Лидерство и руководство в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Отсюда, целью курсовой работы является изучение важности таких составляющих эффективного руководства как лидер и руководитель, а также выявление общих и отличительных особенностей данных понятий.
Задачи:
Описать особенности лидера и его важность в управлении.
Изучить особенности руководства в организации
Проанализировать и сравнить понятия лидерства и руководства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЛИДЕРСТВО, ВЛАСТЬ, ВЛИЯНИЕ…………………………………..6
Сущность лидерства………..…………………………………………………6
Стили лидерства………………………….…………………………………...8
Совокупность навыков лидера……………………………………………...15
Формы власти и влияния……………..……………………………………..20
ГЛАВА 2. ЛИДЕР И РУКОВОДИТЕЛЬ……………………..…………………...24
2.1 Направление изучения образа руководителя……………………………...24
Сущность руководства………………………………………………28
Основные направления исследования стиля руководства………..32
2.4 Лидер и руководитель: сравнительный анализ………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..41
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Лидерство и руководство в организации.docx

— 109.85 Кб (Скачать файл)

                 

           В своем исследовании Ф. Фидлер выделил два стиля лидера – жесткий и мягкий. Лидер с жестким стилем ориентирован, прежде всего, на достижение задач, выполнение принятых решений. Лидер с мягким стилем отдает предпочтение установлению и поддержанию хороших межличностных отношений и усилению личного положения55.

 

           Управленческая решетка Р.Блейка и Дж.Моутон. В начале 80-х годов появилась концепция «управленческой решетки», созданная американскими психологами Робертом Блейком и Джейн Моутон.

 

           Управленческая решетка включает в себя две доминирующие ориентации в работе менеджеров. Первая – внимание к решению производственных проблем и задач и вторая – внимание к людям. Термин «производство» означает не только изготовление материальных благ, но и осуществление продаж, расчетов, обслуживания покупателей, клиентов, пациентов и т.д.

 

           Управленческая решетка Роберта Блейка и Джейн Моутон оказала значительное влияние на диагностику организаций и деятельности менеджеров, позволяя выявить ограничения и на этой основе разрабатывать и осуществлять программы организационного развития56.

 

           Концепция эффективного управления Г.Питерса и Р. Уотермена. В 80-х годах получает распространение концепция эффективного управления, созданная американскими специалистами Г.Питерсом и Р.Уотерменом. Их совместная монография «В поисках эффективного управления» (издана на русском языке в (1986), а также работа Р. Уотермена «Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании» (1988) были и до сих пор остаются настольными книгами руководителей разных стран.

 

           С практической точки зрения главным в этой концепции является осознание двух видов факторов применительно к деятельности предприятий, подразделений, руководителя – «своих» и или «чужих».

____________________

55 Холостова Е.И., Комаров Е.И., Прохорова О.Г. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. – М.: Юрайт, 2012. С. 347.

 

56 Холостова Е.И., Комаров Е.И., Прохорова О.Г. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. – М.: Юрайт, 2012. С. 348-350.

    1. Факторы эффективности – то, что способствует достижению необходимых количественных и качественных результатов, или, другими словами, из чего складывается «наша сила»;

 

    1. Факторы неэффективности – то, в чем заключаются наши слабости, недостаточная конкурентоспособность, малая или низкая эффективность.

 

           Согласно данной концепции, название стиля управления не имеет принципиального значения, поскольку оно недостаточно информативно для понимания эффективности/неэффективности. Весьма важна та информация, которая раскрывает особенности или стиль достижения результатов – высоких, средних или низких.

 

           На этой концептуальной основе построены многие современные методики анализа и совершенствования стиля управления, начиная с экспресс--методик и заканчивая так называемыми «глубокими методиками», которые отличаются большой трудоемкостью при их использовании57.

 

           В рамках своей концепции Питерс Г. и Уотермен Р. определили главные составляющие эффективного стиля руководителей.

 

    1. Ориентация на действия и упорный труд. Руководители умеют извлекать уроки из ошибок, неудач, промахов – как своих, так и чужих. Оставаясь активными, становятся мудрее.

 

    1. Руководители  внимательны к подчиненным, которые отвечают им тем же - не отгораживаются от людей и практически осваивают искусство человеческого общения.

 

    1. В компании поощряются самостоятельность и творчество. Несамостоятельный руководитель просто не может быть руководителем, потому что он является всего-навсего исполнителем. Его постоянно лишают привилегии быть руководителем.

 

____________________

57 Холостова Е.И., Комаров Е.И., Прохорова О.Г. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. – М.: Юрайт, 2012. С. 350-351.

 

 

    1. Результаты – от человека. Условия для достижения требуемых результатов должен создавать руководитель. Если от человека ждут высокого результата и не создают условий или, по крайней мере мешают в их создании - никакая система стимулирования не поможет.

 

    1. Преданность выбранному делу: если руководитель раздваивается и одно мешает другому, напрасно ждать от него профессиональной работы и результатов. Он просто мешает самому себе.

 

    1. Нет никаких сложных процедур, структур и форм: все очень просто, ясно, четко и экономично. Время тратится рационально и продуктивно.

 

    1. Поддерживаются и развиваются традиции и ценности, свойственные данному коллективу, – ломать хорошие традиции означает ломку людей и того, что им дорого.

 

    1. Каждый в системе управления за что-то отвечает: важно добиться, чтобы каждый осознавал ответственность в меру своей самостоятельности и спроса58.

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________

58 Холостова Е.И., Комаров Е.И., Прохорова О.Г. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. – М.: Юрайт, 2012. С. 351.

    1. Лидер и руководитель: сравнительный анализ

 

           Сущность лидерства состоит в наличии последователей; то есть человек становится лидером именно благодаря готовности людей следовать за ним. Люди склонны следовать за теми, кто яснее и четче может сформулировать стоящие перед ними цели и задачи; определить пути и способы их достижения  / решения; способен предоставить им средства для удовлетворения их собственных желаний, стремлений, потребностей. Это означает, что лидерство и личностная мотивация поступков тесно взаимосвязаны. Самое важное, что лидеры способны не только улавливать эти мотивации, но и усиливать или ослаблять их посредством своего влияния и устанавливаемого ими организационного климата59.

 

           Лидерство подразумевает вести  за собой людей, руководить  ими, направлять их и быть  впереди. Замечено, что при руководителе-лидере  сотрудники работают на 30% лучше,  чем при обычном начальнике60.

 

           Технология лидерства включает  в себя четыре элемента:

 

    1. Умение лучше других видеть цель совместной деятельности группы;
    2. Способность понимать мотивы, движущие людьми в разное время и в различных ситуациях (в т.ч. интуитивно);
    3. Способность вдохновлять людей на достижение целей;
    4. Умение действовать так, чтобы создавать в группе атмосферу для возникновения мотиваций, соответствующих достижению групповых целей61.

 

 

 

 

           Отсюда главная проблема лидерства  – это проблема выяснения и  приведения в действие механизмов  групповой интеграции вокруг  одной личности или определенной  группы руководителей.          

___________________

59 Бабосов Бабосов Е.М. Социология управления. Учебное пособие. - 5-е изд. - Мн. : ТетраСистемс, 2006. – С. 252

60 Семаков А.В. Лидерство и карьера: экспертное мнение // Обучение и карьера. 2007. № 12. С. 22.

61 Зайцев Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2011. – С. 73.

           Соответственно, возникает вопрос: лидер и руководитель – одно и то же или нет?

           Анализ сущностных характеристик  данных понятий, а также социальной  практики показывает их различие. Во-первых, лидер обычно выдвигается  «снизу», в то время как руководителя  в большинстве случаев назначают  «сверху»62.

           Во-вторых, лидер обычно находится  впереди социальной группы, как  бы ведет ее, выступает в качестве  своеобразного «ледокола»; в то  же время руководитель обычно  занимает центральное место в  управленческой системе, он окружен  заместителями, и его основная  функция сводится к управлению  своими подчиненными.

           Таблица 263

           Различия между руководителем и лидером

Руководитель 

Лидер

Руководитель – это  официальное лицо

Лидер появляется стихийно / закономерно и не является официальным  лицом

Руководитель наделяется (в соответствии с нормативными документами) определенными официальными полномочиями

Лидер «завоевывает» свои права благодаря личным качествам

Основываясь на предоставленных  полномочиях, руководитель воздействует на подчиненных

Лидер не имеет официальных  полномочий и его влияние основывается на «полномочиях личных качеств»

Руководитель может действовать  во внешней среде, основываясь на официальных отношениях между «своей»  и другими организациями

Лидер ограничен внутригрупповыми (внутриколлективными) отношениями

Руководитель несет ответственность  перед законом за состояние дел  в группе, коллективе, организации  в целом

На лидера не распространяется официальная ответственность. Он может  нести только моральную ответственность


 

           В целом лидерство выступает  как разновидность власти, как  своеобразный управленческий статус, позволяющий лидеру оказывать  руководящее влияние на других  людей, принимать решения, которым  подчиняются члены группы или  их большинство. Человек становится  лидером вследствие ряда условий:

    1. Возникновение определенной социальной ситуации, которая предполагает определенные действия людей и формирует потребность в определенном типе лидерства;
    2. Наличие определенных ожиданий к потенциальному лидеру со стороны социальной группы;
    3. Наличие у потенциального лидера определенных черт личности, способностей, воли, красноречия, уменя повести за собой и т.п.64

           Однако чтобы лидер мог успешно  выполнять функции управления, он  должен обладать целым рядом  личностных качеств. Это:

 

           Во-первых, активность, инициативность, высокая степень уверенности  в себе, впечатляющая внешность (непохожесть на большинство людей), надежность, умение мобилизовать людей и сплотить их вокруг себя; харизматичность, одаренность;

 

           Во-вторых, высокий уровень развития  интеллекта, стремление к знаниям,  высокий профессионализм, способность  и умение формулировать четкие  цели и задачи, способы их решения,  достижения; способность к стратегическому  планированию.

 

 

 

 

____________________

62 Семаков А.В. Лидерство и карьера: экспертное мнение // Обучение и карьера. 2007. № 12. С. 22.

63 Бабосов Е.М. Социология управления. Учебное пособие. - 5-е изд. - Мн. : ТетраСистемс, 2006.– С. 255

64 Холостова Е.И., Комаров Е.И., Прохорова О.Г. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. – М.: Юрайт, 2012. С. 340-341.

           В жизни общества наиболее  часто лидерами становились те, у кого наблюдалось наличие,  прежде всего, качеств первого  порядка (например, Ульянов Ленин). На первый план всегда выступает,  наряду с внешностью человека, его способность к красноречию,  то есть к умению четко, в  понятной форме выражать свои  мысли, использую разнообразные  лингвистические средства (речевые  обороты, синтаксические конструкции,  «красивые слова»). Однако только  красноречие не позволит удержать  ритору аудиторию, если он не  будет общаться с ней, налаживать  в ходе своей речи невербальный  контакт с людьми.

Информация о работе Лидерство и руководство в организации