Лидерство и руководство в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Отсюда, целью курсовой работы является изучение важности таких составляющих эффективного руководства как лидер и руководитель, а также выявление общих и отличительных особенностей данных понятий.
Задачи:
Описать особенности лидера и его важность в управлении.
Изучить особенности руководства в организации
Проанализировать и сравнить понятия лидерства и руководства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЛИДЕРСТВО, ВЛАСТЬ, ВЛИЯНИЕ…………………………………..6
Сущность лидерства………..…………………………………………………6
Стили лидерства………………………….…………………………………...8
Совокупность навыков лидера……………………………………………...15
Формы власти и влияния……………..……………………………………..20
ГЛАВА 2. ЛИДЕР И РУКОВОДИТЕЛЬ……………………..…………………...24
2.1 Направление изучения образа руководителя……………………………...24
Сущность руководства………………………………………………28
Основные направления исследования стиля руководства………..32
2.4 Лидер и руководитель: сравнительный анализ………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..41
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Лидерство и руководство в организации.docx

— 109.85 Кб (Скачать файл)

 

           Второе значение. Должность в  системе управления, имеющая различные  наименования в зависимости от  исторической эпохи, отрасли,  уровня, законодательства и традиций.

 

           Третье значение. Должностное лицо, возглавляющее какую-либо структутру или ее часть и выполняющее те или иные функции в иерархии управления. В данном значении можно говорить о руководителе «вообще» и о данном, конкретном руководителе с учетом его индивидуальных особенностей.

 

           Четвертое значение. Лицо, являющееся  для кого-то наставником, оказывающее  помощь в освоении какой-либо  профессии, работы44.

                

                 Обычно руководителя характеризуют по его роли в организации. В

 социологии роль определяется  как поведение, которое ожидается  от человека, занимающего определенное положение и обладающего определенным статусом45.

 

           Стиль руководства большинству из нас интуитивно ясен, хотя, быть может, и не всем удастся с первой попытки «развести» по смыслу такие родственные понятия, как руководство, управление, лидерство.

 

           Отличают эти стили друг от  друга многие параметры: характер  принятия решений, степень делегирования  полномочий, способ контроля, набор используемых санкций. Но главное различие между ними – предпочитаемые методы управления. Важнейшим обобщающим основанием выделения этих стилей послужил характер принятия управленческих решений и отношение руководителя к подчиненным.

____________________

44 Холостова Е.И., Комаров Е.И., Прохорова О.Г. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. – М.: Юрайт, 2012. С. 338-339.

45 Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — С. 29.

            Обычно руководителей делят на  три уровня:

 

            1. Технологический уровень – постоянно выполняющиеся процессы и

 операции.

 

            2. Управленческий уровень – организует работу организации,

 координируя различные виды работы.

 

            3. Институционный уровень – разработка долговременных планов, установление целей, изменение политики предприятия, его связей с другими организациями.

 

           Данные уровни отвечают трем  уровням управления: низовой, средний, высший.

 

           Уровни управления:

 

           – низовой – менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительного труда. Осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки;

 

           – средний (50–60 % общей численности управленческого персонала) включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Сюда входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления фирмы, ее филиалов, отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов;

 

           – высший (3–7 %) – администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами46.

          

            С вопросом о властных полномочиях связано то, на кого и почему они возлагаются. Это вопрос о том, кто, почему и в силу каких личностных качеств становится руководителем47.

 

           Понять суть руководства без  анализа стилей руководства невозможно.

____________________

 

46 Дебелова Н.Н., Прокофьева Г.И., Гусакова Н.В., Завьялова Е.Н. Основы менеджмента. Учебное пособие. – Томск. 2010. С. 14-15.

47 Грошев И.В., Емельянов П.В., Юрьев В.М. Организационная культура. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 95.

           Все определения стиля управления  сводятся к совокупности характерных  для менеджера приемов и способов  решения задач управления, т.е.  стиль – это система постоянно  применяемых методов руководства.

 

           Как видно, стиль и метод  руководства существуют в определенном  единстве. Стиль представляет собой  форму реализации методов руководства,  принятую данным менеджером в  соответствии с его личными,  субъективно-психологическими характеристиками.

 

           Каждому из сложившихся методов  руководства адекватен вполне  определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод  для своей реализации нуждается  в личностях, обладающих вполне  определенными качествами. Кроме  того, метод управления является  более подвижным и чувствительным к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства. Стиль как явление производственного порядка в определенной мере отстает от развития и совершенствования методов управления и в связи с этим может вступать с ним в противоречие. Т.е. вследствие определенной автономизации стиль руководства в качестве отражения устаревших методов управления может привносить в них новые, более прогрессивные элементы.

 

           Как видно, стиль руководства  – явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими  характеристиками конкретной личности  и отражает особенности работы  с людьми и технологию принятия  решения именно данной личности. Регламентируется стиль личными  качествами руководителя.

 

           В процессе трудовой деятельности  формируется некоторый строго  индивидуальный тип, «почерк»  руководителя, действия которого  повторить в деталях практически  невозможно. Как нет двух одинаковых  отпечатков пальцев на руке, так  и не существует двух одинаковых  руководителей с одинаковым стилем  руководства48.

 

           Вопрос о стилях руководства  был рассмотрен К. Левиным,  который выделил авторитарный, демократический  и анархический стили. Данный  подход положен автором в основу  классификации и стилей руководства  и стилей лидерства.

 

 

____________________

 

48 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие. – 9-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2006. – С. 241-242.

 

       

           Авторитарный стиль49. Этому стилю присущи единоличный способ принятия управленческих решений, жесткий и строгий контроль руководителя за выполнением заданий, ожидание беспрекословного повиновения со стороны подчиненных, предпочтение репрессивных методам воздействия на исполнителей, минимальное информирование сотрудников об общем состоянии дел в организации.

 

           Руководитель, как правило, убежден  в безусловном превосходстве  своих компетенций, опыта и  способностей достигать желаемых  целей по сравнению с подчиненными. Выбор авторитарного стиля руководства  ясно показывает, что руководитель  ориентирован исключительно на  производственные задачи. Личностные  же проблемы работников его  интересуют мало.

 

           Демократический стиль50. Этот стиль руководства характеризуется признанием необходимости коллегиальных способов принятия решений. Руководителя такого стиля отличают, как правило, ровный тон в общении, доброжелательность, открытость, терпимость к критике.

 

           Данный стиль руководства ориентирован  в первую очередь на человека, работника, раскрытие творческих  возможностей которого и приводит, в конечном счете, к высоким  производственным показателям.

 

           Демократический стиль руководства  подразумевает также широкое  делегирование полномочий, умеренный  контроль по выполнению заданий,  предпочтение поощрительных средств  воздействия.

 

           Анархический стиль51. Означает предоставление возможности делам идти своим чередом, самотеком. Уклонение руководителей от принятия стратегически важных решений сопровождается при этом отсутствии четкости в распределении заданий, прав и обязанностей сотрудников, незначительным контролем подчиненных, использованием коллективного способа принятия решений для ухода от ответственности. Руководитель в этом случае равно безразличен как к нуждам персонала, так и к критике в свой адрес.

 

           Под стилем руководства мы  будем понимать совокупность  применяемых руководителем методов  воздействия на подчиненных, а  также форму исполнения этих  методов. Это понятие призвано  отразить не вообще поведение  руководителя, а только устойчивые, постоянные его характеристики, сохраняющиеся в различных ситуациях.

 

 ____________________

49  Некрасов Н.А. Типы руководителей – стили управления. Новосибирск. 1992.

50 Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие. 2-е издание. СПб.: Издательство Михайлова В.А. 2002.

51 Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие. 2-е издание. СПб.: Издательство Михайлова В.А. 2002.         

  2.3 Основные направления исследования стиля руководства

 

           Под стилями руководства психологи понимают индивидуально-типические особенности целостной, устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций52.

 

           Эксперимент Курта Левина. Первые научные исследования в области стилей управления малой группой были проведены немецким психологом К.Левиным (1890-19470) во второй половине 40-х годов. Он создал две экспериментальные группы для выявления факторов, влияющих на групповую деятельность. Они состояли из детей 10-12 лет, делающих театральные маски. руководителем в группах был один и тот же экспериментатор, использовавший два стиля – авторитарный и демократический.

 

           Выяснилось, что эти стили по-разному  оказывали влияние на атмосферу  в группах, самочувствие, настроение  ребят и результативность их  работы.

 

            В дальнейшем руководитель использовал  либерально-попустительский стиль,  который оказался самым неэффективным.

 

           Эксперимент позволил К. Левину сделать следующие выводы.

 

           Первый. «Вне руководителя» существует множество возможных методов воздействия на людей. Овладение этим полем – одна из задач профессиональной деятельности руководителя. «Стилевая бедность» – нежелательная болезнь в этой профессии.

 

           Второй. Стиль руководителя складывается с двух сторон: со стороны особенностей личности руководителя и со стороны специфики группы (коллектива). В стиле своеобразно находят отражение потребности управляемого объекта. Поэтому важно уловить их в используемых формах и методах53.

          

____________________

52 Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез". - 2000. С. 85.

 

53 Холостова Е.И., Комаров Е.И., Прохорова О.Г. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. – М.:Юрайт, 2012. С. 345-346.

 

           Третий. Не существует хороших и плохих стилей управления. Каждый стиль применительно к данным условиям, ситуации или объекту имеет свои плюсы и минусы. Соотношение между ними весьма важно для результатов управления.

 

           Лидерский континуум Р. Тенненбаума и В. Шмидта. В 50-60-х годах появилось много исследований по влиянию людей со стороны лидера – формального или неформального.

 

           В своей концепции лидерского континуума ученые выделили три силы, влияющие на стиль руководителя:

 

           Первая заключается в самом руководителе, его ценностях, отношении к подчиненным, поведение в неопределенных ситуациях.

 

          Вторая находится в подчиненных и оказывает определенное влияние на поведение руководителя.

 

          Третья сила принадлежит конкретной ситуации, которая требует определенного стиля для её разрешения.

 

           Исследуя методы руководителей, Р. Тенненбаум и В. Шмидт пришли к выводу, что эффективным можно считать менеджера, способного выбрать такие способы, приемы, которые больше всего подходят к ситуации. По их мнению, деление стилей на авторитарный и т.д. – это довольно узкие модели, не отражающие разнообразие, существующее на практике стиль управления – это открытая система, в которую входят многие взаимосвязывающие факторы, приобретающие определенное значение под влиянием трех вышеназванных сил54

 

           Теория эффективного лидерства Ф.Фидлера. Американский профессор Ф. Фидлер, создавший теорию эффективного лидерства в 1967 г., привел со своими коллегами исследования в разнообразных малых группах.

 

____________________          

54  Холостова Е.И., Комаров Е.И., Прохорова О.Г. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. – М.: Юрайт, 2012. С. 346-347.

Информация о работе Лидерство и руководство в организации