Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 19:24, курс лекций
Тема 1:Управление и менеджмент: основные понятия и определения.
Понятие “управление”
Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективно целенаправленную и производительную группу. (Питер Друкер)
общая работа компании, её успехи, а также работа с людьми
Управление - это перевод системы в новое состояние путём воздействия на её переменные.
Факторы возникновения управления: (как науки)
- рост и развитие крупных корпораций;
- разделение между владением и управлением; (появление акции позволило отчуждать)
- развитие новых теорий.
Тема 7. Мотивация как функция управления
В основе мотивации
лежат потребности человека. Потребность
– психологический или
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу (1970)
Согласно ей все потребности
человека могут быть разделены на
5 групп. Эти группы расположены строго
иерархически, то есть возникновение
новых потребностей происходит только
после того, как удовлетворены
потребности предыдущего
Потребности 4 и 5 уровня, особенно 5ого, по мере их удовлетворения усиливают мотивационное влияние на человека (нет предела совершенству, талантливый человек талантлив во всем)
Теория ERG Альдерфера (1972)
Согласно этой теории все потребности человека делятся на 3 группы расположенные иерархически:
Е – (Essence) потребности существования, связанные с выживанием и воспроизведением (еда, одежда, кров)
R – (Respect) потребности в принадлежности – социальные потребности которые могут быть удовлетворены за счет общения с другими людьми.
G – (Growth) потребности в росте – потребности не физического, а личностного роста (потребность в обучении новым навыкам и в самоуважении)
По мнению
Альдерфера процесс удовлетворения
потребностей может идти как снизу
вверх, так и сверху вниз. Этот обратный
процесс (усиления нижних потребностей
при невозможности
Сравнение потребностей по Маслоу и Альдерферу:
Двухфакторная теория Ф. Герцберга(1950-1960гг.)
Согласно ей человек может испытывать от работы два противоположных чувства: удовлетворенность и неудовлетворенность. Причем на практике существует постоянный и бесконечный переход от одного чувства к другому. На наличие или отсутствие неудовлетворенности и на обретение удовлетворенности влияют две различные группы факторов. Схематично влияние этих двух факторов можно определить следующим образом:
Гигиенические факторы:
Мотивационные факторы:
Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда
Согласно
ей потребности, влияющие на человека
в процессе труда, не являются врожденными
и не расположены иерархически, они
формируются у человека в процессе
его трудовой деятельности с учетом
его профессионального
Группы потребностей |
Форма проявления |
Использование руководством наличия данной потребности |
Властвовать |
Человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Возможны два варианта власти:
|
В первом случае не следует допускать таких людей к руководящей работе. Во втором – важном для успешной работы – следует предоставить возможность менеджеру удовлетворять эту потребность, способствовать ее развитию. |
Достижения успеха |
Стремление человека достигать цели более эффективно, чем раньше. Люди самостоятельно ставят цели, умеренно сложные, исходя из своих возможностей, склонны принимать умеренно рискованные решения, легко берут на себя персональную ответственность, ожидают немедленной обратной связи от принятых решений, предпочитают получать результат в одиночку и не делятся работой с другими. |
Оценка уровня потребности достижения у работников при их продвижении по службе, а также при найме на работу. Приведение характера и содержания работы в соответствие с потребностями достижения работников. Включение в работу регулярной обратной связи. |
Соучастия |
Стремление к дружеским |
Создание условий для |
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
Теория ожиданий (Виктор Врум)
Согласно ей наличие активной потребности не является единственным условием для мотивации человека. Человек, чтобы быть мотивированным должен верить в то, что затраченные им трудовые усилия позволят получить желаемое вознаграждение. Однако на практике вознаграждаются не сами усилия, а полученные с их помощью результаты. При этом часть вознаграждений никак не связана с уровнем усилий, часть связана с усилиями лишь вероятностным образом и лишь часть напрямую зависит от усилий. Тем не менее, для целей мотивации важна вера человека в наличие связей между усилием и вознаграждением. Поэтому модель мотивации по Вруму выглядит след образом.
Ожидания в отношении «затрат труда - результатов» - это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Если люди чувствуют, что прямой связи между затраченными усилиями и достигаемыми результатами нет, то мотивация будет ослабевать.
Ожидания в отношении «результатов – вознаграждений» – ожидание определяемого вознаграждения или поощрения в ответ на достигнутый уровень результатов.
Валентность (ожидаемая ценность поощрения или вознаграждения) – предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения.
Внешние вознаграждения:
Внутренние вознаграждения:
Теория справедливости Стейси Адамса
Согласно
ей, человек или индивид
Модель Портера-Лоулера:
Она является комбинированной и включает в себя элементы теории ожидания и теории справедливости. Согласно ей результаты, достигнутые человеком (блок 6), зависят от 3 факторов: уровня затраченных усилий (блок 3), личных способностей работника (блок 4) и оценки человеком своей роли в процессе труда (блок 5). В свою очередь уровень затраченных усилий (блок 3) зависит от ожидаемой ценности вознаграждения (блок 1) и оценки взаимосвязи между усилием и вознаграждением (блок 2). Результаты работы (блок 6) ведут к получению вознаграждений: внешних 7б и внутренних 7а. Причем внешние вознаграждения воспринимаются с учетом их справедливости (блок 8). Полученные вознаграждения ведут к обретению удовлетворенности (блок 9), которая влияет на оценку подобных работ в будущем (блок 2).