Лекции по "Основам менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 13:30, курс лекций

Описание работы

Наиболее длительный, начинается с 9-7 тысячелетия до нашей эры примерно до 18 века. Прежде, чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество накапливало опыт управления. Первые формы организации существовали на стадии первобытнообщинного строя ( упр-е сообща всеми членами рода). В ряде мест Ближнего Востока прим. 9-7 тыс. лет до н. Э. переход от присваивающего хозяйства к новой форме получения продуктов(производящая экономика).

Файлы: 1 файл

Лекции_Основы менеджмента.doc

— 768.00 Кб (Скачать файл)

ОАО - Открытая подписка на акции и их свободная продажа, можно и закрытую, если это не противоречит решению общего собрания.. Количество акционеров неограниченно. Минимальная величина уставного капитала –1000МРОТ

ЗАО - Акции распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Открытая подписка запрещается. Количество акционеров не более 50. Минимальная величина уставного капитала 100МРОТ.

Для всех АО обязательна публичная  ежегодная отчетность за год, бух. баланс, отчет о прибылях и убытках. Управление - обще собрание акционеров - исполнительный орган.

Наблюдательный  совет (больше 50 человек АО) и совет  директоров. Члены исполнительных органов  и совета директоров несут ответственность  перед обществом за убытки, причиненные их действием или бездействием. Ответственность – солидарная. Голосование - одна акция - один голос.

Производственный кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности иной, объединяющих его членов на основе имущественных паевых взносов (не менее 5 чел.) Несут - субсидиарную ответственность. Уровни управления: высшее — общее собрание членов, ниже - наблюдательный совет, ниже - исполнительный орган

Унитарное предприятие  - не наделенные правом собственности на закрепленные за ними имущество. Имущество является единым и неделимым и не сможет быть распределено по долям в т.ч. между работниками данного предприятия.

Некоммерческие предприятия

1. Общественные и религиозные  объединения

2. Потребительский кооператив - это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей, осуществляемые путем объединения членов имущественных взносов

3. Фонды - не имеющие членства  и учрежденные гражданами

Лекция 15. Мотивация деятельности в менеджменте (Теории мотивации)

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и придают деятельности определенную направленность, ориентируемую на достижение цели.

 Влияние мотивации на поведение  человека зависит от множества  факторов. Во многом эти факторы  могут меняться под воздействием  со стороны деятельности человека.

Мотивация как процесс  состоит из следующих стадий:

  • возникновение потребности у человека
  • поиск путей устранения потребностей
  • определение направлений действия
  • осуществление действия
  • получение вознаграждения за осуществляемое действие
  • устранение потребности.

 

Однако знание логики этого процесса не дают существенных преимуществ в управлении процесса мотивации. ПОЧЕМУ?

  1. Сложно определить какой мотивация является ведущим
  2. Изменчивость мотивации процесса
  3. Мотивационный процесс каждого человека уникален.

Поэтому сложно однозначно описать  процесс мотивации. В тоже время  в теории управления на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы влияющие на мотивацию и на содержание процесса мотивации. Так называемая содержательная теория мотивации, уделяет основное внимание тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Широко признанными теориями являются следующие:

ТЕОРИЯ ПОРТРЕБНОСТЕЙ  МАСЛОУ.

Маслоу считал, что потребности  нижних уровней требуют удовлетворение и следовательно влияют на мотивацию  поведения человека прежде чем начнут оказывать влияние потребностей более высоких уровней.

Иерархичный уровень потребностей не жесткий. Есть люди для которых самоуважение является более важным.

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕОРИЯ МАККЛЕЛЛАНГА

Эта теория делает упор на потребности  высших уровней. МакКлелланг считал, что люди присущи следующие потребности:

  1. Власть –желание воздействовать на других людей , чтобы достич поставленной цели.
  2. Успех – удовлетворенность от успешного завершения работы.
  3. Причастность –дружественное отношение к окружающим.

ТЕОРИЯ ДВУХФАКТОРНАЯ  ГЕРЦБЕРГА.

Он пришел к выводу, что факторы  действующие в процессе работы влияют на удовлетворение потребностей, эти факторы он подразделил на:

  • Гигиенические – связаны с окружающей средой: з/плата, условия труда, политика фирмы.
  • мотивирующие – это психологический рост, ответственность, признание, успех.

Процессуальные  теории

Процесс теории анализирует как  человек распределяет усилия для  достижения целей. Как выбирает конкретный вид поведения. Эти теории не оспаривают существования потребностей. Но поведение людей определяется не только потребности. В этих теориях считается, что поведение личности зависит от ситуации в которой он находится и ожиданий, связанных с этой ситуацией. Имеется три основных процессуальные теории мотивации:

  1. Теория ожидания – основывается на предположении , что ч-к направляет свои усилия на достижение какой либо цели только тогда, когда будет уверен в удовлетворении за этот счет своих потребностей. При анализе мотивации к труду теория ожидания подчеркивает связь трех взаимосвязанных элементов (Затраты труда-- результат труда, результат труда ---вознаграждение, вознаграждение – удовлетворенность вознаграждением). 
  2. Теория справедливости – он считал, что на мотивацию человека в значительной степени влияет справедливость оценки его текущей деятельности и ее результатов. Если ч-к видит, что к нему подходят с той же меркой, что и к другим он себя будет чувствовать удовлетворенным и будет проявлять активность. Критерии оценки работника субъективны. Необходимо иметь четкие критерии вознаграждения сотрудников и открыто обсуждать вопросы с вознаграждением. 
  3. Теория Портера – Лоулера - эта теория включает в себя элементы теории ожидания и справедливости, 5-ть элементов:
  • Затраченные усилия
  • Восприятие затраченных усилий
  • Полученные результаты
  • Вознаграждения
  • Степень удовлетворенности.

 

Эта модель основывается на том, что  мотивация- это функция потребностей, ожиданий, восприятие работниками справедливого  вознаграждения. П.Л. – считает , что  результативность труда порождает  удовлетворенность трудом.

РОЛЬ КОМПЕНСАЦИИ  В  МОТИВАЦИИ.

Сторонники человеческих отношений  утверждают, что важнейшее значение имеют социальные потребности людей.

А сторонники теории научного управления (Тейлор) стоят  на том, что вознаграждение материального характера усиливает мотивацию .

Герцберг пришел к выводу, что  большинство людей относят оплату относят только к гигиеническим  факторам. Бихевиористы считают, что деньги в определенной ситуации могут служить мотивирующим фактором ( поведенческая школа).

Маслоу считал, что з/пл, позволяет  удовлетворить потребности различного типа.

Лекция 16. Регулирование и контроль в системе менеджмента

 КОНТРОЛЬ — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей

Целью контроля выступают:

  1. выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения;
  2. обеспечение соответствия между намеченными планами и проводимыми мероприятиями.

Объектом  контроля являются:

  • средства и предметы труда;
  • персонал;
  • производственные и управленческие процессы.

Для осуществления контроля необходимо:

  1. наличие планов, поскольку невозможно определить эффективность чьей-либо деятельности, если неизвестны ее цели;
  2. наличие организационной структуры, поскольку для осуществления контроля необходимо знать, кто отвечает за данный участок работы.

Процесс контроля в общем случае должен пройти следующие стадии:

  1. Определение концепции контроля (всеобъемлющая система контроля «Controlling» или частные проверки).
  2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса управления).
  3. Планирование проверки
  • объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.)
  • проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);
  • субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля)
  • методы контроля;
  • объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный, ручные, автоматические, компьютеризированные);
  • сроки и продолжительность проверок;
  • последовательность, методики и допуски проверок.
  1. Определение значений действительных и предписанных.
  2. Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка).
  3. Выработка решения, определение его веса.
  4. Документирование решения.
  5. Метапроверка (проверка проверки).
  6. Сообщение решения (устное, письменный отчет).
  7. Оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков).

Для принятия решения о контроле и организации процессов контроля могут иметь значение ряд критериев: его эффективность, эффект влияния на людей, задачи контроля и его границы.

Выделяют три основных вида управленческого контроля:

  • предварительный;
  • текущий (оперативный);
  • заключительный.

Предварительный контроль осуществляется до начала деятельности во время определения ее целей и планов реализации. Целью такого контроля является определение оптимальности разработанных планов путем моделирования будущей деятельности.

Текущий контроль производится от начала деятельности до момента получения результата. Его цель – вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и нормативов.

Заключительный  контроль осуществляется после выполнения какой-либо программы. Его цель – получение информации о деятельности работников, которых необходимо поощрить за достигнутые результаты.

В управленческом контроле используются следующие типы нормативов: натуральные, затратные, капитальные, доходные, программные, нематериальные, целевые.

Контроллинг ( от англ. control – руководство, регулирование, контроль) – новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента.

Одной из основных причин возникновения и внедрения  концепции конроллинга стала  необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе (т. е. на предприятии, в торговой фирме, банке, органе государственного управления и др.). Контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки (в том числе компьютерной) основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.

Лекция 17. Динамика групп и лидерство в системе менеджмента

Петровский А. В. выделяет следующие этапы развития трудового коллектива:

  1. Диффузная группа (группа людей, не имеющих общей цели и деятельности).
  2. Группа-ассоциация (есть общая цель, официальная структура, но нет совместной деятельности).
  3. Группа-кооперация (формируется общая деятельность).
  4. Группа-автономия (развита групповая сплоченность, эффективная общая деятельность).
  5. Трудовой коллектив (организация, характеризующаяся совместной социально значимой деятельностью).

Информация о работе Лекции по "Основам менеджмента"