Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:08, курсовая работа
Отсюда, целью курсовой работы является изучение важности таких составляющих эффективного руководства как лидер и руководитель, а также выявление общих и отличительных особенностей данных понятий.
Задачи:
Описать особенности лидера и его важность в управлении.
Изучить особенности руководства в организации
Проанализировать и сравнить понятия лидерства и руководства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЛИДЕРСТВО, ВЛАСТЬ, ВЛИЯНИЕ…………………………………..6
Сущность лидерства………..…………………………………………………6
Стили лидерства………………………….…………………………………...8
Совокупность навыков лидера……………………………………………...15
Формы власти и влияния……………..……………………………………..20
ГЛАВА 2. ЛИДЕР И РУКОВОДИТЕЛЬ……………………..…………………...24
2.1 Направление изучения образа руководителя……………………………...24
Сущность руководства………………………………………………28
Основные направления исследования стиля руководства………..32
2.4 Лидер и руководитель: сравнительный анализ………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..41
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...43
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Томске
Кафедра социальной работы, менеджмента и конфликтологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Лидерство и руководство в организации
очной формы обучения
Северова Майя Алексеевна
Научный руководитель:
Старший преподаватель кафедры социальной работы
Печенкина Татьяна Иннокентьевна
Томск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ЛИДЕРСТВО, ВЛАСТЬ, ВЛИЯНИЕ…………………………………..6
ГЛАВА 2. ЛИДЕР И РУКОВОДИТЕЛЬ……………………..………………….
2.1 Направление изучения образа руководителя……………………………...24
2.4 Лидер и руководитель: сравнительный анализ………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Стратегия развития страны направлена на обеспечение высоких темпов экономического роста, повышения уровня жизни населения, снижение социального неравенства. Достижение этих целей предполагает значительное повышение конкурентоспособности отечественной экономики, рост производства и предпринимательства, развитие трудового потенциала, совершенствование человеческого фактора.
Один из главных приоритетов
социально-экономического
В подготовке профессиональных
менеджеров-руководителей
Актуальность исследования работы «Лидерство и руководство в организации» обусловлена тем, что с этим вопросом сталкивается каждый человек, который хоть каким-то образом относится к коллективу. Подавляющее большинство членов общества входят в одну или несколько организаций.
Лидер и руководитель – это два важнейших понятия, напрямую связанных с эффективным управлением организациями. Руководство – это формальная властная позиция, которая не имеет отношения к личным качествам людей 2.
Лидерство – это комплексное понятие, которое включает в себя несколько составляющих:
- ассоциация с человеческими качествами;
- процессом, в котором «ведут ведомых»;
- результат деятельности человека2.
____________________
1 Бухалков М.И. Управление персоналом. Развитие трудового потенциала. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. С. 3
2 Ладонов И.Д. Практический менеджмент. Практическое пособие. М.: Издательство «Корпоративные стратегии», 2004. С. 15.
Степень разработки проблемы. Анализ литературы по теме исследования говорит о том, что лидерство и руководство в организации находится во всеобщем внимании, как зарубежных так и отечественных исследователей.
В работах Е. И. Холостовой «Организация, управление и администрирование в социальной работе» рассматриваются понятии руководитель, менеджер, лидер; также раскрыты стили лидерства и требования для руководителя.
Грошев И.В. в своей работе
«организационная культура»
Вересов Н.Н. «Психология
Такие авторы как Вудкок М. и Фрэнсис Д. в своей работе «Раскрепощенный менеджер» определяют рассматривают лидера – как человека, играющего в группе ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей»3. С их точки зрения, «Лидер организации – человек, эффективно осуществляющий формальное руководство и лидерство»3.
Также среди отечественных
Отсюда, целью курсовой работы является изучение важности таких составляющих эффективного руководства как лидер и руководитель, а также выявление общих и отличительных особенностей данных понятий.
Задачи:
___________________
3 Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. – М.: «Дело», 2004. С. 35.
Объектом исследования явились особенности лидерства и руководства в организации.
Предметом данного исследования является анализ понятий лидер и руководитель в управлении.
Для изучения данного вопроса и достижения поставленных задач в работе использован теоретический метод, такой как анализ научной литературы.
ГЛАВА 1. ЛИДЕРСТВО, ВЛАСТЬ, ВЛИЯНИЕ
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора было. Было проведено очень много исследований. Тем не менее, все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться 4.
Если понятие лидерства уходит своими корнями в ведение, значит, есть, собственно, ведущий, то есть лидер, и есть ведомые — те, кто следует за лидером. Легко согласиться, что настоящий лидер должен иметь последователей. Тогда лидерство можно оценивать наличием самих последователей или командой, идущей за ним5.
Лидерство — это процесс воздействия на людей, порожденный системой неформальных отношений6.
Природа лидерства может быть
лучше понята, если его сравнить
с собственно управлением.
Так если взять в качестве
примера директора завода, то
по должности он является
4 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004. – С. 470.
5 Тихонов А.К. Лидерство. //Вестник НЛП. – 2012. - №25- С. 5.
6 Жуков Г.С., Шиморина Е.Ф., Шиморин С.В. Социально-психологические условия эффективного управления коллективом. Коллективная монография. – М.: Издательство «Спутник+», 2009. – С. 5
7 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004.– С. 470.
формальным лидерством. Однако в своем влиянии на людей директор не может полагаться только на занимаемую должность. Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть, и любовью работников за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.
Процесс влияния через
В ходе изучения проблемы
Вышеприведенные определения
Важно также отметить, что управленческое
взаимодействие типа «лидер –
последователь» не обязательно
предполагает его
____________________
8 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004. – С. 471.
1.2 Стили лидерства
Эффективность лидерства определяется не только личностными качествами, но и манерой, стилем поведения человека по отношению к подчиненным.
По определению Е.Бабосова, стиль лидерства – это в контексте управления – привычная манера поведения лидера по отношению к подчиненным, ориентированная на то, чтобы побуждать их к выполнению поставленных перед группой задач, к достижению стоящей перед ней целью.
При всех особенностях деятельности лидеров в различных общностях и различных ситуациях, выделяется три основных стиля лидерства, которые в реальной практике социального управления редко встречаются в чистом виде: демократический, авторитарный и попустительский (по К.Левину)10.
Ориентация лидера на демократический стиль поведения предполагает учет интересов, потребностей, стремлений и мнений членов группы (организации), а также их привлечение к разработке и реализации решений (партисипативный принцип в менеджменте). Авторитарный стиль характеризуется единоличным управленческим воздействием на подчиненных, основанным на угрозе санкций. Попустительский стиль предполагает малую степень влияния на деятельность группы (организации), которая зачастую функционирует как бы самостоятельно, стихийно11.
Если выделить формальную и содержательную стороны, характеризующие различные стили лидерства, то мы получим картину, представленную в таблице 1.
___________________
10 Blake R., Mount J. The versatile manager. A grid profile. Inc/ Austin. Texas. 1986. P. 71.
11 Зайцев Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2011. – С. 76.
Таблица 1
Сравнительная характеристика стилей лидерства (по К.Левину)
Стили лидерства |
Формальная сторона |
Содержательная сторона |
Демократический |
Инструкции в форме предложений. Товарищеский тон в отношениях с сослуживцами. Похвала и порицание – на основе советов с членами группы. Распоряжения и запреты – через дискуссии. Позиция лидера – внутри группы. |
Мероприятия планируются
и обсуждаются в группе. Все
виды деятельности, ее содержание предлагаются
коллегиально, обсуждаются. По ключевым
вопросам принимаются общие решения.
За реализуемость предложений |
Авторитарный |
Инструкции и распоряжения
в форме приказов. В отношениях
с подчиненными – командная речь.
Похвала и порицание |
Мероприятия планируются заранее лидером, а группа должна их осуществлять. За реализуемость распоряжений отвечают уполномоченные на это люди. Вся деятельность в организации осуществляется неукоснительно по распоряжению руководителя. Все ключевые вопросы решаются единолично лидером. Власть покоится на подчинении. |
Попустительский |
Инструкции и распоряжения – конвенциональны, могут изменятся по согласованию с группой или с ее отдельными представителями. Отношения с сослуживцами формально-безразличные, отсутствие делового сотрудничества. Отсутствие похвалы и порицания. Запреты фактически отсутствуют. Позиция лидера – незаметна, в стороне от группы. |
Деятельность группы осуществляется сама собой, без четко запланированных мероприятий, стихийно, исходя часто из интересов отдельных членов группы. За реализацию предложений никто не отвечает. Лидер не дает указаний, не определяет ключевые вопросы. Существует вакуум власти. |