Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:24, курс лекций
Тема 1:Управление и менеджмент: основные понятия и определения.
Понятие “управление”
Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу. (Питер Друкер)
общая работа компании, её успехи, а также работа с людьми
Управление - это перевод системы в новое состояние путём воздействия на её переменные.
Факторы возникновения управления: (как науки)
- рост и развитие крупных корпораций;
- разделение между владением и управлением; (появление акции позволило отчуждать)
- развитие новых теорий.
Тема 1:Управление и менеджмент: основные понятия и определения.
Понятие “управление”
Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу. (Питер Друкер)
общая работа компании, её успехи, а также работа с людьми
Управление - это перевод системы в новое состояние путём воздействия на её переменные.
Факторы возникновения управления: (как науки)
- рост и развитие крупных корпораций;
- разделение между владением и управлением; (появление акции позволило отчуждать)
- развитие новых теорий.
Уровни управления:
Нижний -> исполнительный уровень (линейное управление деятельностью персоналом и ресурсами)
Средний -> организационный уровень (организация деятельности и планирования ресурсов)
Высший -> стратегический (институциональный) уровень – (собственники).
Управление – все процессы, объекты и явления. (Управление авто, воспитание детей и т.д.) Менеджмент – относится только к организации. (для нас синонимы)
Менеджмент – это:
- процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими через постановку целей и разработку способов их достижения;
- совокупность функций управлений (планирование, организация, контроль, мотивация), осуществление которых обеспечивает эффективное функционирование организации;
- искусство, т.е. умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и поведение людей, работающих в организации; (творчество, креатив)
- люди, управляющие организацией; (конкретные роли)
- органы или аппарат управления – группа лиц, ответственных за изучение, анализ и формулирование решений, и предпринимающих необходимые действия в интересах организации; (специализирующие по своим направлениям)
- наука, т.е. самостоятельная область знаний, имеющая свой предмет исследования, свои специфические проблемы, методы и способы их решения.
Предмет управления – отношения между людьми.
Основные признаки управления:
Целенаправленность. Цель – желаемое состояние объекта управления и его параметров, которое должно быть достигнуто.
Воздействие на систему – это комплекс мер, позволяющий изменить характер её деятельности и перевести её в новое состояние.
Формы управляющих воздействий:
- ввод в действие различных ресурсов (вложений, оборудования, трудящихся), расширение компании;
- разработка и выполнение проектов;
- отдача приказов;
- обучение персонала и т.д.
Схема (контур управления):
Орган управления (субъект)
1) 2)
Объект управления
1)Прямая связь: управляющие воздействия (Расписание занятий)
2)Обратная связь: информация о состоянии объекта управления (Ведомость со сдачей оценок)
Управление – целенаправленное информационное воздействием одной системы на другую с целью изменения её поведения в определённом направлении.
Тема 2. Системный подход в управлении
Система – множество элементов, находящихся во взаимоотношениях и связях друг с другом образующих определённую целостность, единство. (Стаффор Бир)
Пример: система образования в РФ.
Типология систем:
- система как комплекс процессов и явлений, а также связей между ними, существующих объективно, независимо от наблюдателя. (Солнечная система)
- система как инструмент и способ исследования процессов и явлений, моделирование того, что мы знает о реальном окружающем мире, эксперимент (краш-тест)
- система как искусственно созданный комплекс элементов, создается человеком. (предприятия, фирмы, области знаний).
Элемент – это простейшая неделимая часть системы, т.е. это предел членения системы с точки зрения исследования.
Основные положения теории систем:
- целое состоит из взаимодействующих частей;
- поведение и свойства целого, определяется взаимодействием его частей; (эмерджентность – система приобретает новые свойства, которые отсутствует у её элементов – сообща элементы могут достичь большего, но включаясь в новую среду в процессе обучения, никого не интересуют творческие навыки, только концентрация на обучении)
- система образует особое единство со средой;
- любая система представляет собой элемент системы более высшего порядка;
- элементы любой системы в свою очередь выступают как система.
Подсистема – совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), способных выполнять относительно независимые функции, имеющая подцель, направленную на достижение общей цели системы.
Любая система обладает свойствами. Свойства (характеристики объекта) – это качества параметров, объектов, т.е. внешние проявления того, с помощью чего получаются знания об объекте, ведётся за ним наблюдение.
Связи – это то, что обеспечивает возникновение, сохранение и развитие целостных свойств системы.(между студентами)
Виды связей:
- связи первого порядка – связи, функционально необходимые друг другу (автоматизированное производство)
- связи второго порядка – дополнительные связи, которые в значительной степени улучшают действие системы, но не являются функционально необходимыми. (кроме лекции, ещё и дополнительный материал или картинки)
- связи третьего порядка – излишние или противоречивые связи, которые снижают эффективность системы. (разные цели и интересы в коллективе)
Структура системы – внутренняя форма системы, которая отражает определённые взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, её строение. (Скелет)
Структура сохраняет систему. (Университет – структура сохраняется, расширяется).
Накапливаются изменения, которые протекают в любой системе.
Системообразующие связи:
- отношения взаимодействия
- отношения взаимосвязи
- связи взаимопорядка
Системой будет называться любое множество объектов “М” на котором реализуется отношение “R” с заранее фиксированными свойствами “P”. (Совокупность аудиторий в универе).
Классификация систем:
- простые, т.е. содержащие небольшое число элементов и небольшое число связей между ними; (Бланк заказа)
- сложные, т.е. содержащие большое количество элементов и большое число связей между ними. (Производство автомобилей)
- очень сложные – системы настолько сложного вида, что их точно и подробно описать уже нельзя. (определение вторичных акций на фондовом рынке)
2) По характеру поведения
- детерменированные - в которых составные части взаимодействуют четко определенным образом. (техника, параметры работ можно предсказать, управление возможно без обратной связи, например, кухня)
- стохастические (вероятностые) – для которых нельзя сделать точного детального предсказаниях поведения. (сколько человек придёт на пару, динамика изменения жилья в период кризиса, регулирование светофора, Можно сделать приблизительные выводы. Динамика падения цен, но никто не может предсказать, на сколько они упадут или вырастут).
3) По отношению к внешней среде:
- открытые, т.е. взаимодействующие с окружающей средой и приспосабливающиеся к изменениям во внешней среде;
- закрытые,
т.е. изолированные
от внешней среды. (экономика
СССР – “железный занавес”
– условно изолированный)
4) По признаку изменения
системы в зависимости
от фактора времени:
- статические, т.е. состояние которых с течением времени остаётся постоянным.
(производство учебной мебели, система образования – обсуждается, внедряется, распространяется)
- динамические, изменяющие своё состояние во времени (развитие средств связи)
5) по признаку однородности, входящих в систему элементов выделяются:
- гомогенные, состоящие из однородных элементов и допускающие их взаимозаменяемость (продавцы в магазине, могут заменять друг друга без проблем, Группа людей работающих в 1 сфере)
- гетерогенные, состоящие из разнородных элементов, не обладающие свойством взаимозаменяемости. (Разные профессии – инженер, Группа сотрудников в которой каждый занят своим делом)
6) по степени организованности:
- хорошо организованные системы для которых можно определить элементы системы, их взаимосвязи между собой и с целями системы (технологии и оборудование, применяемые на промышленном предприятии).
- плохо организованные (диффузные) системы, которые характеризуются некоторым набором макропараметров и закономерностей. (охотничье общество, сколько точно людей буду работать не ясно, связи размытые)
- самоорганизующие – признаки, характерные для диффузных систем: стохастичность поведения, нестабильность отдельных параметров (сегодня одно, завтра другое), - специфические признаки: непредсказуемость поведения, адаптация к изменяющимся условиям среды; противостояние энтропийным (мера безоорганизации, имеет свойство возрастать, самоорганизации энтропия уничтожает) тенденциям; выбор лучшего из возможных вариантов поведении.
Энтропия: мера дезорганизации систем любой природы
исчезновение энтропии (H=0), наивысший уровень порядка
максимальная энтропия (H=1), хаос, полная неопределённость
Причина – развитие НТП. Нарастание от 0 к 1 основная причина научный прогресс
Пример самоорганизующийся системы - (Компания поменявшая вид деятельности, была вынуждена адаптироваться)
Элементарная система:
Вход => Процесс (операция) => Выход (все находятся в окружающей среде)
Вход – воздействие внешней среды на систему
Процесс (операция) – преобразование входа в выход, т.е. функционирование системы
Выход – влияние системы на внешнюю среду.
В силу всеобщей взаимосвязанности систем, выходы одних систем неизбежно включаются входами других и наоборот (ручки были кем-то созданы, пирожки выпечены, нам образование нужно – чтобы пойти работать)
Внешняя или окружающая среду – множество факторов, которые не входят в систему , но оказывают на неё влияние. Существует две группы факторов внешней среды: 1) факторы прямого воздействия, т.е. те которые непосредственно влияют на систему и на которые также непосредственно может влиять сама система. (поставщики, трудовые ресурсы или рынок труда, законы и органы государственного регулирования – нормы и требования со стороны государства, потребители, конкуренты) 2) Факторы внешней среды (косвенного воздействия, не оказывающие прямого воздействия, но учёт которых необходим (научно-технический прогресс, социально-экономические условия – определять ситуацию, групповые интересы – потенциал и расширение потребностей – постное меню или учебник для малышей, политические и международные события - демография, изучает структуру население, численность, экология, изучает состояние внешней среды, компания платит штрафы за загрязнение воздуха
Свойства внешней среды экономических объектов: