Лекции по "Основам менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 13:30, курс лекций

Описание работы

Наиболее длительный, начинается с 9-7 тысячелетия до нашей эры примерно до 18 века. Прежде, чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество накапливало опыт управления. Первые формы организации существовали на стадии первобытнообщинного строя ( упр-е сообща всеми членами рода). В ряде мест Ближнего Востока прим. 9-7 тыс. лет до н. Э. переход от присваивающего хозяйства к новой форме получения продуктов(производящая экономика).

Файлы: 1 файл

Лекции_Основы менеджмента.doc

— 768.00 Кб (Скачать файл)

 

Факторы, определяющие принципы управления.

Принципы управления можно разделить на:

- общие для всех видов управления;

- относящиеся ко всем компонентам  системы управления;

- специфические для управления  конкретным производством;

- относящиеся к отдельным частям  системы управления.

Общие принципы управления следуют из объективных законов развития природы и общества.

Для системного представления принципов  управления экономическими объектами  необходимо исходить из более общих  кибернетических принципов.

Кибернетические принципы (законы) в общенаучном и прикладном понимании.

Взаимосвязь кибернетических и социально-экономических  принципов управления

Основными группами функций системы управления являются:

1) функции принятия решений (преобразования  содержания информации)– выражаются в создании новой информации в ходе анализа, планирования (прогнозирования) и оперативного управления (регулирования, координации действий). Это связано с преобразованием содержания информации о состоянии ОУ и внешней среды в управляющую информацию при решении логических задач и выполнении аналитических расчетов, проводимых ЛПР при порождении и выборе альтернатив. Эта группа функций является главной, поскольку обеспечивает выработку информационных воздействий по удержанию в существующем положении или при переводе системы в новое состояние;

2) рутинные функции обработки  информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование,  преобразование формы информации  и т.д. Эта группа функций  преобразования информации не изменяет ее смысл, т.е. это рутинные функции, не связанные с содержательной обработкой информации;

3) функции обмена информацией  связаны с доведением выработанных  воздействий до ОУ и обменом  информацией между ЛПР (ограничение  доступа, получение (сбор), передача информации по управлению в текстовой, графической, табличной и иных формах по телефону, системам передачи данных и т.д.).

Лекция 5. Управление социально-экономическими системами (организациями)

Организация (от позднелат. organize – сообщаю стройный вид, устраиваю) – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Основными составляющими любой организации являются: люди, входящие в данную организацию; задачи, для решения которых данная организация существует; управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

Миссия организации – выражение ее философии и смысла существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководств, устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Миссия каждой компании определяется пятью элементами: история, существующие предпочтения владельцев и управляющих, рыночная среда, ресурсы, определенные деловые способности и возможности.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ, наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций. Организационная структура регулирует: разделение задач по отделениям и подразделениям; их компетентность в решении определенных проблем; общее взаимодействие этих элементов. В рамках организационных структур протекает весь управленческий процесс, а, следовательно, и движение потоков информации, в котором участвуют менеджеры всех уровней.

Любая организация имеет  свою внутреннюю среду и среду внешнюю, в которой осуществляются ее операции. Внутренние переменные – это цели, структура, задачи, технология, люди. Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие.

Организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей, что  обуславливает необходимость анализа внешней среды. К внешней среде организации относят поставщиков, конкурентов, покупателей, партнеров по бизнесу, государство и его структуры, культуру, мораль, традиции, экономические и политические факторы, международное окружение.

Выделяют внешнюю среду прямого воздействия (поставщики, конкуренты, покупатели, партнеры по бизнесу, государство и его структуры) и внешнюю среду косвенного воздействия (культура, мораль, традиции, экономические и политические факторы, международное окружение).

Под внутренними переменными понимают ситуационные факторы внутри организации. Они находятся в поле зрения менеджеров. Главными переменными внутренней среды организации являются цели, структура, задачи, технология и люди.

  1. цели. Организация, по определению, это группа людей с общими целями. Цель — это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться организованная группа. Все участники производства должны знать к чему стремиться.

У организаций  в зависимости от их типов могут быть разнообразные цели. Но независимо от вида фирмы ее главными общими целями будут те, что направлены на: выживание; прибыль; перспективы.

Крупные организации  — многоцелевые. Они формулируют цели в разных областях, таких как разработка новой продукции, качество услуг, подготовка кадров и т.д. В подразделениях организации также вырабатываются цели, для того чтобы достичь общей цели организации. Цели подразделений координируются менеджерами в рамках общей цели.

  1. структура. Она устанавливает также взаимоотношения уровней управления и функциональных подразделений, которые позволяют наиболее эффективно достигать целей организации.


Важным понятием является сфера контроля. Сфера контроля — это число лиц, непосредственно подчиненных одному руководителю. Сфера контроля может быть широкой и узкой. Сфера контроля определяет тип организационной структуры. Широкая сфера контроля дает плоскую структуру управления (с небольшим числом уровней управления), узкая сфера контроля — многоуровневую (или высокую) структуру.

Вопрос о  том, какая сфера контроля и какая  структура наилучшая, некорректен. Это зависит от специфики организации, ее целей и решаемых ею проблем.

  1. Задачи - это предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом и в установленные сроки. Каждая должность включает ряд задач как необходимый вклад в достижение целей организации.

Традиционно задачи делятся на 3 категории:

  1. работа с людьми;
  2. работа с предметами (машинами, сырьем, инструментами);
  3. работа с информацией.

Задачи характеризуются частотой повторения и временем выполнения. Если задача может быть выполнена за короткое время (несколько секунд) и она повторяется множество раз в день, то труд носит монотонный характер. Работники конвейерного производства заняты таким трудом.

Управленческая  работа по своим задачам характеризуется  разнообразием, а время на ее выполнение увеличивается от низового к высшему уровню.

  1. Технология - это средство преобразования сырья в искомые продукты и услуги.

Производственные  задачи выполняются по определенным конкретным технологиям.

  1. Люди – эта переменная в свете  современных концепций менеджмента по важности стоит на первом месте.

Организация может добиться успеха, только взаимодействуя с внешней средой.

Внешние  переменные, находятся вне организации, они способствуют (или нет) ее функционированию, выживанию и эффективности.

В экономической литературе в качестве внешней среды приводится обычно от 7 до 12 факторов. Есть и двадцати-факторная  модель внешней среды, которая представлена следующими факторами:

  1. Поставщики материальных ресурсов.
  2. Поставщики технологий, техники.
  3. Поставщики персонала.
  4. Поставщики финансов.
  5. Профсоюзы.
  6. Общеэкономические факторы.
  7. Политические факторы.
  8. Международные факторы.
  9. Государственные органы управления.
  10. Налоговая система.
  11. Социальные факторы.
  12. Факторы образования.
  13. Национальные факторы.
  14. Региональные факторы.
  15. Конкуренты.
  16. Конкурентная среда.
  17. Научно-технический прогресс.
  18. Культурные факторы.
  19. Барьеры входа в рынок.
  20. Покупатель.

 

Факторы внешней  среды влияют на деятельность фирмы, и организация должна быть в состоянии эффективно реагировать и приспосабливаться к изменениям среды, чтобы выживать и достигать поставленных целей.

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Умеющие адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу.

Жизненный цикл организаций – определенная последовательность предсказуемых изменений состояний организации в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными (рисунок).

Основные этапы жизненного цикла  организации

Многочисленные исследования показывают, что организации в  течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

Важнейшими закономерностями существования организации являются:

• стремление к выживанию;

  • постоянное преобразование, развитие, направленное на приспособление к внешней среде;
  • создание и совершенствование своих «органов»;
  • поддержание благоприятной внутренней среды;
  • наличие целостности, единого предназначения для всех его частей.

Требования, которым должна соответствовать группа, чтобы считаться организацией:

  1. наличие хотя бы двух человек, которые считают себя частью данной группы;
  2. наличие у этих людей единой цели;
  3. эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь цели.

Менеджмент  в основном связан со сложными организациями. Сложные организации имеют не одну, а целый набор взаимосвязанных целей.

Все многообразные организации характеризуются общими чертами:

  • они используют ресурсы, основные из них — это люди (человеческие ресурсы), капитал, информация;
  • они функционируют в определенной внешней среде и зависимы от нее.
  • разделение труда.

Большие организации  имеют громадный объем управленческой работы. Эта работа тоже разделяется как по горизонтали, как и по вертикали.

Вертикальное  разделение управленческого труда  образует уровни управления. Выделяют руководителей низового звена, среднего звена, высшего звена.

Интеграция  подразделений и уровней управления представляет собой организационную структуру фирмы. Когда организация достигает некоторой величины и сложности - или когда в ней чрезмерное количество работающих, взаимное согласование действий становится уже неэффективным. Становится необходимой формальная структура — разделение на отдельные единицы, делающие возможным координирующее управление.

Формальная  структура представлена организационной схемой. Она демонстрирует управленческую иерархию: кто отчитывается перед кем и кто за что отвечает. Она показывает, каким образом фирма делится на отделы и другие подразделения, какую работу осуществляет каждое подразделение.

Информация о работе Лекции по "Основам менеджмента"