниками как более привлекательные; снижается монотонность, сопровождающая любую повторяющуюся трудовую деятельность. Когда речь идет о преимущественно физическом труде, использование комплекса навыков предполагает работу различных групп мышц, что облегчает нагрузки, которые приходятся на работника. Разнообразные навыки и умения требуют проявления большей компетентности, так как сотрудник имеет возможность выполнять одно и то же задание различными способами.
ИДЕНТИФИЦИРУЕМОСТЬ ЗАДАНИЯ. Не так давно рабочее задание формулировалось таким образом, что сотрудник выполнял определенное задание, никак не идентифицируя свой труд с конечным результатом. Это приводило к возникновению у индивида ощущения бессмысленности его деятельности. В тех случаях, когда задание предполагает изготовление конечного продукта в целом или существенной его части, принято говорить об идентифицируемости рабочего задания.
Оператор подъемного крана по прозвищу Джонни Кран проводит по 16 часов в сутки на высоте 60 м в крошечной кабинке. В чем состоит основной источник его удовлетворения? Джонни отвечает: «Я могу устроить любому желающему экскурсию по Вашингтону и показать здания, которые я построил». Вот пример работы, которая, по-видимому, не нуждается в увеличении разнообразия. Что касается идентифицируемости задания, то хотя Джонни Кран не имеет оснований утверждать, что он единолично строит здание, он четко идентифицирует задачу, которая стоит перед строителями, и осознает момент ее выполнения.
ЗНАЧИМОСТЬ ЗАДАЧИ. Значимость задачи характеризует воздействие, которое оказывает (с точки зрения работников) производимый продукт на других людей. Воздействие может осуществляться на членов организации (как в случае, когда сотрудник выполняет важнейшие функции в рабочем процессе) и на людей за ее пределами (работник производит медицинский инструмент, спасающий человеческие жизни). Таким образом, значимость задачи предполагает выполнение сотрудником важных для организации и общества функций.
Даже рутинные с точки
зрения непосвященных работы могут
рассматриваться как
АВТОНОМИЯ. Понятие автономии характеризует степень свободы действий работника в принятии решений относительно выполнения заданий и контроля, в значительной степени определяющей чувство его ответственности. С одной стороны, сотрудники желали бы действовать в рамках организационных ограничений, с другой — они стремятся к определенной степени свободы. Один из методов «автономизации» сотрудников — практика управления по целям, предполагающая участие исполнителей в определении задач и способов их решения.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Работник получает информацию об уровне исполнения рабочего задания как непосредственно из процесса труда (обратная связь с заданием), так и от менеджеров или коллег. Вне зависимости от «знака» обратной связи (положительной или отрицательной) она должна быть достаточно сбалансирована. Оперативная и непрерывная обратная связь в сравнении с отложенной и спорадической более эффективна. Идея обратной связи проста, но ее осуществление имеет большое значение для сотрудников, которые проводят на работе значительную часть жизни и имеют право знать, насколько хорошо они выполняют свои обязанности. Кроме того, они желали бы получать оперативную информацию, ибо прекрасно понимают, что движение по кратчайшему пути к цели требует точных данных о положении «путника» на местности.
МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРУДА
Оценка характеристик труда осуществляется в ходе специального диагностического обследования как предварительного этапа программ обогащения содержания рабочих заданий. Каждое из направлений оценивается по шкале баллов (например, на шкале от 1 до 10 разнообразие может быть оценено в 6 баллов, а автономия — в 4). Поскольку наиболее значимым является восприятие направлений труда работниками, они широко привлекаются к процессу оценки.
Затем рассчитывается объем потенциала мотивации труда (ОПМ) как произведение степени, в которой труд воспринимается как имеющий смысл (М, или среднее от набора навыков, идентифицируемости задачи и ее значимости), как налагающий определенную ответственность (О, или автономия) и как обеспечивающий информацию о результатах (ИР, или обратную связь). Мы получаем следующую формулу:
ОПМ = М × О × ИР.
Мероприятия, направленные на обогащение содержания труда, способствуют увеличению значения ОПМ, а значит, повышается вероятность высокой мотивации при условии, что работники:
♦ имеют соответствующие знания и квалификацию;
♦ стремятся к новым знаниям, личностному росту и развитию;
♦ удовлетворены рабочей средой (положительные гигиенические факторы).
СОЦИАЛЬНЫЕ РЕПЛИКИ И ВОСПРИЯТИЕ ТРУДА
РАБОТНИКАМИ
Одна из осложняющих внедрение программ обогащения труда проблем состоит в пассивности работников, которые не умеют или не желают сформулировать изменение своего восприятия заданий даже в случаях весьма существенной их трансформации.
Одна из причин такого положения — воздействия так называемых социальных реплик, которые в некоторых случаях в значительной степени определяют поведение работников. Социальные реплики могут поступать от коллег, менеджеров, других членов организации, покупателей и членов семей сотрудников. Социальные реплики оказывают как положительное, так и негативное влияние на движение к целевым характеристикам задачи .
Ключ к решению проблемы обратной связи в программах обогащения содержания труда — анализ воздействия социальных реплик на восприятие сотрудниками рабочих заданий . Данный процесс обработки социальной информации включает в себя три элемента. Во-первых, участники программы могут самостоятельно охарактеризовать наиболее значимые для них особенности процесса труда (как в случае, когда рабочий заявляет, что его интересуют исключительно должностные обязанности). Во-вторых, сотрудники могут предложить свои собственные оценки каждого из основных направлений («Меня интересует только набор навыков и умений и обратная связь; все остальные характеристики не имеют значения»). В-третьих, они выносят прямые или косвенные суждения относительно основных направлений процесса труда («Несмотря на утверждения менеджеров, я не думаю, что моя работа имеет какое-то значение»). Интегральный подход к организации труда предполагает, что менеджеры делают акцент на управлении социальным контекстом изменений и на самом процессе целевого обогащения содержания труда. Необходимо выявить наиболее значимые источники социальных реплик, возможно, посредством проведения групповых дискуссий с целью усиления изначальных тенденций работников к положительной оценке изменений в процессе труда. И наконец, менеджерам следует довести до сотрудников информацию о том, что планируемые изменения будут способствовать повышению степени удовлетворения от труда.
СИТУАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ И ПРОГРАММЫ
ОБОГАЩЕНИЯ ТРУДА
Проведенные исследования показывают, что программы обогащения содержания труда более эффективны в тех случаях, когда они распространяются на рабочие задания более высокого уровня, в которых технологические ограничения не столь существенны. В тех случаях, когда менеджмент имеет дело с жесткими, высокоавтоматизированными технологическими цепочками, издержки на внедрение подобных программ обычно значительно превосходят возможные выгоды. Кто-то из работников отнюдь не жаждет лишней ответственности, кто-то не может приспособиться к групповым взаимодействиям.
Кроме того, внедрение программ обогащения труда нередко приводит к проблемам с оплатой труда. Дополнительные обязанности и ответственность должны подкрепляться не только внутренним удовлетворением, но и денежным вознаграждением. Следовательно, менеджменту необходимо подготовиться либо к возрастанию затрат, либо к проблемам, вызванным недовольством уровнем оплаты труда. Кроме необходимости увеличения расходов на заработную плату исполнению программ обогащения содержания труда препятствуют другие ограничения .
Прежде чем приступать к планированию программ обогащения труда, менеджменту необходимо ответить на ряд вопросов о потребностях работников и их установках, и в частности:
♦ Как относится работник к дополнительной ответственности?
♦ Насколько сильна у работника потребность в личностном росте и достижениях?
♦ Часть работников негативно воспринимают практику обогащения содержания труда
— Не желают принимать на себя дополнительную ответственность
— Негативно относятся к новым обязанностям
— Отрицательно воспринимают необходимость групповой работы
— Не желают переучиваться
— Предпочитают безопасность и стабильность
— Сотрудников устраивает руководство
— Работники не обладают разносторонними навыками и умениями
— Предпочитают более спокойную работу
♦ Дорогое оборудование может оказаться неприспособленным к конкретным производственным условиям
♦ Реализация программы может привести к нарушениям в производственной системе
♦ Ограничиваются полномочия мастеров и сотрудников
♦ Программа обогащения содержания труда инициирует недовольство сотрудников уровнем заработной платы
♦ Возрастание расходов
— издержки подготовки к реализации программ (например, на обучение)
— долгосрочные издержки (например, на дополнительное оборудование)
♦ Противодействие профсоюза
♦ Как он воспринимает необходимость работы в группе?
♦ Позволяют ли
интеллектуальные возможности сотрудника
выполнять более сложные
♦ Насколько велики
потребности работника в
♦ Воспримет ли сотрудник планируемые изменения как оправдывающие затраты?
Итак, разработка планов обогащения содержания труда предполагает тщательный анализ ситуационных факторов, установок и возможностей работников. Безусловно, менеджмент имеет право рассматривать обогащение содержания труда как «благо» для подчиненных, но его прямая обязанность — идентификация и уважение индивидуальных различий сотрудников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ ограничений и связанных с обогащением содержания процесса труда проблем позволяет сделать следующие выводы. Программы обогащения труда и КТЖ обычно отвечают потребностям сотрудников и организации в целом. Реализация такого рода программ требует тщательного анализа ситуационных факторов, во многом определяющих их эффективность. Потенциальные выгоды внедрения программ КТЖ должны сопоставляться с затратами. Основной вопрос — величина чистого дохода.
Стратегия обогащения труда предполагает изучение ситуации, затрат и потенциальных выгод, первоначальных направлений их применения. Достигнутый успех позволяет постепенно продвигаться вперед. Излишний энтузиазм чреват провалом всей «кампании».
4.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕД ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Очевидно, что исследование поведения человека в организации не должно ограничиваться исключительно отношениями компании к индивидам. Отношения в процессе труда имеют двусторонний характер: организация имеет обязательства перед индивидом, но и каждый сотрудник несет определенную ответственность перед компанией.
Взаимовыгодные отношения означают, что в общей для работников и организации системе ценностей результаты сторон превышают их издержки. Взаимоотношения ухудшаются в тех случаях, когда одна из сторон игнорирует потребности контрагента. Предположим, что сотрудникам в отличие от организации не удается соответствовать принятым обязательствам. В этом случае следует ожидать, что с целью повышения эффективности организационной системы менеджмент предпримет попытку расширения контрольных функций. Вернемся к проблеме хищений. Если рассматривать ее исключительно с позиций организационной системы, расхищение сотрудниками ресурсов отрицательно воздействует на рабочие операции, приводит к нарушению планов, что обусловливает ужесточение регламентации труда и контроля со стороны менеджмента. Однако производительность организационной системы снижается, а значит, уменьшается объем выпуска как для индивида, так и для компании. В данной ситуации организация должна предпринять действия, направленные на защиту как других работников, так и компании.
Исходя из концепции социального обмена организация ожидает, что ее члены будут строго следовать должностным инструкциям, выступая как граждане организации.
ИНФОРМАЦИЯ
О СЛУЧАЯХ АМОРАЛЬНОГО
Гражданство в организации
отнюдь не означает, что ее сотрудник
слепо подчиняется