Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:08, курсовая работа
Отсюда, целью курсовой работы является изучение важности таких составляющих эффективного руководства как лидер и руководитель, а также выявление общих и отличительных особенностей данных понятий.
Задачи:
Описать особенности лидера и его важность в управлении.
Изучить особенности руководства в организации
Проанализировать и сравнить понятия лидерства и руководства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ЛИДЕРСТВО, ВЛАСТЬ, ВЛИЯНИЕ…………………………………..6
Сущность лидерства………..…………………………………………………6
Стили лидерства………………………….…………………………………...8
Совокупность навыков лидера……………………………………………...15
Формы власти и влияния……………..……………………………………..20
ГЛАВА 2. ЛИДЕР И РУКОВОДИТЕЛЬ……………………..…………………...24
2.1 Направление изучения образа руководителя……………………………...24
Сущность руководства………………………………………………28
Основные направления исследования стиля руководства………..32
2.4 Лидер и руководитель: сравнительный анализ………………………….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..41
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………...43
Второе значение. Должность в системе управления, имеющая различные наименования в зависимости от исторической эпохи, отрасли, уровня, законодательства и традиций.
Третье значение. Должностное лицо,
возглавляющее какую-либо
Четвертое значение. Лицо, являющееся
для кого-то наставником,
Обычно руководителя характеризуют по его роли в организации. В
социологии роль определяется
как поведение, которое
Стиль руководства большинству из нас интуитивно ясен, хотя, быть может, и не всем удастся с первой попытки «развести» по смыслу такие родственные понятия, как руководство, управление, лидерство.
Отличают эти стили друг от
друга многие параметры:
____________________
44 Холостова Е.И., Комаров Е.И., Прохорова О.Г. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. – М.: Юрайт, 2012. С. 338-339.
45 Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994. — С. 29.
Обычно руководителей делят на три уровня:
1. Технологический уровень – постоянно выполняющиеся процессы и
операции.
2. Управленческий уровень – организует работу организации,
координируя различные виды работы.
3. Институционный уровень – разработка долговременных планов, установление целей, изменение политики предприятия, его связей с другими организациями.
Данные уровни отвечают трем уровням управления: низовой, средний, высший.
Уровни управления:
– низовой – менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительного труда. Осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки;
– средний (50–60 % общей численности управленческого персонала) включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях. Сюда входят менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления фирмы, ее филиалов, отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов;
– высший (3–7 %) – администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами46.
С вопросом о властных полномочиях связано то, на кого и почему они возлагаются. Это вопрос о том, кто, почему и в силу каких личностных качеств становится руководителем47.
Понять суть руководства без
анализа стилей руководства
____________________
46 Дебелова Н.Н., Прокофьева Г.И., Гусакова Н.В., Завьялова Е.Н. Основы менеджмента. Учебное пособие. – Томск. 2010. С. 14-15.
47 Грошев И.В., Емельянов П.В., Юрьев В.М. Организационная культура. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 95.
Все определения стиля
Как видно, стиль и метод
руководства существуют в
Каждому из сложившихся
Как видно, стиль руководства
– явление строго
В процессе трудовой
Вопрос о стилях руководства
был рассмотрен К. Левиным,
который выделил авторитарный, демократический
и анархический стили. Данный
подход положен автором в
____________________
48 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие. – 9-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2006. – С. 241-242.
Авторитарный стиль49. Этому стилю присущи единоличный способ принятия управленческих решений, жесткий и строгий контроль руководителя за выполнением заданий, ожидание беспрекословного повиновения со стороны подчиненных, предпочтение репрессивных методам воздействия на исполнителей, минимальное информирование сотрудников об общем состоянии дел в организации.
Руководитель, как правило, убежден
в безусловном превосходстве
своих компетенций, опыта и
способностей достигать
Демократический стиль50. Этот стиль руководства характеризуется признанием необходимости коллегиальных способов принятия решений. Руководителя такого стиля отличают, как правило, ровный тон в общении, доброжелательность, открытость, терпимость к критике.
Данный стиль руководства
Демократический стиль
Анархический стиль51. Означает предоставление возможности делам идти своим чередом, самотеком. Уклонение руководителей от принятия стратегически важных решений сопровождается при этом отсутствии четкости в распределении заданий, прав и обязанностей сотрудников, незначительным контролем подчиненных, использованием коллективного способа принятия решений для ухода от ответственности. Руководитель в этом случае равно безразличен как к нуждам персонала, так и к критике в свой адрес.
Под стилем руководства мы
будем понимать совокупность
применяемых руководителем
____________________
49 Некрасов Н.А. Типы руководителей – стили управления. Новосибирск. 1992.
50 Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие. 2-е издание. СПб.: Издательство Михайлова В.А. 2002.
51 Машков В.Н. Психология управления: Учебное пособие. 2-е издание. СПб.: Издательство Михайлова В.А. 2002.
2.3 Основные направления исследования стиля руководства
Под стилями руководства психологи понимают индивидуально-типические особенности целостной, устойчивой системы способов, методов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций52.
Эксперимент Курта Левина. Первые научные исследования в области стилей управления малой группой были проведены немецким психологом К.Левиным (1890-19470) во второй половине 40-х годов. Он создал две экспериментальные группы для выявления факторов, влияющих на групповую деятельность. Они состояли из детей 10-12 лет, делающих театральные маски. руководителем в группах был один и тот же экспериментатор, использовавший два стиля – авторитарный и демократический.
Выяснилось, что эти стили по-разному
оказывали влияние на
В дальнейшем руководитель
Эксперимент позволил К. Левину сделать следующие выводы.
Первый. «Вне руководителя» существует множество возможных методов воздействия на людей. Овладение этим полем – одна из задач профессиональной деятельности руководителя. «Стилевая бедность» – нежелательная болезнь в этой профессии.
Второй. Стиль руководителя складывается с двух сторон: со стороны особенностей личности руководителя и со стороны специфики группы (коллектива). В стиле своеобразно находят отражение потребности управляемого объекта. Поэтому важно уловить их в используемых формах и методах53.
____________________
52 Розанова В.А. Психология управления. Учебное пособие. – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез". - 2000. С. 85.
53 Холостова Е.И., Комаров Е.И., Прохорова О.Г. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. – М.:Юрайт, 2012. С. 345-346.
Третий. Не существует хороших и плохих стилей управления. Каждый стиль применительно к данным условиям, ситуации или объекту имеет свои плюсы и минусы. Соотношение между ними весьма важно для результатов управления.
Лидерский континуум Р. Тенненбаума и В. Шмидта. В 50-60-х годах появилось много исследований по влиянию людей со стороны лидера – формального или неформального.
В своей концепции лидерского континуума ученые выделили три силы, влияющие на стиль руководителя:
Первая заключается в самом руководителе, его ценностях, отношении к подчиненным, поведение в неопределенных ситуациях.
Вторая находится в подчиненных и оказывает определенное влияние на поведение руководителя.
Третья сила принадлежит конкретной ситуации, которая требует определенного стиля для её разрешения.
Исследуя методы руководителей, Р. Тенненбаум и В. Шмидт пришли к выводу, что эффективным можно считать менеджера, способного выбрать такие способы, приемы, которые больше всего подходят к ситуации. По их мнению, деление стилей на авторитарный и т.д. – это довольно узкие модели, не отражающие разнообразие, существующее на практике стиль управления – это открытая система, в которую входят многие взаимосвязывающие факторы, приобретающие определенное значение под влиянием трех вышеназванных сил54.
Теория эффективного лидерства Ф.Фидлера. Американский профессор Ф. Фидлер, создавший теорию эффективного лидерства в 1967 г., привел со своими коллегами исследования в разнообразных малых группах.
____________________
54 Холостова Е.И., Комаров Е.И., Прохорова О.Г. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой. – М.: Юрайт, 2012. С. 346-347.