Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 13:30, курс лекций
Наиболее длительный, начинается с 9-7 тысячелетия до нашей эры примерно до 18 века. Прежде, чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество накапливало опыт управления. Первые формы организации существовали на стадии первобытнообщинного строя ( упр-е сообща всеми членами рода). В ряде мест Ближнего Востока прим. 9-7 тыс. лет до н. Э. переход от присваивающего хозяйства к новой форме получения продуктов(производящая экономика).
Факторы, определяющие принципы управления.
Принципы управления можно разделить на:
- общие для всех видов
- относящиеся ко всем
- специфические для управления конкретным производством;
- относящиеся к отдельным
Общие принципы управления следуют из объективных законов развития природы и общества.
Для системного представления принципов управления экономическими объектами необходимо исходить из более общих кибернетических принципов.
Кибернетические принципы (законы) в общенаучном и прикладном понимании.
Взаимосвязь
кибернетических и социально-
Основными группами функций системы управления являются:
1) функции принятия решений (
2) рутинные функции обработки
информации охватывают учет, контроль,
хранение, поиск, отображение,
3) функции обмена информацией
связаны с доведением
Организация (от позднелат. organize – сообщаю стройный вид, устраиваю) – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Основными составляющими любой организации являются: люди, входящие в данную организацию; задачи, для решения которых данная организация существует; управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.
Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководств, устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Миссия каждой компании определяется пятью элементами: история, существующие предпочтения владельцев и управляющих, рыночная среда, ресурсы, определенные деловые способности и возможности.
Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ, наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. Организационная структура регулирует: разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов. В рамках организационных структур протекает весь управленческий процесс, а, следовательно, и движение потоков информации, в котором участвуют менеджеры всех уровней.
Любая организация имеет свою внутреннюю среду и среду внешнюю, в которой осуществляются ее операции. Внутренние переменные – это цели, структура, задачи, технология, люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие.
Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей, что обуславливает необходимость анализа внешней среды. К внешней среде организации относят поставщиков, конкурентов, покупателей, партнеров по бизнесу, государство и его структуры, культуру, мораль, традиции, экономические и политические факторы, международное окружение.
Выделяют внешнюю среду прямого воздействия (поставщики, конкуренты, покупатели, партнеры по бизнесу, государство и его структуры) и внешнюю среду косвенного воздействия (культура, мораль, традиции, экономические и политические факторы, международное окружение).
Под внутренними переменными понимают ситуационные факторы внутри организации. Они находятся в поле зрения менеджеров. Главными переменными внутренней среды организации являются цели, структура, задачи, технология и люди.
У организаций в зависимости от их типов могут быть разнообразные цели. Но независимо от вида фирмы ее главными общими целями будут те, что направлены на: выживание; прибыль; перспективы.
Крупные организации — многоцелевые. Они формулируют цели в разных областях, таких как разработка новой продукции, качество услуг, подготовка кадров и т.д. В подразделениях организации также вырабатываются цели, для того чтобы достичь общей цели организации. Цели подразделений координируются менеджерами в рамках общей цели.
Важным понятием является сфера контроля. Сфера контроля — это число лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю. Сфера контроля может быть широкой и узкой. Сфера контроля определяет тип организационной структуры. Широкая сфера контроля дает плоскую структуру управления (с небольшим числом уровней управления), узкая сфера контроля — многоуровневую (или высокую) структуру.
Вопрос о том, какая сфера контроля и какая структура наилучшая, некорректен. Это зависит от специфики организации, ее целей и решаемых ею проблем.
Традиционно задачи делятся на 3 категории:
Задачи характеризуются частотой повторения и временем выполнения. Если задача может быть выполнена за короткое время (несколько секунд) и она повторяется множество раз в день, то труд носит монотонный характер. Работники конвейерного производства заняты таким трудом.
Управленческая работа по своим задачам характеризуется разнообразием, а время на ее выполнение увеличивается от низового к высшему уровню.
Производственные задачи выполняются по определенным конкретным технологиям.
Организация может добиться успеха, только взаимодействуя с внешней средой.
Внешние переменные, находятся вне организации, они способствуют (или нет) ее функционированию, выживанию и эффективности.
В экономической литературе в качестве внешней среды приводится обычно от 7 до 12 факторов. Есть и двадцати-факторная модель внешней среды, которая представлена следующими факторами:
Факторы внешней среды влияют на деятельность фирмы, и организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выживать и достигать поставленных целей.
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Умеющие адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу.
Жизненный цикл организаций – определенная последовательность предсказуемых изменений состояний организации в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными (рисунок).
Основные этапы жизненного цикла организации
Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.
Важнейшими закономерностями существования организации являются:
• стремление к выживанию;
Требования, которым должна соответствовать группа, чтобы считаться организацией:
Менеджмент в основном связан со сложными организациями. Сложные организации имеют не одну, а целый набор взаимосвязанных целей.
Все многообразные организации характеризуются общими чертами:
Большие организации
имеют громадный объем управлен
Вертикальное разделение управленческого труда образует уровни управления. Выделяют руководителей низового звена, среднего звена, высшего звена.
Интеграция
подразделений и уровней
Формальная структура представлена организационной схемой. Она демонстрирует управленческую иерархию: кто отчитывается перед кем и кто за что отвечает. Она показывает, каким образом фирма делится на отделы и другие подразделения, какую работу осуществляет каждое подразделение.