Тема 11. Система
методов управления
Метод управления – способ
осуществления управляющего воздействия
или способ достижения целей управления
организацией. Выбор метода определяется
целью управления.
По содержания выделяются
следующие методы управления:
- Организационно-административные – базируются на
власти, дисциплине и ответственности.
- Экономические – основаны на применении
экономических стимулов
- Социально-психологические – основаны на объективных
законах развития социальных отношений
и законах психологии.
Каждая группа методов
управления включает в себя:
- Методы прямого (директивного) воздействия (команда, плановые задания, установление
цен и так далее).
- Косвенные методы, воздействие которых
на управляемый объект проявляется опосредованно,
через создание стимулирующей ситуации.
Организационно-административные
методы:
- Прямое административное указание,
которое имеет обязательный характер,
адресуется конкретным управляемым объектам
или лицам, воздействует на конкретно
сложившуюся ситуацию (приказ, распоряжении,
рекомендация и т.д.)
- Косвенное административное воздействие,
которое предполагает установление правил,
регламентирующих деятельность подчиненных
(должностные или служебные инструкции,
Положение об органах управления и т.д.)
Экономических методы:
- Прямой централизованный экономический расчет (план).
Основными экономическими методами централизованного
управления являются плановое распределение
ресурсов, капитальных вложений, материально-техническое
снабжение и т.д. (плановые задания, кредитование,
финансирование и т.д.).
- Косвенные методы управления
(установление цен, нормативов выполнения
работы, ставок заработной платы и т.д.).
Социально-психологические
методы:
- Прямые методы влияют на объект
управления человека или коллектив путем
постановки конечной цели.
- Внушение
– целенаправленное воздействие руководителя
на подчиненного путем воздействия на
его психику (например, при помощи явной
или неявной апелляции к его ожиданиям)
- Убеждение
– активное аргументированное воздействие
при помощи логических средств, направленных
на снятие психологических барьеров, направленности
в коллективе возникшей по поводу данной
работы.
- Подражание
– воздействие на работника или группу
при помощи личного примера
- Вовлечение
характеризует ситуацию, когда сотрудники
становятся участниками процесса подготовки,
выработки и реализации решений, постановки
конечных целей и определения путей их
достижения.
- Принуждение
– метод, посредством которого работника
заставляют, возможно, даже против его
воли и желания выполнять определенные
действия.
- Побуждение
– метод, при котором подчеркиваются положительные
качества работника, что позволяет повысить
моральную значимость порученного дела.
- Косвенные методы создают определенную
запланированную ситуацию, при которой
работник или группа выполняют необходимую
работу и достигают поставленных целей
в режиме повседневной организации труда.
- Условиями труда,
то есть ритмичностью, монотонностью,
внешней привлекательностью степенью
нагрузки, непрерывным или дискретным
характером труда, наличием элементов
творчества.
- Элементами системы управления,
то есть формой контроля деятельности,
формой стимулирования и другое.
- Личностными, социальными, социально-психологическими факторами,
то есть психологическим климатом в коллективе
характером традиций. Постановкой воспитательной
работы.