Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 13:30, курс лекций
Наиболее длительный, начинается с 9-7 тысячелетия до нашей эры примерно до 18 века. Прежде, чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество накапливало опыт управления. Первые формы организации существовали на стадии первобытнообщинного строя ( упр-е сообща всеми членами рода). В ряде мест Ближнего Востока прим. 9-7 тыс. лет до н. Э. переход от присваивающего хозяйства к новой форме получения продуктов(производящая экономика).
Наряду с обозначенными
Существуют три уровня культуры в бизнесе:
· национальная культура;
· организационная культура;
· управленческая культура (стиль руководителя).
В России существует 2 основные проблемы: проблема власти (поскольку руководитель в системе без власти – не руководитель), проблема отношения к работе. В большинстве российских деловых организаций власть построена во-первых, сверху вниз, во-вторых, кластерами (замкнутыми группами). Кластерная форма характерна для западных бизнес-структур, но там такая группа – сплоченная команда. В отличие от Запада в России работа в группе плохо структурирована, плохо расписаны обязанности и функции каждого работника. На Западе работа в группе структурирована, задания и оценки каждого работника формализованы.
Принято выделять 4 основных вида мотиваций, которые соответствуют той или иной группе стран или культур:
· достижение цели, где деньги играют большую роль (например, желание стать лидером на рынке, первым выйти с какой-то новинкой и т.д.);
· защитная мотивация, то есть стремление к тому, чтобы никто не вмешивался в дела, желание создать свой мир (эта группа стран больше всего ценит стабильность);
· группа социальной мотивации, где зачастую действует уравнительный подход (здесь считают, что лучше ничего не менять, чтобы не стало хуже);
· в основном страны с социальной мотивацией, однако они, желая повысить качество жизни, согласны идти на риск.
По результатам исследований “новые русские” по своей мотивации примыкают ко второй группе, которая больше всего ценит стабильность, но в основном россияне предпочитают мотивацию на достижение и отказались от мысли ничего не менять.
Определенную систематизацию в изучение и описание российской культуры внесли работы Бердяева, Гумилева, Ключевского, Чаадаева и др.
Ключевский приводит следующий перечень черт национального характера русского человека: расчетливость, изворотливость в мелких затруднениях, привычка в терпеливой борьбе с невзгодами и лишениями; больше оглядываться назад, чем заглядывать вперед; больше осмотрительности, чем предусмотрительности; кратковременное напряжение сил (аврал); каприз собственной отваги (авось).
Делеганский указывает на такие социальные установки современного русского архетипа, как способность к терпению, духовность, приоритет духовного над материальным, широта русской натуры, способность впитывать инородные культурные образования, предрасположенность к социальной утопии к ожиданию чудесного и внезапного преображения жизни. Эти стороны характера необходимо учитывать в деятельности руководителей, как система государственного управления, так и менеджмента организации. Кроме того следует различать культуру россиян, включающую свыше 100 национальных культур. Для культуры русского человека характерно: почитание власти, желание участвовать в управлении, но не брать на себя ответственность.
При выборе формы участия людей в управлении рекомендуется учитывать результаты исследований МГУ, в ходе которых были получены две модели участия в управлении.
Модели участия
в управлении
В России участие в управлении является долговременной традицией: власть обращается к людям в тех случаях, когда чувствует свою слабость. Брать на себя ответственность люди не привыкли, поскольку это не стало элементом организационной культуры. Успехи и неудачи связывались подчиненными с работой руководителей. Россия является евроазиатской страной, поэтому российским менеджерам необходимо знать суть западной и восточной культур.
Западная |
Восточная |
Преимущественно партисипативная модель участия |
Преимущественно подданническая политическая культура |
Индивид – основной элемент политики |
Общность (семейная, клановая, профессиональная) |
Устойчивые традиции политической демократии |
Устойчивые традиции авторитаризма |
Индивид пресыщен политикой, но воспринимает правила участия в ней |
Индивид давно насытился политикой, но не приобщился к ней |
Западные религии формируют открытый тип участия в политике |
Восточные религии формируют тип скрытого участия в политике, иногда фанатичного в экстремальных условиях |
Преобладание общенациональных интересов |
Первостепенная
роль национально-этнического |
Преобладание модернизма в общей и политической культуре |
Устойчивость традиционной и политической культуры |
Возрастание роли политических лидеров в силу личностных факторов и усложнение политического развития |
Возрастание роли политических лидеров в силу харизмы, повышение роли партий и общественных движений |
Наличие солидного среднего класса и соответствующего его интересам политического менталитета |
Резкий разрыв между элитами и массами и соответствующий политический менталитет |
Основные характеристики статуса группы в системе менеджмента и их использование в различных культурах
Япония |
Россия |
США |
Работа в группе как цель |
Работа в группе как средство |
Работа в группе как средство |
Способ жизни |
Защитный элемент |
Путь к рационализации |
Естественное поведение |
Необходимое поведение |
Рациональное поведение |
Привычка |
Принуждение |
Сознательность |
Эффективность |
Выживание |
Производительность |
Качество и способ сделать лучше |
Масштаб или способ сделать лучше |
Способ делать дешевле |
Различия в характеристиках работы в США и России
Россияне |
Американцы |
Работать больше, чтобы сделать больше |
Работать усерднее, чтобы сделать лучше |
В работе и отдыхе больше ориентированы на количество |
Больше ориентированы на качество в работе и отдыхе |
Экстенсивность как главный принцип, поглощающий свободное время |
Интенсивность как главный принцип, сохраняющий свободное время |
Низкая структурированность работы имеет своим продолжением низкую структурированность свободного времени |
Высокая структурированность
работы имеет своим продолжением
высокую структурированность |
Вывод: принципиальные различия между трудовыми ценностями России и США состоят в том, что российский менеджмент находится на стадии количественного роста, поэтому качественная сторона дела пока недооценивается. Установлено, что руководители системы государственного управления и российские менеджеры работают в среднем на 1,5-2 часа больше, чем их американские коллеги. Отдых у американских менеджеров планируется на предсказуемой основе.
Исторические пути реформирования системы управления можно свести к двум главам:
· эволюционный путь, основой которого является мирное постепенное и последовательное преобразование с предварительной проработкой концепций, направлений, этапов и последовательности преобразований;
· революционный путь реформирования, когда реформаторы, опираясь на массовые симпатии противников прежнего режима действуют в интересах большинства.
Начало развитию менеджмента в России было положено в XVII веке, когда начался процесс слияния областей, земель и княжеств. Произошло объединение раздробленных региональных рынков в единый общенациональный рынок.
В развитии систем государственного управления важную роль сыграл А.Л. Ордин-Нащокин (1605—1680). Он попытался ввести городское самоуправление в западных пограничных городах России. Таким образом, А.Л. Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поставивших вопрос о развитии не только стратегического, но и тактического (на микроуровне) менеджмента.
Петровские реформы по совершенствованию управления экономикой — особая эпоха в развитии российского менеджмента. Круг его управленческих действий весьма широк — от изменения летосчисления до создания нового государственного управленческого аппарата. Детализируя и конкретизируя управленческие аспекты периода правления Петра I, можно выделить следующие преобразования в центральном и местном управлении:
Известные законодательные акты Петра I регулировали различные сферы деятельности государства. Издание указов, регламентов, инструкций и контроль за их исполнением — не что иное, как государственный менеджмент эпохи Петра I.
Можно выделить появившиеся в этот период управленские идеи И.Т. Посошкова (1652—1726). К оригинальным идеям И.Т. Посошкова следует отнести разделение богатства на вещественное и невещественное. Под первым он подразумевал богатство государства (казны) и народа, а под вторым — эффективное управление страной и наличие справедливых законов. Принципы И.Т. Посошкова об улучшении управления экономикой исходили из решающей роли государства в руководстве хозяйственными процессами. Он был сторонником строгой регламентацией хозяйственной жизни.