Лекции по "Основам менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 13:30, курс лекций

Описание работы

Наиболее длительный, начинается с 9-7 тысячелетия до нашей эры примерно до 18 века. Прежде, чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество накапливало опыт управления. Первые формы организации существовали на стадии первобытнообщинного строя ( упр-е сообща всеми членами рода). В ряде мест Ближнего Востока прим. 9-7 тыс. лет до н. Э. переход от присваивающего хозяйства к новой форме получения продуктов(производящая экономика).

Файлы: 1 файл

Лекции_Основы менеджмента.doc

— 768.00 Кб (Скачать файл)

В современной России 90-х годов был принят ряд профессиональных этических кодексов, среди которых Кодекс чести банкира (1992), Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка (1994), Кодекс чести членов Российской гильдии риэлтеров (1994), Кодекс профессиональной чести членов российского общества оценщиков (1994). Сегодня профессиональные этические кодексы уже приняты или находятся в процессе обсуждения в большинстве сфер предпринимательства.

На уровне отдельных предприятий все большее  распространение получает практика принятия корпоративных кодексов.

Социальная ответственность  руководителя и социальная ответственность организации

Ответственность — это обязательства выполнять  задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Ответственность всегда относилась к определенному  субъекту и отражала объем задач  и обязанностей личности, т.е. пределы долга. Под долгом понимают обязанность личности перед кем-то или перед своей совестью, а под совестью — осознание и переживание ответственности, т.е. понимание смысла совершаемых действий и последствий.

Различают юридическую  и социальную ответственность.

Юридическая ответственность означает следование конкретным законам и нормам государственного регулирования. Эти нормы определяют, что организация или личность может и чего не должна делать.

Социальная  ответственность выходит за пределы  определяемых законом требований и предполагает добровольный отклик на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, моральными обязанностями. Например, пожертвования в целях помощи инвалидам или донорская деятельность не регулируются юридическими законами и являются добровольными. Но это примеры социально-ответственного поведения.

Социальная  ответственность связана с выполнением  общих правил, которые усваиваются  человеком. Эти правила формируются постепенно, начиная с детства и постепенно из внешних требований становятся внутренними, психологическими.

Социальная  ответственность служит средством  внутреннего контроля личности (самоконтроля), т.е. психологической регуляции деятельности, которая осуществляется сознательно и добровольно.

В организации  руководитель является основным носителем социально-ответственного поведения и выполняет различные социальные роли:

  • устанавливает смыслы меняющихся в коллективе процессов;
  • способствует развитию отношений между членами группы;
  • направляет действия подчиненных с тем, чтобы избежать лишней напряженности внутри группы;
  • демонстрирует социально-ответственное поведение как один из членов группы, а также активность и широкий спектр умений, навыков.

Социальная  ответственность руководителей  может выступать в противоречие с юридической ответственностью.

Можно выделить три компонента стратегии предприятия для завоевания общественного доверия:

  1. Ответственное поведение:
  • решение задачи удовлетворения определенных потребностей общества через обменные отношения рынка;
  • решение задачи научно-технического развития общества (через использование капитала, ноу-хау);
  • несение ответственности за все действия и их последствия, причиной которых предприятие само является. Например, если компания допустила загрязнение водного бассейна, то она отвечает за его очистку и несет расходы за причиненный ущерб.

2.Коммуникативное  поведение или «диалог с обществом». Принципами работы с обществом являются:

  • общественное доверие к источнику информации, создание атмосферы доверия между предприятием и обществом через конкретное поведение сотрудников предприятия;
  • ориентация на сотрудничество;
  • предоставление предприятием полной информации (как положительной, так и отрицательной) обществу;
  • ориентация на противоположное мнение, т.е. признание права различных общественных групп на собственное мнение, которое может отличаться от ценностных представлений данного предприятия.

3. Инновационное  поведение. Это поиск оптимального решения проблем, связанных с инновациями, которые должны находить одобрение со стороны общества. Существует не один аргумент за социальную ответственность:

  • предприятие является членом общества, поэтому нор мы морали должны управлять его поведением;
  • благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы.

Социальные  действия организации, улучшающие жизнь местного сообщества, могут приносить им определенные выгоды. В благополучном обществе и условия для бизнеса формируют более привлекательный образ предприятия.

• наличие ресурсов для  оказания помощи в решении

социальных  проблем.

Существуют препятствия для социальной ответственности:

  • нарушение принципа максимизации прибыли, ибо часть ресурсов корпорации «отвлекается» на решение проблем общества;
  • расходы на социальную вовлеченность являются для предприятия издержками, которые в конечном счете переносятся на потребителей в виде завышенных цен, снижают конкурентоспособность продукции, в том числе и на мировом рынке;

•недостаточный уровень отчетности широкой публике.

•недостаток умения разрешать социальные проблемы.

Сегодня вырабатывается новая управленческая философия: главные интересы предприятия, коллектива, акционеров-собственников — это ответственность перед различными социальными группами. Характерной чертой этой управленческой философии является рыночная ориентация предприятия, выстроенность в этом направлении всех звеньев управления: механизма действий на рынке, планирования и финансового контроля, внтурифирменной политики. На предприятиях сформировались элементы реализации социально-ответственного менеджмента:

  • виды деятельности: постоянно вести поиск новых видов деятельности (не в ущерб, а в дополнение к основной), обеспечивающих стабильность, надежность функционирования предприятия;
  • сотрудничество: с уважением относиться к деловым партнерам, активно работать с ними, расширять сферы деловых взаимоотношений;
  • персонал: быть внимательным и чутким к его запросам и нуждам, способствовать повышению отдачи труда;
  • внешняя обстановка (среда): всемерно содействовать формированию стабильной в экономическом и социальном плане, экологически безопасной внешней среды;
  • общественная ориентация предприятия — формирование климата социальной ответственности предприятия перед обществом и людьми: интегрировать свои экономические интересы с интересами общества.

Ориентация на эти  принципы позволяет предприятию реализовывать деловую стратегию по организационному развитию, освоению новых сегментов рынка, а также разного рода нововведения.

Лекция 9. Интеграционные процессы в менеджменте

Под интеграцией понимается процесс объединения усилий всех подразделений (подсистем) организации для достижения ее целей и задач.

Термин «интеграция» к управлению предприятием применялся  редко  и подменялся понятием «системный подход», рассматривающим систему как  целостное образование. Однако реальная практика показала, что просто констатации наличия системы, единства организации мало, нужны подходы, механизмы реального объединения всех элементов предприятия в единую систему.

К главным функциям руководства  относятся: организация, координация и интеграция. Организация – это интегрированное целое, в котором все системы (основные и вспомогательные) объединены общей деятельностью.

Необходимость в интегрированной  теории руководства увеличивается  с ростом конкуренции на рынках сбыта, с усложнением структуры предприятия, в связи с новыми усилиями в области инновационной деятельности, и с неопределенностью, существующей во внешней среде предприятия.

Интеграционный подход не заменяет прогрессивное руководство, наоборот, именно от передовых руководителей  и зависит его применение. Успех или неудача всего дела зависит от того, как руководитель сумеет интегрировать деятельность всего предприятия и каждого подразделения для достижения поставленной цели.

Интегрированная система подразумевает  объединение всех функциональных систем в единое целое и в первую очередь на общей информационной основе.

Интегрированные системы представляют собой комплексные системы, включающие процессы совершенствования управления предприятием на всех уровнях иерархической  структуры. Суть совершенствования  процесса управления за счет повышения скорости полученных данных, в совершенствовании функций управления сокращением времени реакции управляющих воздействий в самом производстве.

Основные принципы интеграции:

  1. Единство методов – в методическом отношении все уровни едины и взаимосвязаны общей целью управления.
  2. Комплексность – осуществляется функциональная интеграция, предусматривающая решение задач, относящихся к различным объектам и уровням управления, на основе типовых экономико-математических моделей и стандартизации информационных связей между объектами и уровнями управления, различными системами и задачами.
  3. Паритетность (децентрализирование) – все уровни управления и подразделения аппарата равны между собой с точки зрения определения интегрированной системы, т.е. совершенствование управления обязательно распространяется на все уровни.
  4. Принцип интегрированного целого – систему можно назвать интегрированной только после проведения интеграции ее компонентов, когда «выход» одного процесса управления (подсистемы) является «входом» следующего процесса.
  5. Гомеостатичность (сохранение постоянства). Интегрированная система – это самонастраивающаяся информационная система с обратной связью, направленной на поддержание требуемого качества управляющих воздействий на стабильном уровне.
  6. Типичность моделей управления – выявление подразделений, близких по своим производственным условиям, позволяет выделить из общей совокупности подразделений группы, «сходные» по определенным признакам для создания типовых схем управления.
  7. Единство информативности – ликвидация внутрифирменного информационного разнообразия основана на принципе единства информативности.
  8. Многоаспектность – требования совершенствования процесса управления на всех уровнях и подразделениях по нескольким направлениям (технологическое, материальное, техническое, трудовое, финансовое).
  9. Принцип автоматизации – совершенствование процесса управления на всех уровнях производства возможно при использовании компьютерных технологий.

Создание интегрированных  систем управления (ИСУ) повышает требования к структуризации систем управления.

Отличительными  чертами ИСУ являются соединения в единое целое отдельных, обладающих известной автономией, частей системы, причем это объединение должно обеспечить новое качество, расширить возможности системы и повысит ее эффективность.

Взаимодействие в организации  обеспечивается путем сопряжения, согласованности  и совместимости систем. Причем сопряженность  понимается как взаимное соответствие граничных элементов, позволяющих  соединить систему объединением их входов и выходов, а согласованность – как возможность функционирования системы в условиях, обеспечивающих их объединение в единую интеграционную совокупность. Совместимость при определении условий взаимодействия рассматривают в функциональном, организационно-правовом и технологическом аспектах.

Интеграция системы  обеспечивается, с одной стороны, сопряжением задач управления между  технологическими и функциональными  подразделениями (внутренняя интеграция задач планирования, анализа) – горизонтальная интеграция, а с другой стороны – вертикальным (межуровневым) взаимодействием систем – вертикальная интеграция.

В современных условиях очень важным направлением выступает интеграция приобретаемых (объединяющихся) предприятий в компанию


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основными механизмами (инструментами) интеграции в современных условиях деятельности предприятия выступают:

  • руководство, реализующее интеграционные процессы в организации через властные полномочия;
  • плановая деятельность – стратегическое и текущее планирование деятельности предприятия – объединяющая, интегрирующая всю последующую деятельность;
  • инвестиционная деятельность – финансовая политика целостного развития предприятия;
  • оперативное управление (регулирование) производством – основной рычаг реализации стабильной ритмичной деятельности предприятия;
  • социальная деятельность на предприятии, через человека реализует единство, целеустремленную деятельность коллектива, интеграцию его усилий, реализуется через повышение социальной ответственности предприятия.

В настоящее время  в практике управления выработан  ряд методов эффективной интеграции деятельности организации, выбор (использование) которых определяется внешней средой организации.

Основные критерии оценки успеха интеграции:

Информация о работе Лекции по "Основам менеджмента"