Лидерство и руководство в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Отсюда, целью курсовой работы является изучение важности таких составляющих эффективного руководства как лидер и руководитель, а также выявление общих и отличительных особенностей данных понятий.
Задачи:
Описать особенности лидера и его важность в управлении.
Изучить особенности руководства в организации
Проанализировать и сравнить понятия лидерства и руководства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЛИДЕРСТВО, ВЛАСТЬ, ВЛИЯНИЕ…………………………………..6
Сущность лидерства………..…………………………………………………6
Стили лидерства………………………….…………………………………...8
Совокупность навыков лидера……………………………………………...15
Формы власти и влияния……………..……………………………………..20
ГЛАВА 2. ЛИДЕР И РУКОВОДИТЕЛЬ……………………..…………………...24
2.1 Направление изучения образа руководителя……………………………...24
Сущность руководства………………………………………………28
Основные направления исследования стиля руководства………..32
2.4 Лидер и руководитель: сравнительный анализ………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..41
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Лидерство и руководство в организации.docx

— 109.85 Кб (Скачать файл)

           Многое из перечисленного можно передать другим (например, секретарю).

           На первый план должны выдвигаться  дела, связанные с решением неотложных  проблем, преодолением кризисов, срывом проектов, а главное –  профилактикой данных ситуаций, поиском новых возможностей, планированием,  прогнозированием и программированием;  разумным отдыхом.

           Главным критерием срочности  / важности того или иного дела  выступает степень его полезности  для достижения намеченной цели, успешного развития группы (организации).

           Четвертый навык «Установка на  выигрыш / выигрыш». Основу межличностного взаимодействия составляет реализация людьми различных моделей поведения. Чаще всего лидерами, особенно если параллельно они являются руководителями организации, применяется наступательная стратегия «выигрыш / проигрыш». Ее суть такова: «Будет по-моему, а не по-твоему». Люди с таким менталитетом и установкой используют любые преимущества (власть, социальное положение, авторитет, связи, собственность, силу воли и т.п.), чтобы настоять на своем, продемонстрировать свое превосходство. Однако такая установка относительно эффективно срабатывает в чрезвычайных ситуациях, но часто бесполезна и даже пагубна для процесса активного взаимодействия, взаимоподдержки людьми друг друга. 

           Пятый навык «Понимание других».  Суть навыка заключается в  наличии умения понять другого  человека, услышать его, сопоставить  его позицию со своей и на  основе анализа,  рефлексии этого  прийти к консенсуальному решению,  т.е. устраивающему всех. Чаще  всего в жизни люди, а в особенности  руководители, либо игнорируют говорящего, либо делают вид, что слушают его. Достаточно редко мы действительно внимательно слушаем, сосредоточившись на предмете разговора. Еще реже мы проявляем эмпатию к собеседнику, т.е. слушаем сопереживая. Эмпатийное слушание позволяет нам встать на точку зрения человека, понять его позицию, проблему не только на рациональном (интеллектуальном) уровне, но и на эмоциональном. Это, в свою очередь, определяет возникновение доверительных отношений и даже дружеских24.

           Шестой навык «Творческая кооперация».  Реализация навыка направлена  на обеспечение единства действий  всех членов группы (организации)  с ориентацией на стимулирование  творческой активности каждого.  Фактически данный навык синтезирует  сущность всех предыдущих навыков.  Он предполагае6т взаимодействие  основных человеческих способностей (самосознания, воображения, совести,  воли) с творческой активностью,  установкой на «выигрыш - выигрыш», умением предвидеть, верно выбирать цели и приоритеты, слушать – сопереживать, ради совместных действий, коллективного решения проблем и преодоления трудностей25.

            Седьмой навык «Сбалансированное  самосовершенствование» позволяет  сохранять и поддерживать в  активном, творческом состоянии  лидера. Навык включает четыре  основных изменения личности  – физическое, интеллектуальное, социально-эмоциональное,  духовное. Кратко раскроем сущность  каждого измерения.

    1. Физическое самосовершенствование предполагает постоянную заботу человека о своем теле, что, прежде всего, требует правильного питания, разумного графика работы и отдыха, занятий спортом.
    2. Интеллектуальное саморазвитие достигается посредством систематического обучения, самообразования. У любого человека достаточно сильно развита потребность в познании нового.

 

 

____________________

24 Зайцев Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2011. – С. 85.

25 Зайцев Д.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2011. – С. 86.

           Однако в ходе нашей жизни она фактически атрофируется в силу недостатка воли у человека, сил побеждать свою лень, инертность, при чем каждый день лидер, руководитель, если хотят и дальше управлять социальными процессами, обязаны постоянно совершенствовать свой интеллектуальный уровень, расширять кругозор, тренировать позитивные личностные качества.

    1. Социально-эмоциональное саморазвитие происходит в нашей повседневной жизни, в процессе общения с различными людьми. Его успешность зависит от нашего отношения к людям, к их достоинствам и недостаткам, их манере поведения, стилю жизни, моделям деятельности. С одной стороны, можно относится к людям как к ничтожествам, мешающим нам жить, стремящимся нас обогнать в карьерном росте, занимающимся только сплетнями и глупостями. С другой стороны, можно рассматривать каждого человека как личность, которая стремится сделать лучше окружающий мир и наша задача помочь человеку в этом, поддержать его, повысить его значимость и самооценку.

Чем выше мы сумели поднять  других людей в своем и их собственно мнении, тем выше в социально-психоэмоциональном отношении мы поднимемся сами, разовьем в себе все, что есть в нас лучшего26.

    1. Духовное совершенствование – это ядро личности, которое, оставаясь постоянным, тем не менее должно постоянно обогащаться новыми духовными ценностями. Это может происходить посредством чтения художественной или религиозной литературы, занятий музыкой, живописью, поэзией, общения с природой.

По мнению Р. Кийосаки, эффективный руководитель должен уметь:

- управлять личным временем;

- управлять людьми;

- управлять денежными  потоками (знать бухгалтерию и  философию денег)27.

____________________

26 К слову: «Большой человек – протянет руку, мелюзга – подставит ногу» (В. Георгиев).

27 Кийосаки , Богатый папа, Бедный папа. [Электронный ресурс]: Ваше финансовое образование. URL: // http//www.cashflow-game.narod.ru (Дата обращения 22.04.2013)

           В целом овладение человеком  указанными навыками определяет  создание предпосылок для эффективного  менеджмента, условий для сплочения  группы, ее сбалансированного динамичного  развития, продуктивной деятельности  по достижению конечной цели. Серия социологических и социально-психологических исследований, проведенных под руководством Е. Бабосова, Ю. Лунева, показали, что в 80 % случаев внутригруппового и межгруппового взаимодействия именно лидеры играют главную роль в определении моделей поведения своей группы, типах и степени ее сотрудничества с другими группами, службами, социальными институтами и т.п.28, то есть определяют эффективность ее деятельности. В обществе лидеры составляют всего 3-5% от общего населения страны, при потребности – 12-15%29. В деятельности руководителя / лидера особую роль играет принцип ответственности. Ошибки руководителей / лидеров ведут к потерям, которые трудно потом возместить большому количеству людей. Ответственное решение – это, прежде всего, квалифицированное решение. Поэтому всякая ответственность связана с непрерывным процессом образования, с овладением знаниями, профессиональными умениями, постижением внутренних связей и закономерностей того дела, которым человек руководит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________

28 Бабосов Е.М. Социология управления. Учебное пособие. - 5-е изд. - Мн. : ТетраСистемс, 2006. – С. 276.

  1. Семаков А.В. Лидерство и карьера: экспертное мнение // Обучение и карьера. 2007. № 12. С.  22.

 

 

1.4 Формы власти и влияния

           Организация включает в себя многочисленные культурные комплексы, одним из которых является управленческий (властный) культурный комплекс, регулирующий отношения власти, подчинения и контроля в организации30.

 

           Обладать властью – значит уметь оказывать влияние на людей, изменять поведение и отношение человека или группы людей. У одних людей власти очень много, у других ее нет совсем. Иногда кажется, что некоторые люди не могут получить столько власти, сколько им надо, поэтому они борются за то, чтобы ее обрести, и еще ожесточеннее борются за то, чтобы удержать то, что имеют.

    

           Существует зависимость между  силой власти и полномочиями  руководителя, т.е. чем больше  зависимость от другого лица, тем больше власть данного  лица. Чтобы обеспечить баланс  власти руководителей и подчиненных,  прибегают к делегированию ответственности31.

 

           Руководители должны оказывать влияние таким способом, который ведет не просто к принятию идеи, а к действию, т.е. фактическому труду, который необходим для достижения целей организации. Для того, чтобы сделать свое лидерство и влияние эффективным, руководитель должен развивать и применять власть32.

 

           Власть - это возможность влиять на поведение человека, группы, коллектива, общества. Власть по отношениям может быть формальной, неформальной и комбинированной; по влиянию – влияющей, слабо влияющей и не влияющей; по результатам – эффективной, малоэффективной и неэффективной33.

 

           Если руководитель не в состоянии эффективно взаимодействовать с этими неуправляемыми силами, он не может выполнить свою собственную работу, а это, в свою очередь, снизит эффективность деятельности всей организации.

 

_____________________

 

30 Грошев И.В., Емельянов П.В., Юрьев В.М. Организационная культура. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – С. 89.

31 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие. – 9-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2006. – С. 223.

32 Заяц О.В. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебное пособие. – Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. С. 91.

33 Холостова Е.И., Комаров Е.И., Прохорова О.Г. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. – М.: Юрайт, 2012. С. 338-339.

 

 

           Власть и влияние - инструменты лидерства - это средства, при помощи которых руководитель разрешает проблемные ситуации. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, то он не сможет получить ресурсы, необходимые для определения, и достижения целей через других людей. Таким образом, власть является необходимым условием успешной деятельности организации. Как считает социолог Роберт Бирстед, «власть стоит за каждой организацией и подпирает ее структуру; без власти нет организации и нет порядка».

 

           Интересно определение, данное  Р.Далем, который считает, что  власть – это такие отношения  между социальными единицами,  когда поведение одной или  более единиц зависит при некоторых  обстоятельствах от поведения  других единиц34.

    

Анализ управленческой литературы показывает, что власть – это  возможность влиять на поведение  других35.

 

           Научные исследователи подтвердили, что подчиненные обладают властью. Руководитель зависит от подчиненных в таких вопросах, как необходимая информация для принятия решений, неформальные контакты с людьми в других подразделениях. Даже у вспомогательного персонала больниц есть власть. Эффективный руководитель должен поддерживать разумный баланс власти.

          

           Дж. Френч и Б. Рейвен36 выделили шесть оснований власти (способов властного воздействия):

 

    1. Вознаграждение (власть поощрения);

 

    1. Принуждение (власть силы, насилия);

 

    1. Легитимность (должностная власть);

 

    1. Экспертные знания (экспертная власть);

 

    1. Харизма (референтная власть);

 

____________________

 

34 Lasswel Я., Kaplan A. Power and Society: A Framework for Political Inquiry. – NewYork, 1963.

 

35 Краснов Ф.И. Власть как явление общественной жизни // Социально-политический журнал. – 1999. - № 11.

 

36 French J., Raven B. The Bases of Social Power // Studies in Social Power / Ed. By D. Cartwright. Ann Arbor University of Michigan, Institute for Social Research, 1959.

 

    1. Информация (информационная власть).

 

           Эта типология сейчас считается  классической.

 

           Ряд авторов, развивая эту типологию,  выделяют власть, основанную на  личностной и организационной  основе.

 

           Первая группа источников власти  имеет личностную основу.

  

    1. Экспертная власть, или компетентность, основана на заслуженном доверии к компетентному в определенных областях человеку.

 

    1. Референтная власть, или харизма, основана на силе личности человека, обладающего привлекательными качествами.

 

    1. Власть убеждения проявляется в стремлении человека передать другим свою точку зрения; он как бы «продает» свою идею, аргументируя все ее преимущества37.

Информация о работе Лидерство и руководство в организации