Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:08, курсовая работа
Отсюда, целью курсовой работы является изучение важности таких составляющих эффективного руководства как лидер и руководитель, а также выявление общих и отличительных особенностей данных понятий.
Задачи:
Описать особенности лидера и его важность в управлении.
Изучить особенности руководства в организации
Проанализировать и сравнить понятия лидерства и руководства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЛИДЕРСТВО, ВЛАСТЬ, ВЛИЯНИЕ…………………………………..6
Сущность лидерства………..…………………………………………………6
Стили лидерства………………………….…………………………………...8
Совокупность навыков лидера……………………………………………...15
Формы власти и влияния……………..……………………………………..20
ГЛАВА 2. ЛИДЕР И РУКОВОДИТЕЛЬ……………………..…………………...24
2.1 Направление изучения образа руководителя……………………………...24
Сущность руководства………………………………………………28
Основные направления исследования стиля руководства………..32
2.4 Лидер и руководитель: сравнительный анализ………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..41
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...43
В своем исследовании Ф. Фидлер выделил два стиля лидера – жесткий и мягкий. Лидер с жестким стилем ориентирован, прежде всего, на достижение задач, выполнение принятых решений. Лидер с мягким стилем отдает предпочтение установлению и поддержанию хороших межличностных отношений и усилению личного положения55.
Управленческая решетка Р.Блейка и Дж.Моутон. В начале 80-х годов появилась концепция «управленческой решетки», созданная американскими психологами Робертом Блейком и Джейн Моутон.
Управленческая решетка включает в себя две доминирующие ориентации в работе менеджеров. Первая – внимание к решению производственных проблем и задач и вторая – внимание к людям. Термин «производство» означает не только изготовление материальных благ, но и осуществление продаж, расчетов, обслуживания покупателей, клиентов, пациентов и т.д.
Управленческая решетка Роберта Блейка и Джейн Моутон оказала значительное влияние на диагностику организаций и деятельности менеджеров, позволяя выявить ограничения и на этой основе разрабатывать и осуществлять программы организационного развития56.
Концепция эффективного управления Г.Питерса и Р. Уотермена. В 80-х годах получает распространение концепция эффективного управления, созданная американскими специалистами Г.Питерсом и Р.Уотерменом. Их совместная монография «В поисках эффективного управления» (издана на русском языке в (1986), а также работа Р. Уотермена «Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании» (1988) были и до сих пор остаются настольными книгами руководителей разных стран.
С практической точки зрения главным в этой концепции является осознание двух видов факторов применительно к деятельности предприятий, подразделений, руководителя – «своих» и или «чужих».
____________________
55 Холостова Е.И., Комаров Е.И., Прохорова О.Г. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. – М.: Юрайт, 2012. С. 347.
56 Холостова Е.И., Комаров Е.И., Прохорова О.Г. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. – М.: Юрайт, 2012. С. 348-350.
Согласно данной концепции, название стиля управления не имеет принципиального значения, поскольку оно недостаточно информативно для понимания эффективности/неэффективности. Весьма важна та информация, которая раскрывает особенности или стиль достижения результатов – высоких, средних или низких.
На этой концептуальной основе построены многие современные методики анализа и совершенствования стиля управления, начиная с экспресс--методик и заканчивая так называемыми «глубокими методиками», которые отличаются большой трудоемкостью при их использовании57.
В рамках своей концепции Питерс Г. и Уотермен Р. определили главные составляющие эффективного стиля руководителей.
____________________
57 Холостова Е.И., Комаров Е.И., Прохорова О.Г. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. – М.: Юрайт, 2012. С. 350-351.
____________________
58 Холостова Е.И., Комаров Е.И., Прохорова О.Г. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. – М.: Юрайт, 2012. С. 351.
Сущность лидерства состоит в наличии последователей; то есть человек становится лидером именно благодаря готовности людей следовать за ним. Люди склонны следовать за теми, кто яснее и четче может сформулировать стоящие перед ними цели и задачи; определить пути и способы их достижения / решения; способен предоставить им средства для удовлетворения их собственных желаний, стремлений, потребностей. Это означает, что лидерство и личностная мотивация поступков тесно взаимосвязаны. Самое важное, что лидеры способны не только улавливать эти мотивации, но и усиливать или ослаблять их посредством своего влияния и устанавливаемого ими организационного климата59.
Лидерство подразумевает вести за собой людей, руководить ими, направлять их и быть впереди. Замечено, что при руководителе-лидере сотрудники работают на 30% лучше, чем при обычном начальнике60.
Технология лидерства включает в себя четыре элемента:
Отсюда главная проблема
___________________
59 Бабосов Бабосов Е.М. Социология управления. Учебное пособие. - 5-е изд. - Мн. : ТетраСистемс, 2006. – С. 252
60 Семаков А.В. Лидерство и карьера: экспертное мнение // Обучение и карьера. 2007. № 12. С. 22.
61 Зайцев Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2011. – С. 73.
Соответственно, возникает вопрос: лидер и руководитель – одно и то же или нет?
Анализ сущностных
Во-вторых, лидер обычно находится
впереди социальной группы, как
бы ведет ее, выступает в качестве
своеобразного «ледокола»; в то
же время руководитель обычно
занимает центральное место в
управленческой системе, он
Таблица 263
Различия между руководителем и лидером
Руководитель |
Лидер |
Руководитель – это официальное лицо |
Лидер появляется стихийно / закономерно и не является официальным лицом |
Руководитель наделяется (в соответствии с нормативными документами) определенными официальными полномочиями |
Лидер «завоевывает» свои права благодаря личным качествам |
Основываясь на предоставленных полномочиях, руководитель воздействует на подчиненных |
Лидер не имеет официальных полномочий и его влияние основывается на «полномочиях личных качеств» |
Руководитель может |
Лидер ограничен внутригрупповыми (внутриколлективными) отношениями |
Руководитель несет |
На лидера не распространяется официальная ответственность. Он может нести только моральную ответственность |
В целом лидерство выступает
как разновидность власти, как
своеобразный управленческий
Однако чтобы лидер мог
Во-первых, активность, инициативность, высокая степень уверенности в себе, впечатляющая внешность (непохожесть на большинство людей), надежность, умение мобилизовать людей и сплотить их вокруг себя; харизматичность, одаренность;
Во-вторых, высокий уровень развития
интеллекта, стремление к знаниям,
высокий профессионализм,
____________________
62 Семаков А.В. Лидерство и карьера: экспертное мнение // Обучение и карьера. 2007. № 12. С. 22.
63 Бабосов Е.М. Социология управления. Учебное пособие. - 5-е изд. - Мн. : ТетраСистемс, 2006.– С. 255
64 Холостова Е.И., Комаров Е.И., Прохорова О.Г. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. – М.: Юрайт, 2012. С. 340-341.
В жизни общества наиболее
часто лидерами становились те,
у кого наблюдалось наличие,
прежде всего, качеств первого
порядка (например, Ульянов Ленин).
На первый план всегда