Лекции по "Организационному поведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 01:05, курс лекций

Описание работы

Организационное поведение (ОП) как учебная дисциплина представляет собой сложную область знаний, исследующую различные явления и процессы, охватывающие большой объем специфических терминов и понятий, связанных со многими общественными и естественнонаучными дисциплинами. Для их изучения нужна определенная система, облегчающая процесс освоения дисциплины. Поведение индивидов существенно определяется целью и задачами, которые ставит перед собой организация, теми ограничениями, которые она накладывает на личность.

Файлы: 1 файл

лекции по оп.doc

— 797.50 Кб (Скачать файл)

2. Интерпретация прав на частную жизнь .

Право на частную  жизнь предполагает невмешательство организации в частную жизнь сотрудников и запрет на несанкционированное распространение конфиденциальной, способной нанести индивиду эмоциональную травму информации. Некоторые виды деловой деятельности, которые могут нарушить права на частную жизнь, представлены в табл. 1.

Табл. 1. Различные виды деловой активности, способные нарушить права

работников на частную  жизнь

♦ Детекторы лжи

♦ Электронный мониторинг

♦ Персональные тесты

♦ Компьютерные банки  данных

♦ Медицинское обследование

♦ Конфиденциальные записи

♦ Лечение от алкоголизма

♦ Генетический отбор

♦ Мониторинг стиля жизни  работника

♦ Вмешательство в  частные

♦ Лечение от наркотиков

взаимоотношения


По мере того как бизнес все более глубоко проникает  в частную жизнь работников, вероятность  конфликтов повышается.

Работники, покупатели и  вообще подавляющее большинство  граждан уверены, что их отношение  к политике, религии и обществу является исключительно личным делом  каждого и не должно представлять интерес для кого бы то ни было (за исключением индивидов, работающих в религиозных и политических организациях). То же самое относится к действиям, беседам и местонахождению индивидов (комнаты отдыха организаций, частные дома). Исключения допускаются весьма неохотно и только в тех случаях, когда очевидна связь действий сотрудника вне работы с процессом труда. К примеру, службе безопасности банка могут быть небезынтересны данные о том, что кто-то из служащих, увлекающийся игрой на скачках, погряз в долгах, а один из клиентов был дважды уличен в мошенничестве с кредитными карточками.

Анализ полученных в  ходе одного из исследований (с участием более 2 тыс. работников) данных позволил выделить следующие факторы восприятия вмешательства в частную жизнь: использование организацией в своих  целях информации о частной жизни  индивида; несанкционированное обнародование такого рода данных; получение и использование данных привело к неблагоприятным последствиям; обнародование информации о частной жизни сотрудников за пределами компании.

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ   ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЧАСТНУЮ ЖИЗНЬ  СОТРУДНИКОВ

Во многих организациях разрабатываются меры, направленные на защиту частной жизни сотрудников. Особые правила регулируют повседневную практику менеджмента и предусматривают  его действия в нестандартных  ситуациях. Большинство таких сводов правил основывается на следующих принципах: 4

♦   уместность (получение и использование только необходимой, относящейся к конкретной проблеме информации);

♦   актуальность (устаревшая информация периодически удаляется);

♦   уведомление (работники информированы о принятой в компании системе персональных данных);

♦   сохранность информации (хранитель информации отвечает за ее секретность);

♦   конфиденциальность (доступ к информации имеют исключительно уполномоченные лица, распространение информации за пределами организации осуществляется только по согласованию с работником);

ознакомление  с данными (сотрудники имеют право ознакомиться со своим досье и оспорить содержащиеся в нем данные);

психологическая защита (не допускается вмешательство во внутренний мир индивидов, за исключением предварительно согласованных случаев).

ЭЛЕКТРОННЫЙ   МОНИТОРИНГ

Положение о психологической  защите, например, означает, что в  компании (за исключением предварительно согласованных случаев) запрещено  наблюдение за раздевалками, а использование электронных приборов (видеокамеры, звукозаписывающие устройства) допускается только после уведомления сотрудников. Установленные в соответствии с конкретной необходимостью средства мониторинга, информация о которых доведена до сведения сотрудников, не считаются недопустимым вмешательством в частную жизнь. Так, установленные в операционных залах банков на случай попытки ограбления видеокамеры фиксируют и передвижения сотрудников. Однако работники банков не считают, что функционирование таких камер является вмешательством в их частную жизнь, так как открытое и скрытое наблюдение обусловлено необходимостью обеспечения безопасности.

Так, в одной из сетей  ресторанов быстрого питания осуществляется постоянный видеомониторинг, когда  открытие кассового аппарата автоматически переводит на него объектив одной из установленных в торговом зале камер. Работники знают о том, что такое наблюдение преследует цель предотвращения как хищений, так и ограблений. После установки систем слежения ежедневная выручка ресторанов возросла на 10 %.

В некоторых компаниях  используются электронные сенсорные датчики, выполненные в виде клипсы с интегральной схемой, испускающие инфракрасные лучи, что позволяет отслеживать местонахождение каждого сотрудника в производственных помещениях. Формы электронного мониторинга разнообразны: учет времени прихода на работу и ухода служащих, считывание информации с экранов компьютеров на столах операторов, контроль за содержанием электронной почты работников, голосовые записывающие системы для оценки эффективности биржевых брокеров, коммивояжеров и другого персонала. Негласный контроль со стороны организации нередко сопровождается отрицательными последствиями. Одно из исследований показало, что служащие компании (операторы на телефонах), действия которых отслеживались системами мониторинга, сообщали о негативных психологических и физиологических ощущениях (головные боли, боли в спине, кистях, плечах, повышенная раздражительность, высокая утомляемость) . Если менеджмент стремится к тому, чтобы работники воспринимали электронное наблюдение как должное, необходимо провести предварительное разъяснение целей организации и показать, что они способствуют повышению эффективности деятельности компании.

ТЕСТИРОВАНИЕ

Разнообразные хищения  обходятся американским компаниям, по оценкам экспертов, более чем в $ 40 млрд в год, причем в этом как минимум один раз были уличены 75 % работников. Одно из исследований показало, что хищениями занимаются 62 % работников ресторанов, а 43 % сотрудников магазинов воруют выручку или продукты 6.

ДЕТЕКТОР ЛЖИ. Весьма широкое распространение получил  в американских организациях полиграф, или детектор лжи, т. е. устройство для записи физиологических изменений в организме человека в моменты, когда он говорит заведомую ложь, используемое для проверки заявлений работников. Его применение при приеме на работу регламентируется принятым в 1988 г. актом Конгресса США 7.

Вероятность неправильной интерпретации полученных с помощью  полиграфа данных достаточно высока, поэтому возможны ложные обвинения  невиновных людей. Многие американцы считают, что проверки на полиграфе означают вмешательство в их частную жизнь, однако такое тестирование — дело сугубо добровольное. В настоящее время в большинстве организаций использование полиграфа запрещено.

ИЗМЕРЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА. Другая разновидность детектора лжи — измеритель психологического стресса, т. е. анализ изменений в тембре голоса испытуемого, позволяющий определить степень искренности высказываний говорящего. Данный тест не предполагает использования технических устройств, поэтому он не столь явно, как детектор лжи, вторгается в частную жизнь. Тем не менее правомерность использования данного метода вызывает обоснованные сомнения.

ТЕСТЫ С БУМАГОЙ И  КАРАНДАШОМ. Предполагается, что проведение так называемых тестов на порядочность, или тестов на полноту, позволяет оценить честность сотрудников. Явные тесты призваны идентифицировать отношение испытуемого к хищениям самим по себе (ответы на вопросы типа «Как вы расцениваете попытки украсть что-либо на рабочем месте?»), тогда как цель личностных тестов состоит в косвенном выявлении склонных к обогащению за счет организации индивидов. Целесообразность использования подобных тестов весьма сомнительна, отказ в приеме на работу на основании полученных при тестировании результатов оценивается как незаконный 8 .

ПРОБЛЕМА АЛКОГОЛИЗМА

Поскольку злоупотребление  алкоголем создает для индивидов  как медицинские, так и рабочие  проблемы, организации необходимо разработать  политику и программы противодействия  данной болезни, не нарушающие прав сотрудников на частную жизнь. По некоторым оценкам к алкоголикам можно отнести от 5 до 10 % работников. Их отсутствие на работе, низкая производительность, нарушения техники безопасности и другие затраты обходятся американским работодателям более чем в $ 10 млрд. Показатели невыходов на работу для злоупотребляющих алкоголем сотрудников в 2-4 раза выше, чем для других рабочих.

Алкоголиков можно встретить  во всех областях деятельности, профессиях, на любых должностях. В некоторых  случаях развитию алкоголизма способствует рабочая среда, но основная его причина — проблемы и привычки индивида, его образ жизни и воспитание.

ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ С АЛКОГОЛИЗМОМ. Вне зависимости от причин алкоголизма  все большее число организаций  разрабатывают направленные на преодоление этой привычки программы помощи злоупотребляющим спиртным работникам. Одна из причин состоит в том, что у фирмы и работника уже существуют трудовые взаимоотношения. Кроме того, успех в реализации программы спасает не только ценного для компании сотрудника, но и гражданина, члена общества. И наконец, представляется, что наилучшей средой для восстановления больного является трудовая, так как коллектив способен оказать алкоголику существенную помощь в осознании себя как полезного члена общества. В такого рода программах алкоголизм рассматривается как болезнь, а основное внимание уделяется поведению в процессе труда «заразившихся» и психологической поддержке «выздоравливающих» сотрудников.

Компания демонстрирует  алкоголикам, что она стремится помочь «пострадавшим» и готова работать с ними в течение длительного промежутка времени. Тем, кто прилагает усилия для освобождения от зависимости, обеспечивается благожелательная атмосфера, однако полностью устранить угрозу асоциального поведения невозможно. В тех случаях, когда сотрудник отказывается от лечения, демонстрирует неудовлетворительное поведение, менеджмент принимает решение об увольнении.

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ НАРКОТИКОВ

Употребление наркотиков, особенно в тех случаях, когда  оно происходит на работе, чревато серьезнейшими проблемами как для самого наркомана, так и для его работодателя и других сотрудников. К наркотическим веществам относятся героин, кокаин, крэк, марихуана, некоторые медицинские препараты (на основе барбитуратов и транквилизаторы). Для некоторых профессий (пилот авиалайнера, хирург, инженер на железной дороге или оператор крана) злоупотребление наркотиками на рабочем месте может привести к трагическим последствиям.

ТЕСТИРОВАНИЕ НА НАРКОТИКИ. Только осуществляемые наркоманами  хищения ежегодно обходятся американской промышленности в миллиарды долларов. Соотношение невыходов имеющих проблемы с наркотиками работников и здоровых людей оценивается как 16 : 1, а несчастных случаев на рабочих местах — как 5 : 1. Упущенные выгоды, связанные со снижением производительности и дополнительными расходами на здравоохранение, оцениваются в США в $ 70 млрд в год. Злоупотребление наркотиками — колокол, который звонит по обществу.

Принятый в США в 1988 г. Акт о свободных от наркотиков рабочих местах требует от работодателей (выполняющих федеральные заказы на суммы свыше $ 25 тыс. или получающих финансовую поддержку со стороны органов государственной власти) проведения политики, призванной не допускать употребления сотрудниками наркотических веществ на рабочих местах 9. Многие компании практикуют обязательное тестирование на наркотики как для вновь поступающих, так и для постоянных работников либо периодически, либо при получении доказательств о нарушении работником запрета на употребление наркотиков.

На заводе компании Atlas Powder (производство взрывчатых веществ) в городке Джоплин все 425 работников ежегодно проходят медицинское обследование, предполагающее тесты на употребление наркотиков. За два года положительная реакция была выявлена у 7 сотрудников. Из претендентов на занятие вакантных рабочих мест по результатам тестов отсеивается 20 % лиц, подавших заявления.

При проведении тестов необходимо учитывать возможность ошибок. Так, специальные исследования показывают, что пройти их удается примерно 5 % наркоманов. К неправильным выводам может привести употребление работниками лекарств или особенности питания. Невиновность пострадавших может быть доказана в результате проведения дополнительных исследований, однако их репутации и самооценке наносится значительный ущерб. Кроме того, в результате тестирования могут быть преданы гласности связанные со здоровьем проблемы сотрудника, которые он предпочел бы сохранить в тайне. И наконец, как быть с правом на частную жизнь индивида, а значит, на употребление любых веществ? Впрочем, конституция США не гарантирует права на обладание и использование запрещенных законом наркотиков.

Возможное решение проблемы с тестированием на наркотики  — проведение тестов на ухудшение показателей, предполагающих компьютерное исследование изменений моторных реакций сотрудников организации.

В компании R. F. White (торговля нефтепродуктами) благодаря проведению подобных тестов удалось добиться снижения числа несчастных случаев на производстве на 67 %, а расходов на компенсации — на 64 %. Руководство фирмы уверено, что такое тестирование обходится дешевле, является более современным и точным, чем проверки на наркотики. Кроме того, с этического вопроса о том, почему сотрудник не может работать на данной должности, акцент переносится на саму возможность работы.

ГЕНЕТИЧЕСКОЕ   ТЕСТИРОВАНИЕ

Острые дискуссии вызывает применение организациями генетического тестирования, позволяющего определить предрасположенность работников к тем или иным заболеваниям. Данный инструмент представляется более агрессивным в сравнении с генетическим мониторингом, цель которого состоит в идентификации вредных для людей веществ на рабочих местах и исследовании их влияния на здоровье работников, что позволяет предпринимать корректирующие воздействия. Положительное использование полученной в ходе генетического тестирования информации предполагает перевод восприимчивых к определенным веществам сотрудников на другие должности и разработку профилактических мероприятий. Отрицательная сторона тестирования проявляется в тех случаях, когда организация использует полученную информацию для дискриминации сотрудников, имеющих генетическую предрасположенность к некоторым заболеваниям, что позволяет сократить расходы на оплату больничных листов.

Информация о работе Лекции по "Организационному поведению"