Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:24, курс лекций
Тема 1:Управление и менеджмент: основные понятия и определения.
Понятие “управление”
Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу. (Питер Друкер)
общая работа компании, её успехи, а также работа с людьми
Управление - это перевод системы в новое состояние путём воздействия на её переменные.
Факторы возникновения управления: (как науки)
- рост и развитие крупных корпораций;
- разделение между владением и управлением; (появление акции позволило отчуждать)
- развитие новых теорий.
Тема 6. Перспективный подход в управлении
Функции планирования
Реализация
перспективного подхода связана
с целенаправленностью
Долгосрочное планирование:
Оно основано на предположении, что
будущее будет лучше
Например, кризис→вырос курс доллара→вырос спрос на отечественные товары. В начале 2000 годов считали, когда они могут выйти на уровень 1991 года по показателям.
Стратегическое планирование:
Оно основано
на том, что будущее будет отличаться
от настоящего. Задача стратегического
планирования: анализ внешней среды
и прогноз будущих изменений,
выявление благоприятных
Основные этапы стратегического планирования:
В результате реализации этапов стратегического планирования формируется стратегическая программа фирмы, включающая следующие разделы:
Методы анализа внешней и внутренней среды:
PEST – анализ
Анализ политико-правовых, экономических, социальных и технологических факторов макроокружения организации, то есть тех факторов, которые влияют на отрасль в целом.
P (политика)
|
E (экономика)
|
S (социум)
|
T (технологии или НТП)
|
Сценарии и выводы по PEST – анализу
Профиль среды
Представляет собой балльную оценку значимости основных факторов внешней среды организации, выполняется в виде таблицы, при этом в зависимости от того, какие факторы перечислены в первой колонке, профиль среды может строиться для факторов косвенного воздействия, прямого воздействия, или внутренней среды.
Факторы среды |
Важность для отрасли А |
Влияние на фирму В |
Направленность влияния С |
Степень важности D=AxBxC |
1… |
||||
2… |
||||
3… |
Профиль среды:
Метод 5х5
Смысл заключается в том, что анализ внешней среды проводится с помощью 5 вопросов, в каждом из которых рассматриваются как минимум 5 факторов или областей внешнего окружения. Для того чтобы результаты анализа имели аналитическую ценность необходимо чтобы ответ на каждый вопрос был достаточно подробным и аргументированным.
Модель «5 сил конкуренции» Майкла портера
Данная модель анализирует не только конкуренцию внутри фирмы внутри отрасли, но и те факторы, которые влияют на внутриотраслевую конкуренцию со стороны других отраслей.
Товары заменители – это другой способ удовлетворения той же потребности. Например, конкурентами для обычной питьевой воды являются отрасль производства натуральных соков, газированных напитков…
Интенсивность конкуренции между продавцами будет возрастать, если
Возможности вхождения в отрасль новых конкурентов будут ограничены, если
Влияние угрозы появления товаров заменителей:
Конкурентная сила поставщиков будет возрастать, если
Конкурентная сила покупателей будет возрастать, если
По модели 5 сил Портера необходимо указать, какие из сил оказывают наибольшее влияние на организацию и почему, а также какие действия необходимо предпринимать фирме для того, чтобы усиливать свою конкурентоспособность на выбранном рынке, то есть фактически вывод по модели портера - обоснование стратегии конкурентоспособности.
Перечень внешних опасностей и возможностей для организации
Факторы |
Взвешивание факторов |
Воздействие фактора |
Экономические |
||
Политические |
||
Рыночные |
||
Технологические |
||
Конкурентные |
||
Международные |
||
Социальные |
Матрица возможностей
Эта таблица, в ячейках которой позиционируются те благоприятные тенденции воздействия внешней среды, которые фирма видит для себя. Цель построения этой матрицы – распределить благоприятные внешние факторы с точки зрения их влияния на фирму, а также с точки зрения того, сможет ли фирма эти факторы использовать.
Вероятность использования возможностей |
ВЛИЯНИЕ | ||
Сильное |
Умеренное |
Малое | |
Высокая |
Поле ВС |
Поле ВУ |
Поле ВМ |
Средняя |
Поле СС |
Поле СУ |
Поле СМ |
Низкая |
Поле НС |
Поле НУ |
Поле НМ |
С точки зрения формирования стратегии организации разные поля матрицы имеют разное значение: те возможности, которые попадают на поля ВС, СС, ВУ обязательно используются при разработке стратегии. Те возможности, которые попадают на среднюю диагональ поля НС, СУ, ВМ, также учитываются при разработке стратегии. Те возможности, которые попадают на поля нижнего треугольника НМ, СМ, НУ отслеживаются и используются при появлении у организации соответствующих возможностей.
Например, СУ – возможность привлечения иногородних студентов
Матрица угроз
Вероятность реализации угрозы |
Возможные последствия | |||
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
Легкие ушибы | |
Высокая |
Поле ВР |
Поле ВК |
Поле ВТ |
Поле ВЛ |
Средняя |
Поле СР |
Поле СК |
Поле СТ |
Поле СЛ |
Низкая |
Поле НР |
Поле НК |
Поле НТ |
Поле НЛ |
Рассмотрение
полей матрицы угроз при