Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 02:46, курс лекций
Тема 1. Сущность, роль, классификация управленческих решений
В составе проблем современного менеджмента одной из приоритетных является разработка, принятие и выполнение управленческого решения. Она имеет очень высокую практическую значимость, которая объективно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач. Об этом свидетельствуют увеличивающиеся масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решениях.
«Управленческие решения»
Тема 1. Сущность, роль, классификация управленческих решений
В составе проблем современного менеджмента одной из приоритетных является разработка, принятие и выполнение управленческого решения. Она имеет очень высокую практическую значимость, которая объективно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач. Об этом свидетельствуют увеличивающиеся масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решениях.
Как относительно самостоятельная эта проблема сформировалась примерно к середине 60-х годов ХХ в. в основном благодаря работам американских ученых Г. Саймонс, ДЖ. Марчс и Р. Сайертс. В 70-80-х годах сфера исследований управленческого решения значительно расширилась, её содержательность, глубина повысились.
Управленческое решение - базовая категория в системе управленческих категорий. Её содержание соотносится с содержанием всех других управленческих категорий: целями, функциями, действиями, проблемами. Смысл управленческой деятельности состоит в обеспечение достижения целей организации, устранении проблем, возникших в её развитии. И то и другое происходит посредством принятия и выполнения решений. Управленческий процесс - это непрерывная последовательность разработки, утверждения и реализации решений. Этим определяется значимость изучения природы, сущности решений.
Управленческое решение - это выбор варианта управленческих действий из нескольких возможных, альтернативных вариантов, или - выбор альтернативы. Необходимость такого выбора объективна. В реальной хозяйственной практике, как правило, существует несколько вариантов управленческих действий, направленных на достижение целей организации, решение возникших проблем. Поскольку варианты неравноценны по различным параметрам (срокам, ресурсам и др.) требуется выявить лучший и реализовать его.
Необходимость такого выбора постоянно возникает в жизнедеятельности людей: выбор наиболее удобного транспортного маршрута, выбор специальности при поступлении в профессиональное учебное заведение, выбор банковского вклада и др. То есть решения являются универсальной формой поведения и отдельного человека, и социальных групп, и организаций.
Управленческие решения в организациях отличаются от решений в частной жизни людей. Эти отличия проявляются по следующим направлениям. Во-первых, аппарат управления организации принимает решения, исходя из интересов организации, а человек в частной жизни - исходя из собственных интересов. Во-вторых, последствия частного выбора могут отразиться только на личной жизни индивида или близких ему людей. Последствия выбора менеджера организации могут оказать сильное влияние на состояние организации, положение ее работников, на характер социально-экономического развития целых регионов. Например, решение о закрытии нерентабельного предприятия может существенно повысить уровень безработицы в регионе. В-третьих, в организациях существует разделение управленческого труда, т.е. одни работники (менеджеры) разрабатывают управленческое решение, другие утверждают его, третьи - выполняют. В частной жизни такого разделения труда, как правило, нет, т.е. каждый человек самостоятельно разрабатывает, утверждает и выполняет решение. В-четвертых, в организациях решения разрабатываются профессионалами, т.е. людьми, обладающими специальной подготовкой, знаниями, опытом. И это - обязательное условие эффективной деятельности менеджеров. В частной жизни каждый человек вынужден принимать решение безотносительно к своим возможностям.
Управленческое решение - сложная по составу категория. Ее содержание образуют следующие составляющие. Первая - плановая. Ее содержание проявляется в том, любое решение - это по сути план будущих действий менеджера и других участников реализации решения. Вторая составляющая - психологическая. Она проявляется в том, что принятие решений - это результат логико-мыслительной деятельности человека. Это волевой акт, требующий напряжения психики, расходования нервной энергии менеджера. Третья составляющая - информационная, принятие решений основано на информационном процессе, состоящем в сборе, обработке, анализе информации и принятие решений - это процесс преобразования исходной информации в информацию реализуемого варианта действий. Четвертая составляющая - юридическая. Она проявляется в том, что содержание решения должно соответствовать определенным нормам, правилам (например, федеральному, региональному, муниципальному законодательствам, уставу организации и др.). И утверждение его должно иметь соответствующую нормативно-правовую основу. Пятая составляющая - организационная. Ее наличие определяется тем, что принятие решений требует выполнения менеджером комплекса организационных действий, направленных на выявление проблем в развитии организации, разработку вариантов решения, его утверждение, выполнение, оценку.
На уровне организации разрабатывается и принимается огромное количество разнообразных управленческих решений. Плюрализм видов решений требует их классификации, то есть объединения решений в группы однородных по какому-либо признаку. Классификация имеет большую научную и практическую значимость. Она позволяет изучить специфику, особенности различных решений, отдельные их свойства и на основе этого выбрать наиболее адекватные, эффективные из них относительно конкретных ситуаций, задач организации. Наиболее распространенные, используемые классификации представлены в таблице 1.
Таблица 1. Классификация управленческих решений.
Признак классификацииВиды управленческих
решенийОбъект управленияПроизводственные,
маркетинговые, финансовые, кадровые.Сроки
действияПостоянные (о технике безопасности),
длительного действия (должностные инструкции),
периодические (ежеквартальные), краткосрочные
(диспетчирование), разовые (о премировании).Характер
учета изменения условий реализации решения.Гибкие,
жесткие.Значимость целиСтратегические,
тактические, оперативныеСфера воздействияГлобальные,
локальныеСрок реализацииДолгосрочные,
среднесрочные, краткосрочныеПрогнозируемые
последствияКорректируемые, некорректируемые.Характер
информацииДетерминированные, вероятностныеМетод
разработкиФормализованные, неформализованные.Количество
критериев выбораОднокритериальные, многокритериальныеФорма
принятияИндивидуальные (единоличные),групповые
(коллегиальные), коллективные.Степень
повторяемости проблемыТрадиционные,
нетипичныеСпособ фиксацииДокументированные,
недокументированныеСодержаниеЭ
По характеру учета изменения условий реализации решения различают гибкие решения, алгоритмы реализации которых предусматривают различные варианты действий в зависимости от возникающих условий, жесткие решения, которые имеют единственный вариант реализации при любых условиях состояния субъекта и объекта управления.
Для того, чтобы сформировать полное системное представление о решении необходимо выявить, изучить все составляющие из перечисленных. Поэтому в разработке теории принятия решений участвуют специалисты различных отраслей знаний: экономисты, юристы, психологи, социологи, математики. Таким образом, это объект изучения междисциплинарный, комплексный, многоаспектный.
По значимости цели все решения разделяются на три группы - стратегические, тактические, оперативные. Решения первой группы направлены на обеспечение конкурентоспособности организации в течение длительного периода. Тактические решения направлены на создание условий достижения стратегических целей, оперативные применяются в управлении текущей хозяйственной деятельностью организации.
По сфере воздействия решения делятся на глобальные, если их содержание соотносится с развитием всей организации, и локальные, если - с отдельными подразделениями.
По срокам реализации различают краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и дальнесрочные решения. По форме принятия решения делятся на индивидуальные (единоличные) и коллегиальные (коллективные, групповые). В современных условиях роста масштабов, сложности проблем развития организаций значимость коллективных решений повышается.
По количеству критериев выбора оптимального (или приемлемого) варианта различают однокритериальные или простые решения и многокритериальные или сложные. Основная масса решений имеет многокритериальный характер. То есть, менеджер, выбирая решение, ориентируется на оптимизацию нескольких параметров или показателей развития организации, например, роста объема продаж, массы прибыли, улучшение качественных характеристик продукции, роста производительности труда и др.
По методам разработки различают формализованные и неформализованные решения. Формализованные решения - это результат выполнения заранее определенной последовательности действий, т.е. они принимаются по заранее определенному алгоритму (схеме). Формализация используется для реализации типичных, повторяющихся задач, проблем. Она повышает эффективность управления, так как снижает вероятность ошибки, экономит время (не требуется вновь разрабатывать решение, когда возникает аналогичная ситуация). Неформализованные решения применяются в условиях новых, нетипичных ситуаций, нестандартных проблем. В этих условиях резко повышается роль творческих способностей, личной инициативы менеджера.
По характеру используемой информации решения могут быть детерминированными и вероятностными. Первые принимаются в условиях определенности. Менеджер располагает полной и достоверной информацией о характере возникшей ситуации, решаемой проблеме. Это позволяет ему точно знать результат каждого из альтернативных вариантов. Такой результат, как правило, однозначен и вероятность его наступления близка к единице.
Вероятностные решения принимаются в условиях риска, неопределенности. Наличие рисков в развитии организации создает возможность реализации не одного, а нескольких результатов решения. Количественно вероятность определяется, как степень возможности достижения каждого результата. Она изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. Условия неопределенности могут возникнуть из-за неполноты, недостоверности информации или когда быстро меняется ситуация.
Пример решения, принятого в условиях риска, - решение транспортной компании застраховать свой парк автомобилей. Менеджер не знает точно будут ли аварии, и сколько, и какой ущерб они причинят. Но из статистики транспортных происшествий известно, что одна из десяти машин раз в год попадает в аварию и средний ущерб составляет 51000 (цифры условные). Если организация имеет 100 автомашин, то за год вероятны 10 аварий с общим ущербом 510 000. В действительности же аварий может быть меньше, но ущерб больше, или наоборот. Исходя из этого, и принимается решение о целесообразности страхования транспортных средств и размере страховой суммы.
Если имеет место неопределенность, то менеджер может использовать две основные возможности снизить ее:
а) получить дополнительную информацию и на этой основе еще раз проанализировать проблему с целью уменьшить ее новизну и сложность. В сочетании с интуицией, опытом это поможет ему более точно определить вероятность возможных результатов;
б) если нет времени или средств на сбор дополнительной информации следует ориентироваться на прошлый опыт, интуицию.
По способу фиксации управленческие решения различаются как фиксированные или документированные (т.е. оформленные в виде какого-либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п.) и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления организацией оформляются документально. Мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.
Тема 2. Параметры и факторы качества управленческих решений
Управленческие решения имеют свои качественные характеристики. Их совокупность образует качество решений, т.е. степень соответствия выбранного варианта определенной системе требований. Качество решений в большой степени определяет конечную результативность управленческой деятельности.
В составе качественных характеристик решений выделяют следующие наиболее значимые: а) научная обоснованность б) своевременность в) непротиворечивость г) адаптивность д) реальность е) экономичность ж) оптимальность. Краткая характеристика их.
Научная обоснованность решений - это соответствие их содержания требованиям законов, закономерностей возникновения, развития хозяйственных процессов, ситуации в организациях. Чем выше такое соответствие, тем выше результативность управленческих решений, их безошибочность. На уровень обоснованности влияют следующие факторы: а) полнота, достоверность информационной базы разработки решения; б) качество, совершенство методов разработки и оптимизации решений; в) уровень квалификации, полнота и глубина специальных знаний разработчиков решений; г) полнота и глубина изучения тенденций (положительных и отрицательных) развития организации, их причин; д) совершенство механизма учета требований объективных закономерностей развития организации, ее внутренней и внешней среды.
Непротиворечивость или единство решений состоит в том, что каждые последующее решение, его содержание не должно противоречить содержанию предыдущих. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждое решение продолжало, развивало достижения предыдущих. Такая преемственность решений обеспечивает прямолинейность, высокие темпы развития организации, эффективность использования всех видов ресурсов. Непротиворечивость проявляется также в достижении максимального соответствия содержания каждого решения конечным целям организации.
Своевременность принятия решения определяется тем, что для каждого решения существуют оптимальные (или целесообразные) сроки реализации. Преждевременные разработка и реализация решения, также как и запоздалые отрицательно влияют на результативность управленческой деятельности: на степень достижимости поставленной цели, на актуальность ее достижения, на рациональность использования ресурсов. Решение может оказаться бесполезным, или даже вредным для организации, если будет реализовано слишком поздно или рано.
Адаптивность или гибкость решений состоит в том, что они должны содержать в себе механизм постоянной адаптации относительно изменяющихся условий внешней и внутренней среды организации. Решения, особенно долговременного характера, должны в максимальной степени учитывать эти изменения. Значимость этого качественного параметра определяется тем, что в рыночных условиях хозяйственные ситуации очень динамичны, изменчивы. Поэтому излишне «жесткий» характер решений - это их недостаток.
Реальность решений означает их выполнимость относительно обеспеченности процесса выполнения ресурсами - материальными, финансовыми, трудовыми, установленных сроков выполнения. Реализация нереальных решений имеет своим результатом бесполезный, как правило, расход ресурсов организации. Например, принятие и реализация решения о строительстве нового цеха в организации для увеличения объема производства продукции при недостатке собственных финансовых ресурсов может иметь своим результатом консервацию стройки на какой-то стадии ее. Это означает омертвление части капитальных вложений, снижение их эффективности, т.е. реальный ущерб для организации.