Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:08, курсовая работа
Отсюда, целью курсовой работы является изучение важности таких составляющих эффективного руководства как лидер и руководитель, а также выявление общих и отличительных особенностей данных понятий.
Задачи:
Описать особенности лидера и его важность в управлении.
Изучить особенности руководства в организации
Проанализировать и сравнить понятия лидерства и руководства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЛИДЕРСТВО, ВЛАСТЬ, ВЛИЯНИЕ…………………………………..6
Сущность лидерства………..…………………………………………………6
Стили лидерства………………………….…………………………………...8
Совокупность навыков лидера……………………………………………...15
Формы власти и влияния……………..……………………………………..20
ГЛАВА 2. ЛИДЕР И РУКОВОДИТЕЛЬ……………………..…………………...24
2.1 Направление изучения образа руководителя……………………………...24
Сущность руководства………………………………………………28
Основные направления исследования стиля руководства………..32
2.4 Лидер и руководитель: сравнительный анализ………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..41
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...43
Сам К.Левин установил, что объективные показатели продуктивности у демократического и авторитарного стилей одинаковы. Было выявлено, что в некоторых случаях авторитарный стиль управления более эффективен, чем демократический. Например, это наблюдается в экстремальных ситуациях, требующих немедленного решения; когда квалификация работников и их общий уровень являются достаточно низкими 9установлена обратная зависимость между уровнем развития работников и необходимостью использования авторитарного стиля управления); а также – некоторые люди, в силу своих психологических особенностей, предпочитают, чтобы ими руководили авторитарно. Более того, было установлено, что демократический и авторитарный стили управления в чистом виде не встречаются. Каждый руководитель, в зависимости от ситуации и своих личностных качеств, бывает и «демократом», и «диктатором». Часто крайне сложно распознать, какого стиля управления придерживается на самом деле руководитель (как эффективный, так и неэффективный)12.
____________________
12 Зайцев Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2011. – С. 78.
Иногда форма и содержание работы руководителя не совпадают: авторитарный, по сути, руководитель ведет себя внешне демократично (улыбается, вежлив, благодарит за участие в дискуссии, но решение принимает единолично и до начала самой дискуссии) и наоборот. Кроме того, многое зависит от ситуации – в некоторых ситуациях руководитель действует авторитарно, а в других – демократично.
Таким образом, эффективность управления не зависит на 100 % от стиля управления, а это значит, что способ принятия решений не может однозначно выступать в качестве критерия эффективного управления.
С учетом непостоянства современного мира, высокой степени изменчивости социальных отношений, структур, процессов и, следовательно, потребности быстрой адаптации к новым условиям, выделяют четвертый стиль лидерства – адаптивный. Данный стиль представляет собой органичный синтез различных стилей поведения в соответствии с требованиями окружающей жизни, реальной ситуации. Он исходит из необходимости проявления гибкости в деятельности руководителя и его группы13.
Данный стиль ориентирован. Прежде всего, на изменяющуюся реальность, новые задачи и условия жизнедеятельности группы (организации), трансформацию критериев оценки результативности как деятельности лидера, так и группы в целом. Это означает, как пишет Е.Басов, что в одних случаях лидер должен уметь выступить в роли знаменосца, вдохновителя, имеющего собственное видение реальности и тенденций ее развития, выдвинуть привлекательный для масс идеал (Иисус Христос, Будда, Магомет, М.Л. Кинг, а также основатели революционных и политических движений. Преобразователи общества – Петр I, Наполеон, Ленин, Ганди). В других случаях и ситуациях лидер обязан выступить в роли служителя – выразителя интересов своих приверженцев и избирателей, выступая и действуя от их имени (например, Л. Брежнев, Ф. Рузвельт). В совершенно иных ситуациях лидер может стать зазывалой-торговцем, способным привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить массы в их преимуществах, заставить «купить» эти идеи или «купиться» на них, а затем привлечь к реализации данных идей. Типичный пример такого лидера – А. Гитлер, Р. Рейган14.
___________________
13 Зайцев Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2011. – С. 78.
14 Зайцев Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2011. – С. 79.
В реальности, чтобы осуществлять эффективное лидерство, желательно овладеть несколькими из представленных черт и научится адекватно применять каждую из них в совершенно конкретной ситуации.
Однако выбор лидером того или иного стиля поведения зависит не только от особенностей сложившегося социально-экономического контекста, но и от следующих факторов:
- цель и задачи, решаемые группой, их четкость, ресурсное обеспечение;
- должностные ресурсы руководителя (объем, социальная реальность должностного положения, возможность привлечения дополнительных административных ресурсов извне (например, поддержка министерства));
- степень поддержки лидера группой, которой он руководит;
- специфика отношений лидера с членами группы (строго официальные, дружеские и т.п.), наличие авторитета15.
Некоторые руководители в
- начальственно крикливый тон по отношению к подчиненным, стремление «командовать»;
- заискивание перед
- чрезмерная снисходительность
к подчиненным, желание
Рекламирование себя перед
____________________
15 Зайцев Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2011. – 79 – С. 80.
16 Левитов Н.Д. Психология труда. – М., 1963. – С. 316
С учетом этого для укрепления
авторитета руководителя
Все это создает тот общий
фон, на котором
Настоящее руководство
- руководитель контролирует
- подходит к оценке
- объективно поощряет каждого за достигнутые результаты и критикует за недостатки;
- предваряет критику ошибок
- критикует строго доказательно,
опираясь на конкретные факты,
методику и нормативно-
- выдвигает конкретные и
____________________
17 Зайцев Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2011. – С. 79 - 80.
18 Зайцев Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2011. – С. 79 – 81 .
При этом всякое требование
должно быть реальным, соответствующим
объективным условиям и
В контексте указанных выше
стилей лидерства реализуются
различные способы принятия
- автократический («Мы поступим так»);
- бюрократический («Необходимо
- технократический («Лучше поступить так»);
- демократический («Как нам поступить?»)19.
Выбор руководителем того или иного способа зависит от его ценностных установок, конкретной ситуации, а также от стиля лидерства, которого он придерживается. В социальной работе лидерство, прежде всего, предполагает оперативную и эффективную организацию процесса социального обслуживания категорий людей, нуждающихся в социальной поддержке, помощи и защите. Проявление лидерства в данной сфере имеет те же черты, что и в иных сферах жизнедеятельности общества (описанных выше).
Специфика заключается в том,
что чаще всего феномен
____________________
19 Красовский Ю. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы (на материалах 120 российских компаний). Практическое пособие. – М.:ИНФРА-М, 2006. С. 62.
20 Зайцев Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2011. – С. 79 – 82.
В целом, конечно, успешность
социального управления
Первый навык «Проактивность»
- это способность активно
Человек в своей деятельности
всегда осуществляет свой
При этом обычный человек чаще
всего стремится отложить свой
выбор, надеется, что сделают за
него, не стремится брать на
себя ответственность,
Второй навык «Ориентация на
конечный результат». Данный навык
предполагает, что лидер в своих
устремлениях, действиях руководствуется
не решением сиюминутных
____________________
21 Бабосов Е.М. Социология управления. Учебное пособие. - 5-е изд. - Мн. : ТетраСистемс, 2006. – С. 263-275.
22 Зайцев Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2011. – С. 79 - 82.
23 Зайцев Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2011. – С. 83.
Третий навык «Ориентация на
цель и приоритеты». Данный
навык является логичным
Отсюда первостепенной задачей руководителя выступает тайм-менеджмент, в основе которого дистанцирование от дел-помех (разбор корреспонденции, «просеивание» различных звонков, посещение, «наверное, важных» мероприятий, праздное времяпрепровождение).