Лидер и лидерство в менеджменте и его значение в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Обязательное условие лидерства - обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Суть современного подхода к лидерству……………………………………...6
1.1 Современные подходы к лидерству…………………………………………6
1.2 Основы стиля лидерства…………………………………………………….10
1.2.1 Поведенческий подход…………………………………………………….11
1.2.2 Ситуационные подходы к эффективному лидерству……………………18
1.3 Влияние стиля лидерства на успехи организации и отдельных сотрудников……………………………………………………………………...22
2. Анализ стилей работы руководителя коммерческой сельскохозяйственной организации ОАО «Тепличный комбинат «Берестье»………………………..26
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Тепличный комбинат «Берестье»……………………………………………..26
2.2 Оценка фактически сложившего стиля лидерства на предприятии……..29
2.3 Методика определения стиля руководства трудовым коллективом…….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...35

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 100.12 Кб (Скачать файл)

     Исследования  Левина. Возможно, самое раннее исследование эффективности стилей лидерства было проведено Куртом Левиным и его коллегами. Объектом изучения Левина были десятилетние мальчики, которых разделили на несколько групп и распределили по разным клубам по интересам. Во главе каждого клуба стоял человек, подготовленный к действиям как автократичный, демократичный и либеральный лидер. Либеральный лидер действует именно так, как подразумевает его название (от фр. “laissez-faire” – “поступай, как хочешь”). Он предоставляет подчиненным практически полную свободу в выборе целей и контроле над их работой. Авторитарное лидерство характеризовалось высокой степенью единоличной власти лидера; лидер четко определяет политику группы; она не имеет никаких полномочий. Демократичное лидерство характеризовалось распределением власти и участием работников в принятии решений. Либеральное лидерство характеризовалось минимальным участием руководителя; группе предоставлялась полная свобода действий.

     В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем  демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая  оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая  как к руководителю, так и к  другим членам группы, большая подавляемая  тревога и одновременно - более  зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным  руководством, при либеральном объем  работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах  выражается предпочтение демократичному руководителю.

     Более поздние исследования не полностью  подтвердили выводы о том, что  автократичное руководство обеспечивало более высокую продуктивность, но более низкую степень удовлетворенности, чем демократичное. Тем не менее, исследование Левина дало основу для  поисков других ученых стиля поведения, который может привести к высокой  производительности труда и высокой степени удовлетворенности [7, стр.460].

     Лидерство, ориентированное  на работу и на человека. Рэнсис Лайкерт и его коллеги в Мичиганском университете разработали альтернативную систему, сравнивая группы с высокой производительностью труда и группы с низкой производительностью в различных организациях. Они считали, что разницу в производительности может объяснить стиль лидерства. Аналогично континууму по теориям “Х” и “Y” МакГрегора, руководители групп с высокой и низкой производительностью классифицировались по континууму, находящемуся в пределах от одной крайности - сосредоточенные на работе (теория “Х”), до другой - сосредоточенные на человеке (теория “Y”). Этот континуум представлен ниже:

       
 
 
 
 

     Рисунок 3 – Континуум стилей лидерства по Лайкерту

     Примечание  – Источник:  [7, с.461]. 

     Лидер, ориентированный  на работу, также известный как лидер, ориентированный на задачу, прежде всего, заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда.

     В противоположность этому, первейшей  заботой лидера, ориентированного на человека являются люди. Он сосредоточивает внимание на повышении производительности труда путем совершенствования человеческих отношений: делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки и устанавливает для подразделения высокий уровень производительности труда.

     На  основании своих исследований, Лайкерт  сделал вывод, что стиль руководства  неизменно будет ориентированным  либо на работу, либо на человека. Не встретилось  ни одного руководителя, кто бы проявлял оба эти качества в значительной степени и одновременно. Результаты также показали, что стиль руководства, сосредоточенный на человеке, почти во всех случаях способствовал повышению производительности труда [7, с. 460-461].

     Четыре  системы Лайкерта. Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства (рис. 4):

Система 1 Система 2 Система 3 Система 4
Диктаторско-

авторитарная

Благосклонно-

авторитарная

Консультативно-

демократическая

Партисипативно-

демократическая

Рисунок 4 – Стили менеджмента по Лайкерту

Примечание  – Источник: [2, с. 461]. 

     Лайкерт описывает руководителей, относящихся к системе 1, как диктаторско-авторитарных. Эти руководители имеют характеристики автократа.

     Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в  принятии решений. Мотивация создается  вознаграждением и в некоторых  случаях - наказанием.

     Руководители  системы 3, называемой консультативной, проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется  двустороннее общение и некоторая  степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются  наверху, но многие конкретные решения  принимаются подчиненными.

     Система 4 подразумевает групповые решения  и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она - самая  действенная. Эти руководители полностью  доверяют подчиненным. Взаимоотношения  между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени  децентрализовано.

     Исследования  Лайкерта показали, что самые эффективные  руководители низового звена уделяли  внимание, прежде всего, человеческим аспектам проблем, стоящих перед  их подчиненными, и создавали отношения, основанные на взаимопомощи. Они продуманно разделяли подчиненных на производственные группы и ставили перед ними усложненные  задачи. Они использовали групповое  руководство вместо традиционных индивидуальных бесед с подчиненными [7, с. 461-462].

     Двумерная трактовка стилей лидерства. Начиная с 1945 г. группа ученых, работавшая под эгидой Бюро по исследованиям в области бизнеса в университете штата Огайо, проводила комплексное исследование и выявила серьезную ошибку в концепции разделения руководителей на тех, кто сосредоточен или только на работе, или только на человеке. Их главной находкой стало: люди могут вести себя так, что это будет одновременно ориентацией и на работу, и на человека. Они разработали систему, согласно которой поведение руководителя классифицировалось по двум параметрам: структуре и вниманию к подчиненным. Структура подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои взаимоотношения с ней. Внимание к подчиненным подразумевает поведение, которое влияет на людей, апеллируя к потребностям более высокого уровня, строя взаимоотношения на основе взаимного доверия, уважения, тепла и контакта между руководителем и подчиненными. Очень важно отметить, что уважение - это не внешнее проявление типа “похлопывания по спине”. Несколько самых распространенных типов поведения, подразумевающих внимание к подчиненным, приведены в таблице 2.

Табл. 2 – Типы поведения, связанные со структурой и вниманием к  людям

Показатель Описание
Структура - распределяет производственные роли между подчиненными;

- расписывает  задания и объясняет требования  к их выполнению;

- планирует и  составляет графики работ;

- разрабатывает  подходы к выполнению работ;

- передает свое  беспокойство о выполнении задания.

Внимание  к подчиненным - участвует  в двустороннем общении;

- допускает участие  подчиненных в принятии решений;

- общается с  людьми без угроз и предоставляет  им помощь;

- дает возможность  людям удовлетворить свои потребности,  связанные с работой.

Примечание –  Источник [7, с.463]. 

     Несмотря  на то, что самая высокая производительность ассоциировалась с руководителем, который владеет и тем и  другим стилем поведения, более поздние  исследования показали, что эта классификация применима не ко всем ситуациям [7, с.462-463].

     Управленческая  решетка. Концепция, разработанная в университете штата Огайо, была модифицирована и популяризована Блэйком и Мутоном, которые построили решетку (схему), включавшую 5 основных стилей руководства.

     Вертикальная  ось этой схемы ранжирует “заботу  о человеке” по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует “заботу  о производстве” также по шкале  от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. 
 
 
 

      забота о  человеке

       1,9 9,9

       

       5,5

       

       1,1  9,1 

     забота  о производстве

     Рисунок 5 – Решетка управления

     Примечание  – Источник: собственная разработка на основе [7].

     Блейк и Мутон описывают среднюю  и четыре крайних позиций решетки, как:

     1. 1. страх перед бедностью. Со  стороны руководителя требуется  лишь минимальное усилие, чтобы  добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

     1. 9. дом отдыха. Руководитель сосредоточивается  на хороших, теплых человеческих  взаимоотношениях, но мало заботится  об эффективности выполнения  заданий.

     9. 1. авторитет - подчинение. Руководитель  очень заботится об эффективности  выполняемой работы, но обращает  мало внимания на моральный  настрой подчиненных.

     5. 5. организация. Руководитель достигает  приемлемого качества выполнения  заданий, находя баланс эффективности  и хорошего морального настроя.

     9. 9. команда. Благодаря усиленному  вниманию к подчиненным и эффективности,  руководитель добивается того, что  подчиненные сознательно приобщаются  к целям организации. Это обеспечивает  и высокий моральный настрой,  и высокую эффективность.

     Блэйк и Мутон исходили из того, что  самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем - было поведение  руководителя в позиции 9. 9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим  подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также  поняли, что есть множество видов  деятельности, где трудно четко и  однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9. 9, тем самым повышая эффективность своей работы [7, с. 463-465].

      1. Ситуационные подходы к эффективному лидерству
 

     Ни  подход с позиций личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения  между личными качествами или  поведением руководителя, с одной  стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для руководства. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности  руководства решающую роль могут  сыграть дополнительные факторы. Эти  ситуационные факторы включают потребности  и личные качества подчиненных, характер задания, требования и воздействия  среды, а также имеющуюся у  руководителя информацию.

     Чтобы найти дополнительные факторы, теоретики  стали обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, а  на всю ситуацию в целом. Были разработаны четыре ситуационных модели: ситуационная модель руководства Фидлера; подход Митчела и Хауса “путь - цель”; теория жизненного цикла Херси и Бланшара; модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона [7, с. 468].

     Ситуационная  модель руководства  Фидлера. Модель Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:

     1. Отношения между руководителем  и членами коллектива. Подразумевают  лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю  и привлекательность личности  руководителя для исполнителей.

Информация о работе Лидер и лидерство в менеджменте и его значение в современных условиях