Лекции по "Теории менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:24, курс лекций

Описание работы

Тема 1:Управление и менеджмент: основные понятия и определения.
Понятие “управление”
Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу. (Питер Друкер)
общая работа компании, её успехи, а также работа с людьми
Управление - это перевод системы в новое состояние путём воздействия на её переменные.
Факторы возникновения управления: (как науки)
- рост и развитие крупных корпораций;
- разделение между владением и управлением; (появление акции позволило отчуждать)
- развитие новых теорий.

Файлы: 7 файлов

Тема 1-5.docx

— 317.80 Кб (Скачать файл)

 

Тема 1:Управление и менеджмент: основные понятия и определения.

Понятие “управление”

Управление  – это особый вид  деятельности, превращающий неорганизованную толпу  в эффективно целенаправленную и производительную группу. (Питер Друкер)

общая работа компании, её успехи, а также работа с людьми

Управление  - это перевод системы в новое состояние путём воздействия на её переменные.

Факторы возникновения управления: (как  науки)

- рост  и развитие крупных  корпораций;

- разделение  между владением  и управлением; (появление  акции позволило  отчуждать)

- развитие  новых теорий.

Уровни  управления:

Нижний -> исполнительный уровень (линейное управление деятельностью персоналом и ресурсами)

Средний -> организационный  уровень (организация  деятельности и планирования ресурсов)

Высший -> стратегический (институциональный) уровень – (собственники).

Управление  – все процессы, объекты и явления. (Управление авто, воспитание детей и т.д.) Менеджмент – относится только к организации. (для нас синонимы)

Менеджмент  – это:

- процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими через постановку целей и разработку способов их достижения;

- совокупность  функций управлений (планирование, организация, контроль, мотивация), осуществление которых обеспечивает эффективное функционирование организации;

- искусство, т.е. умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и поведение людей, работающих в организации; (творчество, креатив)

- люди, управляющие организацией; (конкретные роли)

- органы  или аппарат управления  – группа лиц,  ответственных за  изучение, анализ  и формулирование  решений, и предпринимающих  необходимые действия  в интересах организации; (специализирующие по своим направлениям)

- наука,  т.е. самостоятельная  область знаний, имеющая  свой предмет исследования, свои специфические  проблемы, методы  и способы их  решения. 

Предмет управления – отношения  между людьми.

Основные  признаки управления:

Целенаправленность. Цель – желаемое состояние объекта управления и его параметров, которое должно быть достигнуто.

Воздействие на систему  – это комплекс мер, позволяющий изменить характер её деятельности и перевести её в новое состояние.

Формы управляющих воздействий:

- ввод  в действие различных ресурсов (вложений, оборудования, трудящихся), расширение компании;

- разработка  и выполнение проектов;

- отдача  приказов;

- обучение  персонала и т.д.

 

 

 

 

 

Схема (контур управления):

Орган управления (субъект)


    1)             2)

 

 

Объект  управления

 

1)Прямая  связь: управляющие  воздействия (Расписание занятий)

2)Обратная связь: информация о состоянии объекта управления (Ведомость со сдачей оценок)

Управление  – целенаправленное информационное воздействием одной системы  на другую с целью  изменения её поведения  в определённом направлении.

Тема 2. Системный подход в управлении

Система – множество элементов, находящихся во взаимоотношениях и связях друг с  другом образующих определённую целостность, единство. (Стаффор Бир) 

Пример: система образования в РФ.

Типология систем:

- система  как комплекс процессов  и явлений, а  также связей между ними, существующих объективно, независимо от наблюдателя. (Солнечная система)

- система  как инструмент  и способ исследования  процессов и явлений,  моделирование того, что мы знает  о реальном окружающем  мире, эксперимент  (краш-тест)

- система  как искусственно  созданный комплекс  элементов, создается  человеком. (предприятия, фирмы, области знаний).

Элемент – это простейшая неделимая часть  системы, т.е. это  предел членения системы с точки зрения исследования.

Основные  положения теории систем:

- целое состоит из взаимодействующих частей;

- поведение и свойства целого, определяется взаимодействием его частей; (эмерджентность – система приобретает новые свойства, которые отсутствует у её элементов – сообща элементы могут достичь большего, но включаясь в новую среду в процессе обучения, никого не интересуют творческие навыки, только концентрация на обучении)

- система образует особое единство со средой;

- любая система представляет собой элемент системы более высшего порядка;

- элементы любой системы в свою очередь выступают как система.

Подсистема – совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), способных выполнять относительно независимые функции, имеющая подцель, направленную на достижение общей цели системы.

Любая система обладает свойствами. Свойства (характеристики объекта) – это  качества параметров, объектов, т.е. внешние  проявления того, с  помощью чего получаются знания об объекте, ведётся за ним наблюдение.

Связи – это то, что  обеспечивает возникновение, сохранение и развитие целостных свойств  системы.(между студентами)

Виды  связей:

- связи  первого порядка  – связи, функционально  необходимые друг  другу (автоматизированное производство)

- связи  второго порядка – дополнительные связи, которые в значительной степени улучшают действие системы, но не являются функционально необходимыми. (кроме лекции, ещё и дополнительный материал или картинки)

- связи  третьего порядка  – излишние или  противоречивые связи,  которые снижают  эффективность системы. (разные цели и интересы в коллективе)

Структура системы – внутренняя форма системы, которая  отражает определённые взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, её строение. (Скелет)

Структура сохраняет систему. (Университет – структура  сохраняется, расширяется).

 Накапливаются  изменения, которые протекают в любой системе.

Системообразующие  связи:

- отношения  взаимодействия

- отношения взаимосвязи

- связи  взаимопорядка

Системой  будет называться любое множество  объектов “М” на котором реализуется отношение “R” с заранее фиксированными свойствами “P”. (Совокупность аудиторий в универе).

Классификация систем:

  1. По степени сложности выделяются системы:

- простые, т.е. содержащие небольшое число элементов и небольшое число связей между ними; (Бланк заказа)

- сложные, т.е. содержащие большое количество элементов и большое число связей между ними. (Производство автомобилей)

- очень  сложные – системы  настолько сложного  вида, что их точно  и подробно описать  уже нельзя. (определение вторичных акций на фондовом рынке)

2) По  характеру поведения

- детерменированные  - в которых составные части взаимодействуют четко определенным образом. (техника, параметры работ можно предсказать, управление возможно без обратной связи, например, кухня)

- стохастические (вероятностые) – для которых нельзя сделать точного детального предсказаниях поведения. (сколько человек придёт на пару, динамика изменения жилья в период кризиса, регулирование светофора, Можно сделать приблизительные выводы. Динамика падения цен, но никто не может предсказать, на сколько они упадут или вырастут).

 

3) По  отношению к внешней  среде: 

- открытые, т.е. взаимодействующие с окружающей средой и приспосабливающиеся к изменениям во внешней среде;

- закрытые, т.е. изолированные  от внешней среды. (экономика СССР – “железный занавес” – условно изолированный) 
4) По признаку изменения системы в зависимости от фактора времени:

- статические, т.е. состояние которых с течением времени остаётся постоянным.

(производство  учебной мебели, система  образования –  обсуждается, внедряется, распространяется)

- динамические, изменяющие своё  состояние во времени  (развитие средств связи)

5) по  признаку однородности, входящих в систему  элементов выделяются:

- гомогенные, состоящие из однородных  элементов и допускающие  их взаимозаменяемость (продавцы  в магазине, могут  заменять друг  друга без проблем, Группа людей работающих в 1 сфере)

- гетерогенные, состоящие из разнородных элементов, не обладающие свойством взаимозаменяемости. (Разные профессии – инженер, Группа сотрудников в которой каждый занят своим делом)

6) по  степени организованности:

- хорошо  организованные системы для которых можно определить элементы системы, их взаимосвязи между собой и с целями системы (технологии и оборудование, применяемые на промышленном предприятии).

- плохо  организованные (диффузные)  системы, которые  характеризуются  некоторым набором  макропараметров  и закономерностей. (охотничье общество, сколько точно людей буду работать не ясно, связи размытые)

- самоорганизующие – признаки, характерные для диффузных систем: стохастичность поведения, нестабильность отдельных параметров (сегодня одно, завтра другое), - специфические признаки: непредсказуемость поведения, адаптация к изменяющимся условиям среды; противостояние энтропийным (мера безоорганизации, имеет свойство возрастать, самоорганизации энтропия уничтожает) тенденциям; выбор лучшего из возможных вариантов поведении.

Энтропия: мера дезорганизации систем любой природы 

исчезновение  энтропии (H=0), наивысший уровень порядка

 максимальная  энтропия (H=1), хаос, полная неопределённость

Причина – развитие НТП. Нарастание от 0 к 1 основная причина научный прогресс

Пример  самоорганизующийся системы - (Компания поменявшая вид деятельности, была вынуждена адаптироваться)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Элементарная  система:

Вход => Процесс (операция) => Выход (все находятся  в окружающей среде)

Вход  – воздействие  внешней среды  на систему

Процесс (операция) – преобразование входа в выход, т.е. функционирование системы

Выход – влияние системы  на внешнюю среду.

В силу всеобщей взаимосвязанности  систем, выходы одних систем неизбежно включаются входами других и наоборот (ручки были кем-то созданы, пирожки выпечены, нам образование нужно – чтобы пойти работать)

Внешняя или окружающая среду  – множество факторов, которые не входят в систему , но оказывают на неё влияние. Существует две группы факторов внешней среды: 1) факторы прямого воздействия, т.е. те которые непосредственно влияют на систему и на которые также непосредственно может влиять сама система. (поставщики, трудовые ресурсы или рынок труда, законы и органы государственного регулирования – нормы и требования со стороны государства, потребители, конкуренты) 2) Факторы внешней среды (косвенного воздействия, не оказывающие прямого воздействия, но учёт которых необходим (научно-технический прогресс, социально-экономические условия – определять ситуацию, групповые интересы – потенциал и расширение потребностей – постное меню или учебник для малышей, политические и международные события - демография, изучает структуру население, численность, экология, изучает состояние внешней среды, компания платит штрафы за загрязнение воздуха

Свойства  внешней среды  экономических объектов:

  1. Сложность (вариативность) количество факторов внешней среды, на которые система должна реагировать с учётом вариативности (изменчивости каждого фактора) у машиностроительного завода множество поставщиков с разными условиями. 
  2. Взаимосвязанность  - уровень силы с которой изменение одного фактора в окружении системы(организации) влияет на все остальные факторы внешней среды (связь с другими организациями) рост цен, растёт цена на мука, + повышается на бензин, билеты и т.д.
  3. Подвижность скорость с которой происходит изменение во внешней среде.
  4. Неопределённость то количество информации, которым располагает организация, по поводу каждого фактора внешней среды с учётом её достоверности. (возможно связано с риском)

Тема 6. Перспективный подход в управлении.docx

— 154.43 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 7. Мотивация как функция управления.docx

— 28.52 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 8. Организация как функция менеджмента.docx

— 97.34 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 9. Управленческие решения.docx

— 33.77 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 10. Коммуникационный процесс.docx

— 24.33 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Тема 11. Система методов управления.docx

— 15.82 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Лекции по "Теории менеджмента"