Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 13:30, курс лекций
Наиболее длительный, начинается с 9-7 тысячелетия до нашей эры примерно до 18 века. Прежде, чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество накапливало опыт управления. Первые формы организации существовали на стадии первобытнообщинного строя ( упр-е сообща всеми членами рода). В ряде мест Ближнего Востока прим. 9-7 тыс. лет до н. Э. переход от присваивающего хозяйства к новой форме получения продуктов(производящая экономика).
В современной России 90-х годов был принят ряд профессиональных этических кодексов, среди которых Кодекс чести банкира (1992), Правила добросовестной деятельности членов профессиональной ассоциации участников фондового рынка (1994), Кодекс чести членов Российской гильдии риэлтеров (1994), Кодекс профессиональной чести членов российского общества оценщиков (1994). Сегодня профессиональные этические кодексы уже приняты или находятся в процессе обсуждения в большинстве сфер предпринимательства.
На уровне
отдельных предприятий все
Социальная ответственность руководителя и социальная ответственность организации
Ответственность — это обязательства выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.
Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, т.е. пределы долга. Под долгом понимают обязанность личности перед кем-то или перед своей совестью, а под совестью — осознание и переживание ответственности, т.е. понимание смысла совершаемых действий и последствий.
Различают юридическую и социальную ответственность.
Юридическая ответственность означает следование конкретным законам и нормам государственного регулирования. Эти нормы определяют, что организация или личность может и чего не должна делать.
Социальная ответственность выходит за пределы определяемых законом требований и предполагает добровольный отклик на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, моральными обязанностями. Например, пожертвования в целях помощи инвалидам или донорская деятельность не регулируются юридическими законами и являются добровольными. Но это примеры социально-ответственного поведения.
Социальная
ответственность связана с
Социальная ответственность служит средством внутреннего контроля личности (самоконтроля), т.е. психологической регуляции деятельности, которая осуществляется сознательно и добровольно.
В организации руководитель является основным носителем социально-ответственного поведения и выполняет различные социальные роли:
Социальная ответственность руководителей может выступать в противоречие с юридической ответственностью.
Можно выделить три компонента стратегии предприятия для завоевания общественного доверия:
2.Коммуникативное
поведение или «диалог с
3. Инновационное
поведение. Это поиск
Социальные действия организации, улучшающие жизнь местного сообщества, могут приносить им определенные выгоды. В благополучном обществе и условия для бизнеса формируют более привлекательный образ предприятия.
• наличие ресурсов для оказания помощи в решении
социальных проблем.
Существуют препятствия для социальной ответственности:
•недостаточный уровень отчетности широкой публике.
•недостаток умения разрешать социальные проблемы.
Сегодня вырабатывается новая управленческая философия: главные интересы предприятия, коллектива, акционеров-собственников — это ответственность перед различными социальными группами. Характерной чертой этой управленческой философии является рыночная ориентация предприятия, выстроенность в этом направлении всех звеньев управления: механизма действий на рынке, планирования и финансового контроля, внтурифирменной политики. На предприятиях сформировались элементы реализации социально-ответственного менеджмента:
Ориентация на эти принципы позволяет предприятию реализовывать деловую стратегию по организационному развитию, освоению новых сегментов рынка, а также разного рода нововведения.
Под интеграцией понимается процесс объединения усилий всех подразделений (подсистем) организации для достижения ее целей и задач.
Термин «интеграция» к управлению предприятием применялся редко и подменялся понятием «системный подход», рассматривающим систему как целостное образование. Однако реальная практика показала, что просто констатации наличия системы, единства организации мало, нужны подходы, механизмы реального объединения всех элементов предприятия в единую систему.
К главным функциям руководства относятся: организация, координация и интеграция. Организация – это интегрированное целое, в котором все системы (основные и вспомогательные) объединены общей деятельностью.
Необходимость в интегрированной
теории руководства увеличивается
с ростом конкуренции на рынках сбыта,
с усложнением структуры
Интеграционный подход не заменяет прогрессивное руководство, наоборот, именно от передовых руководителей и зависит его применение. Успех или неудача всего дела зависит от того, как руководитель сумеет интегрировать деятельность всего предприятия и каждого подразделения для достижения поставленной цели.
Интегрированная система подразумевает объединение всех функциональных систем в единое целое и в первую очередь на общей информационной основе.
Интегрированные системы представляют собой комплексные системы, включающие процессы совершенствования управления предприятием на всех уровнях иерархической структуры. Суть совершенствования процесса управления за счет повышения скорости полученных данных, в совершенствовании функций управления сокращением времени реакции управляющих воздействий в самом производстве.
Основные принципы интеграции:
Создание интегрированных систем управления (ИСУ) повышает требования к структуризации систем управления.
Отличительными чертами ИСУ являются соединения в единое целое отдельных, обладающих известной автономией, частей системы, причем это объединение должно обеспечить новое качество, расширить возможности системы и повысит ее эффективность.
Взаимодействие в организации обеспечивается путем сопряжения, согласованности и совместимости систем. Причем сопряженность понимается как взаимное соответствие граничных элементов, позволяющих соединить систему объединением их входов и выходов, а согласованность – как возможность функционирования системы в условиях, обеспечивающих их объединение в единую интеграционную совокупность. Совместимость при определении условий взаимодействия рассматривают в функциональном, организационно-правовом и технологическом аспектах.
Интеграция системы обеспечивается, с одной стороны, сопряжением задач управления между технологическими и функциональными подразделениями (внутренняя интеграция задач планирования, анализа) – горизонтальная интеграция, а с другой стороны – вертикальным (межуровневым) взаимодействием систем – вертикальная интеграция.
В современных условиях очень важным направлением выступает интеграция приобретаемых (объединяющихся) предприятий в компанию
Основными механизмами (инструментами) интеграции в современных условиях деятельности предприятия выступают:
В настоящее время
в практике управления выработан
ряд методов эффективной
Основные критерии оценки успеха интеграции: