Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 02:46, курс лекций
Тема 1. Сущность, роль, классификация управленческих решений
В составе проблем современного менеджмента одной из приоритетных является разработка, принятие и выполнение управленческого решения. Она имеет очень высокую практическую значимость, которая объективно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач. Об этом свидетельствуют увеличивающиеся масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решениях.
Четвертый тип моделей - линейного программирования. Они разрабатываются для решения проблемы наиболее рационального использования дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей. Посредством таких моделей можно, например, разработать оптимальную производственную программу, т. е. рассчитать, какое количество изделий каждого наименования следует производить для извлечения максимальной прибыли при заданных объемах материалов, фонда времени рабочего оборудования, рентабельности каждого вида изделий.
Линейное программирование может применяться организациями различных отраслей: промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства и др. Например, для сельскохозяйственных предприятий очень важно решить задачу оптимального использования основного ресурса - земельного, формирование оптимальной структуры посевных площадей, то есть определения их размере для каждой культуры при заданных объемах производства, уровнях рентабельности и т.д.
Большая часть разработанных для практического применения оптимизационных моделей сводятся к задачам линейного программирования. Но могут применяться и другие типы моделей с учетом характера анализируемых операций и сложившихся форм зависимости факторов: при нелинейных формах зависимости и результатов операции от основных факторов - модели нелинейного программирования, при необходимости включения в анализ фактора времени - модели динамического программирования, при вероятностном влиянии факторов на результат операции - модели математической статистики (корреляционно-регрессионный анализ).
Тема 8. Экспертные методы принятия решений
Экспертные методы применяются для решения наиболее сложных, уникальных проблем, или, когда менеджер не имеет необходимой информации для построения моделей, а также решения проблем, полностью или частично не поддающихся количественному анализу, характеристике. В управленческой практике распространены следующие разновидности экспертных методов: а) мозговая атака (или коллективная генерация идей); б) метод комиссий; в) метод Дельфи; г) метод сценариев.
Особую значимость имеет метод мозговой атаки. Он применяется для решения новых, малоизученных проблем или для поиска новых нестандартных решений. Технология этого метода состоит из следующих стадий. На первой стадии формируется экспертная группа (10 - 15чел.).
Вторая стадия - составление проблемной записки. Ее составляет группа анализа проблем. Записка содержит: а) краткую характеристику проблемной ситуации, причин ее возникновения, вероятных последствий; б) анализ опыта решения подобных проблем; в) описание метода мозговой атаки, правил ее организации; г) формулировку проблемы в виде основного вопроса и нескольких дополнительных.
Третья стадия - генерация идей. На этой стадии и происходит собственно мозговая атака. При этом правила запрещают критику предлагаемых альтернатив в процессе их высказывания. Это обеспечивает более полное выявление, использование творческого потенциала экспертов, возможность свободного высказывания, генерации самых безумных идей.
Четвертая стадия - систематизация идей. На этой стадии высказанные идеи объединяются в группы однородных по различным признакам.
Пятая стадия - деструкция (разрушение) идей. На этой стадии все идеи подвергаются критике. Критикуют идеи эксперты другой, специально созданной для этого, группы. На шестой стадии составляется перечень практически применимых идей, выбирается оптимальный (или приемлемый) вариант решения проблемы.
Метод комиссий используется для решения традиционных проблем. Технология его состоит в организации регулярных собраний для проведения групповых дискуссий по обсуждаемой проблеме и выработка в ходе таких дискуссий согласованного решения. Этот метод способствует созданию творческой обстановки в группе экспертов и разработке большого количества альтернативного решения. Но этот метод имеет и недостатки, прежде всего это отсутствие анонимности. В результате его могут возникнуть сильные проявления конформизма со стороны экспертов, присоединяющихся к мнению более компетентных или авторитетных специалистов даже при наличии противоположной собственной точки зрения. Поэтому дискуссии часто превращаются к полемике наиболее авторитетных экспертов. Другой существенный недостаток - различная активность экспертов, не всегда отражающая их компетентность. Следующий недостаток проявляется в том, что публичность высказываний может приводить к нежеланию некоторых экспертов отказаться от ранее высказанного мнения, даже если оно в процессе дискуссии изменялось. Поэтому организаторы экспертизы должны уделить особое внимание подбору экспертов: привлекать специалистов, обладающих независимостью мнений, устойчивостью к мнению большинства (неоконформистов), способных не поддаваться «магии авторитета» и, кроме того, способных работать в команде, психологически совместимых.
Метод Дельфи, его технологию отличают от других следующие три специфические особенности: а) анонимность экспертов, б) регулируемая обратная связь, в) статистическая обработка результатов опроса и формирование группового ответа.
Анонимность экспертов заключается в том, что в ходе проведения экспертизы участники экспертной группы неизвестны друг другу и их взаимодействие в процессе опроса полностью исключено. Это достигается использованием специальных анкет, а также другими способами индивидуального опроса, например, в режиме диалога с компьютером. Регулируемая обратная связь обеспечивается проведением нескольких туров опроса, результаты которых сообщаются экспертам. Статистическая характеристика группового ответа заключается в том, что группа экспертов рекомендует вариант решения, опирающийся на мнение большинства, то есть такую альтернативу, которую выбрало бы большинство членов группы.
Например, при помощи метода Дельфи проводится экспертиза с целью оценки возможных альтернатив решения некоторой сложной проблемы и выбора наиболее предпочтительной. В этом случае опрос проводится в несколько туров (как правило - четыре), на каждом из которых экспертов информируют о результатах предыдущего и просят обосновать свое мнение, что дает возможность уменьшить разброс индивидуальных оценок. Но это не значит, что эксперт должен соглашаться с чьим-то мнением, он может остаться и при своем. В результате такой процедуры эксперт может и изменить свою оценку без огласки, не «теряя лица», так как опрос анонимный. Таким образом, технология метода Дельфи позволяет обобщить индивидуальные мнения отдельных экспертов в согласованное групповое мнение.
Сущность метода сценариев: эксперты разрабатывают различные варианты развития анализируемой ситуации в организации. Эти варианты отличаются между собой учетом влияния различных факторов на характер ситуации. Таким образом, прогнозируются различные состояния организации под влиянием таких факторов. Для нахождения оптимального варианта сопоставляются варианты состояния организации с ее целями. Наиболее приемлема та альтернатива решения, при которой состояние организации максимально соответствует ее целям.
Процесс прогнозирования заканчивается составлением итогового документа, в котором содержатся: а) цели и задачи прогноза; б) краткое описание объекта прогнозирования, гипотеза о механизме его функционирования и развития, принятая система допущений и ограничений; в) подробное описание разработанных сценариев и соответствующих им тенденций развития с указанием возможных в будущем проблемных ситуаций; г) рекомендации для принятия решений с подробным описанием возможных последствий реализации каждой из предложенных альтернатив.
Метод суда основан на использовании процедуры судебного заседания. Одна группа экспертов+сторонники обсуждаемой альтернативы решения, выполняют роль «защиты», высказывая всевозможные аргументы в ее пользу. Другая группа, противники, выполняя функции «обвинения», используют аргументы против. Третья группа экспертов - суд - выполняет роль присяжных и выносит окончательное решение на основе сопоставления аргументов первой и второй группы.
Каждый из перечисленных методов имеет свои достоинства и недостатки. Так, метод мозговой атаки обеспечивает нам более полное выявление и использование творческого потенциала экспертов, возможность свободного высказывания самых фантастических идей. Мировой опыт применения этого метода доказал, что нередко в составе таких идей может содержаться оптимальный вариант решения особо сложных, уникальных проблем. Наличие этого преимущества есть следствие запрета критики альтернатив в процессе их высказывания. Но этот метод достаточно дорогой и достаточно сложна организация его применения (оплата участия экспертов самой высокой квалификации, нахождение таких экспертов в соответствующем количестве, формирование двух функционально разных групп экспертов - генераторов идей и критиков и т. д.).
Тема 9. Анализ внешней среды и ее влияние на принятие решения
В рыночных условиях организации функционируют как открытые системы. Их открытость проявляется в динамическом взаимодействии с окружающей внешней средой. Организации получают материальные, трудовые, финансовые ресурсы из внешней среды. Они зависят от внешних клиентов, заказчиков - потребителей их продукции. Поэтому организация должна оперативно отслеживать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую ответную реакцию. Например, изменения в спросе должны своевременно отражаться на объемах, составе, структуре производимой продукции. То есть внешняя среда оказывает постоянное воздействие на состояние организации.
В составе факторов внешней среды по характеру их связи с параметрами организации различают две группы. Первая - факторы прямого влияния: содержание законодательных документов федерального, регионального и муниципального уровней, деятельность поставщиков ресурсов (финансовых, материальных, трудовых), поведение конкурентов, потребителей (покупателей) продукции организации, деятельность профсоюзных организаций. Все эти факторы оказывают непосредственное, прямое воздействие на работу организации. Характер возникающих проблем, их устранение. Например, состояние связей с поставщиками ресурсов - это фундаментальная основа стабильного функционирования любой организации.
Вторая группа внешних факторов оказывает косвенное влияние на организацию. К ним относят: состояние экономики страны (или региона), характер научно-технического прогресса, уровень социального развития, социокультурные факторы, политические факторы, международные события, состояние мировой экономики и др.
Например, состояние национальной экономики влияет на работу организации через такие параметры среды, как наличие капитала и рабочей силы, уровень и темпы инфляции, производительность труда, доходы покупателей и др. Так, инфляция приводит к снижению покупательной способности и снижает спрос на продукцию организации.
В теории и практике менеджмента используется и другая классификация факторов внешней среды организации. В соответствии с ней в составе внешней среды различают две, относительно самостоятельные подсистемы: макроокружение (макросреда) и непосредственное окружение (микросреда). Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. Ее состав образуют следующие составляющие: экономическая, технологическая, правовая, политическая, социальная.
Изучение экономической составляющей требует анализа таких макрохарактеристик, как величина валового национального продукта, темпы инфляции, уровень безработицы, процентные ставки, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и др. Следует учитывать также общий уровень экономического развития страны, объем добываемых природных ресурсов, структуру населения, уровень заработной платы, климат, образованность рабочей силы.
Анализ технико-технологической составляющей направлен на выявление возможностей производства новых видов продукции, модернизации техники, технологии и т.д. Научно-технический прогресс предоставляет организациям огромные возможности, но может создать для них и не менее огромные угрозы. Если организация по каким-то причинам, объективным или субъективным, опоздает с модернизацией техники, технологии, продукции, то она может лишиться многих конкурентных преимуществ, конкурентоспособность ее резко снизиться.
Анализ правовой составляющей направлен на изучение содержания законодательных и других нормативных документов, характера их влияния на хозяйственную деятельность организации. Правовые нормы, установленные в этих документах, регулируют взаимоотношения предприятий, фирм по вертикали и горизонтали. Очень важно выявить насколько эффективно такое регулирование.
Анализ политической составляющей необходим для того, чтобы каждая организация имела ясное представление о намерениях органов государственного управления, федерального и регионального уровней, в отношении развития бизнеса и всего общества, о методах, средствах, с помощью которых эти органы намерены реализовать свою политику.
Изучение социальной составляющей макроокружения направлено на выявление характера влияния на бизнес таких социальных явлений и процессов, как: отношение людей к работе и качеству жизни, существующие в обществе обычаи и верования, ценности, разделяемые людьми, уровень образования, мобильность людей или готовность к перемене места жительства и т.п. Социальные параметры общества влияют как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Поэтому необходимо серьезно и своевременно отслеживать возможные социальные изменения.
Анализируя влияние макросреды следует учитывать две особенности этого влияния. Во-первых, все составляющие среды находятся в состоянии сильного взаимовлияния. То есть изменения в одной компоненте приводит к тому, что изменяется и другая составляющая макроокружения. Поэтому изучение и анализ должны выполняться системно, то есть не только собственно изменений в отдельной составляющей, но и с учетом того, как эти изменения отразятся на других компонентах. Во-вторых, степень влияния различных составляющих макроокружения на различные организации неодинакова. Например, она неодинакова в зависимости от размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.д. Так, установлено, что крупные организации испытывают большую зависимость, чем малые, мелкие.
Состав микроокружения организации формируется из следующих составляющих: характер покупателей, их фактического и потенциального поведения, характер деятельности поставщиков всех видов ресурсов, характер поведения конкурентов, состояние рынка рабочей силы.