Лекции по "Основам менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 13:30, курс лекций

Описание работы

Наиболее длительный, начинается с 9-7 тысячелетия до нашей эры примерно до 18 века. Прежде, чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество накапливало опыт управления. Первые формы организации существовали на стадии первобытнообщинного строя ( упр-е сообща всеми членами рода). В ряде мест Ближнего Востока прим. 9-7 тыс. лет до н. Э. переход от присваивающего хозяйства к новой форме получения продуктов(производящая экономика).

Файлы: 1 файл

Лекции_Основы менеджмента.doc

— 768.00 Кб (Скачать файл)

По мере роста  фирмы количество элементов в  структуре и количество уровней «усиливаются».

Поскольку на предприятии действуют люди, то между ними возникают помимо официально установленных взаимоотношений самые различные неформальные отношения. Таким образом, существует разрыв между тем, что должно быть, и что происходит в действительности. Неформальная организация существует в рамках формальной, она не менее реальна, чем формальная организация. Менеджер должен научиться управлять и ею.

Любое экономическое  явление всегда существует в определенной среде. Это можно сказать и об организациях.

Лекция 6. Методологические основы менеджмента

Методология (логос – наука, знание, и метод – путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции:

    1. получение, создание нового знания (реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания);
    2. структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий (на основе использования законов логического мышления);
    3. организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт) - на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.

Общими основами методологии  менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Конкретными основами методологии менеджмента являются:

- экономические науки: экономическая  теория, институциональная экономика,  финансы и кредит, бухгалтерский  учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие  другие;

- системный подход, который является  методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

- кибернетический подход, являющийся методологией общей  теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых связей;

- ситуационный подход. Центральным  моментом ситуационного подхода  является ситуация – конкретный  набор обстоятельств, существенно  влияющих на организацию. Результаты  одних и тех же управленческих  действий в различных ситуациях  могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;

- исследование операций  – это методология применения  математических количественных  методов для обоснования решений  задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации.

- прогностика – наука  о законах и способах разработки  прогнозов динамических систем.

- теория принятия решений исследует то, как человек или группа людей принимают решения, и разрабатывает методы принятия решений, помогающих обосновать выбор альтернативы из нескольких возможных при различных ситуациях неопределенности и риска;

- теория организации,  которая отвечает на вопросы: зачем организации нужны, какими они бывают и как создаются, функционируют, изменяются; изучает влияние, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов;

- психология, которая изучает  закономерности, механизмы и факты  психической жизни человека: обучение, тренировка, мотивация, реализация  личности, восприятие окружающего  мира, удовлетворенность работой, оценка действий, отношение к труду, формы поведения;

- социология, которая изучает  общество как целостный социальный  организм; социальные общности и  взаимоотношения между ними; социальные  процессы, социальные организации;  взаимодействие личности и общества; закономерности социального поведения людей; групповую динамику; нормы, роли, вопросы статуса и власти, конфликты, бюрократию, организационную культуру, социализацию и др.;

- социальная психология  – отрасль психологии, изучающая  закономерности: поведения человека в социальной организации; взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности; развития нравственно-психологического климата в коллективе; возникновения и развития коллективных и личностных установок, мотивов, побуждений; возникновения и разрешения межличностных конфликтов; лидерства и индивидуального стиля деятельности; поведения и социально-психологической адаптации людей в стрессовых ситуациях и т.д.;

- антропология, которая  исследует: происхождение и эволюцию  человека как особого социобиологического вида; образование человеческих рас; нормальные вариации физического строения человека внутри этих рас, в том числе в связи с особенностями окружающей людей среды; этнические особенности, сравнительные ценности, нормы и др.,

- юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право;

- многие другие.

В системе методологии  центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы менеджмента позволяют снизить интуитивный характер управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффективную организацию в построение и функционирование систем управления на предприятии.

Основными общими методами проведения исследований в менеджменте являются: 1) эксперимент; 2) тестирование, анкетирование и интервьюирование и другие методы получения экспертной информации; 3) изучение документации организации; 4) моделирование.

Научную базу менеджмента составляет широкий спектр конкретных методов, разработанных в рамках различных  дисциплин, перечисленных выше.

Лекция 7. Инфраструктура менеджмента

Инфраструктура (от лат. infra - ниже, под и structura - строение, расположение) – комплекс взаимосвязанных, обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).

Система менеджмента – это целостный комплекс взаимосвязанных и регулярно выполняемых действий, позволяющий результативно управлять компанией и осуществлять долгосрочный предпринимательский успех с максимальной прибылью для конкретного бизнеса за счёт обеспечения конкурентоспособности продукции и коммерческого предприятия в целом.

Инфраструктура менеджмента (структура системы менеджмента) – это совокупность научных подходов, принципов и методов, а также целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем (рисунок).

Инфраструктура менеджмента (структура системы менеджмента)

1.1  – повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;

1.2  – ресурсосбережение;

1.3  – расширение рынка сбыта и повышение качества сервиса товара на конкретном рынке;

1.4  – организационно-техническое развитие производства;

1.5  – социальное развитие коллектива и охрана

окружающей среды;

2.1 – методическое обеспечение;

2.2 – ресурсное обеспечение;

2.3 – информационное обеспечение;

2.4 – правовое обеспечение;

3.1 – стратегический маркетинг;

3.2 – НИОКР;

3.3 –организационно-технологическая подготовка производства;

3.4 – производство;

3.5 – тактический маркетинг;

3.6 – сервис выпущенных товаров;

4.1 – управление персоналом;

4.2 – разработка управленческого решения;

4.3 – оперативное управление реализацией решения.

Лекция 8. Социофакторы и этика менеджмента

Менеджмент  как деятельность реализуется в  организациях, которые состоят из людей. С этой точки зрения очевидно, что менеджмент представляет собой  социальное явление. И, действительно, управление в социальных системах имеет целью координацию деятельности разных людей (что особенно важно в условиях разделения труда). А, следовательно, менеджмент тесно связан с социальными процессами и явлениями.

Этика менеджмента, бизнеса  и предпринимательства.

Важнейшие категории  этики:

  • добро;
  • зло;
  • справедливость;
  • долг;
  • совесть;

•ответственность и другие.

Структура этики бизнеса представлена тремя  группами норм.

1. Нормы высшего уровня (гипернормы), основанные на общечеловеческих ценностях и зафиксированные в «Принципах международного бизнеса» — всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии представителями ведущих компаний и консультантов бизнеса из США, Западной Европы и Японии. Они сводятся к следующему:

  • социальная ответственность бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих и акционеров, а также населения);
  • модернизация технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций;
  • повышение доверия к бизнесу (при сохранении коммерческой тайны — искренность, честность, выполнение обещаний);
  • уважение правовых норм и обеспечение равных возможностей в конкуренции;
  • признание верховенства этических норм (некоторые сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки зрения морали);
  • содействие свободе многосторонней торговли;
  • уважительное отношение к окружающей среде;
  • отказ от противозаконных действий (взяточничество, 
    отмывание денег, продажа оружия террористам, наркоторговля и др.).

Особо выделяются моральные обязательства компаний и предпринимателей по отношению к:

  • покупателям — высокое качество товаров и услуг, честность в рекламе, уважение человеческого достоинства;
  • работникам — достойная оплата и условия труда, охрана здоровья и трудоспособности, равные права и возможности трудоустройства независимо от пола, возраста, расовой принадлежности, религиозных убеждений;
  • владельцам и инвесторам — отношения доверия, обязанность менеджеров по гарантированию справедливой прибыли на вложенный капитал, свободный доступ к информации, ограниченный лишь рамками закона и условиями конкуренции;
  • поставщикам — справедливые и честные отношения с ними, включая ценообразование, лицензирование, отсутствие принуждения и излишних судебных разбирательств, развитие долговременных и устойчивых отношений, обмен информацией и привлечение к участию в процессе планирования, своевременная оплата поставок согласно условиям договоров, предпочтение тех поставщиков и подрядчиков, которые уважают человеческое достоинство;
  • конкурентам — взаимное уважение, развитие открытых рынков товаров и капиталов, отказ от использования сомнительных средств достижения конкурентных преимуществ, уважение физических и интеллектуальных прав собственности;
  • местному населению — поддержание мира и безопасности, соблюдение прав человека, уважение культурной целостности, спонсорские акции, участие компаний в гражданской жизни.

Гипернормы  являются главенствующими по отношению к национальным, отраслевым и корпоративным этическим кодексам и нормам.

2. Национальные нормы (макроуровень, в масштабе отрасли или национальной экономики). Это гипернормы и близкие к ним этические постулаты, реализуемые в отраслевых и национальных кодексах этики бизнеса. Важнейшими тут являются уважение частной собственности и рыночной конкуренции, достоверность информации, отсутствие несправедливой дискриминации на рынке труда.

3. Корпоративный уровень (микроуровень, в масштабе отдельной фирмы и ее клиентов). Это принципы доверия и отсутствия дискриминации в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т.д. Нарушение данных правил также влечет за собой различные потери (рост накладных расходов, конфликты и конфликтные ситуации и др.). На этом уровне решаются и частные этические проблемы, которые возникают буквально на каждом шагу, особенно в сфере управления людьми.

Обращение к  вопросам этики в современной  России особенно актуально.

Информация о работе Лекции по "Основам менеджмента"