Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является – теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства и руководства в менеджменте, изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя организации и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретическое изучение поставленной проблематике в курсовой работе.
· Проведение исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства.
· Проанализировать результаты получившегося исследования.
· Установить зависимость между выраженностью лидерских качеств и стилями руководства
Введение
ГЛАВА 1 Теоретические основы лидерства
1.1 Сущность и определение понятия лидерства
1.2 Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер
1.3 Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции лидерства
1.4 Стили управления
Глава 2 Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организацией
2.1 организация исследования
2.2 Стиль управления, используемый на предприятии
2.3 Исследование лидерских качеств и анализ результатов
Глава 3 Новое в теориях лидерства
3.1 Атрибутивный подход
3.2 Харизматический подход
3.3 Преобразующее лидерство или лидерство для изменений
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно интересен, но к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства.
Концепции лидерского поведения
Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиск одного единственно верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение.
Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос кто является лидером, к ответу на вопрос что и как лидеры делают.
Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие:
· три стиля руководства;
· исследование университета штата Огайо;
· исследования Мичиганского университета;
· системы управления (Лайкерт)
· управленческая сетка (Блейк и Моутон);
· концепция вознаграждения и наказания;
· заменители лидерства.
Поведенческий подход создал
основу для классификации стилей
руководства или стилей поведения.
Это стало серьезным вкладом
и полезным инструментом понимания
сложностей лидерства. Этот подход к
изучению лидерства сосредоточил свое
внимание на поведении руководителя.
Согласно поведенческому подходу, эффективность
определяется не личными качествами
руководителя, а скорее его манерой
поведения по отношению к подчиненным.
Важный вклад поведенческого подхода
в теорию лидерства заключается
в том, что он помог провести анализ
и составить классификацию
1.4 Стили управления
Наиболее ранним подходом к оценке стиля управления был взгляд, основанный на оценке личных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех них личных качеств (уровень интеллекта, знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе). Поэтому, если можно выявить у себя эти качества, то, возможно, их развитие, позволяющее в будущем стать хорошим руководителем.
В дальнейшем возник другой, поведенческий подход, который создал основу для более точного определения: стиль управления - это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера, привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, нацеленная на влияние и побуждения их к достижению целей организации.
Но и такой подход оказался
не полным. Дальнейшие исследования показали,
что в эффективности
Таким образом, представители поведенческой школы выработали подход к определению значимых факторов эффективного руководства: подход с позиции:
· личных качеств;
· особенностей поведения человека в организации;
· конкретной ситуации.
Согласно поведенческому
подходу к руководству, по способу
и методу отношения к подчиненным,
каждая организация представляет собой
уникальную комбинацию индивидов, целей
и задач. А каждый управляющий
– это уникальная личность, обладающая
рядом способностей. Поэтому стиль
руководства должен быть соотнесен
с какой-то позицией руководителя. По
классификации Курта Левина стиль
является одномерным и может быть
авторитарным, демократическим
или либеральным. Рис. 1 иллюстрирует
автократично-либеральный
Рис 2 Стили руководства.
В своем знаменитом исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно - более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным руководством, при либеральном объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры, и в опросах выражается предпочтение демократичному руководителю.
Исследование Левина дало
основу для поисков других ученых
стиля поведения, который может
привести к высокой производительности
труда и высокой степени
Авторитарный стиль руководства
Автократичный лидер в управлении авторитарен. Он обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому.
Было установлено, что
автократическое руководство
1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.
2. У людей нет честолюбия,
и они стараются избавиться
от ответственности,
3. Больше всего люди хотят защищенности.
4. Чтобы заставить людей
трудиться, необходимо
Лидер такого типа, обладая достаточной властью, единолично принимает и отменяет решения, не дает возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, часто резок с людьми. Основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. Все новое воспринимается таким руководителем с осторожностью, или вообще не воспринимается, в управленческой работе он практически пользуется одними и теми же методами.
Таким образом, вся власть
сосредоточивается в руках
Когда автократ избегает негативного принуждения, а вместо этого использует вознаграждение, он получает звание благосклонного автократа. Хотя он продолжает оставаться авторитарным руководителем, благосклонный автократ проявляет активную заботу о настроении и благополучии подчиненных. Он может даже пойти на то, чтобы разрешить или поощрить их участие в планировании заданий. Но он сохраняет за собой фактическую власть принимать и исполнять решения.
Как правило, руководитель становится автократом тогда, когда он по своим деловым качествам стоит ниже подчиненных, которыми руководит, или если его подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру. Такой стиль руководства не стимулирует инициативу подчиненных, что делает невозможным повышение эффективности работы организации.
Руководитель
Рис 3 Место расположения
руководителя-автократа при
Демократический стиль руководства
Представление демократичного руководителя Мак Грегор назвал теорией руководителя “Y”, ее содержание сводится к следующим позициям:
1. Труд – процесс естественный.
Если условия благоприятные,
2. Если люди приобщены
к организационным целям, они
будут использовать
3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
4. Способность к творческому
решению проблем встречается
часто, а интеллектуальный
Руководитель, использующий
преимущественно
Рис. 4 Место расположения
руководителя-демократа при
Либеральный стиль руководства
Руководитель с либеральным стилем руководства практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность, возможность индивидуального и коллективного творчества. Такой руководитель с подчиненными обычно вежлив, готов отменить принятое им ранее решение, особенно если это угрожает его популярности (таблица 2).
Таблица 2 Содержание трех стилей руководства
Стиль управления
Авторитарный
Демократический
Либеральный
Природа стиля
Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера
Личное установление целей и выбор средств их достижения
Коммуникационные потоки идут преимущественно с верху
Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у лидера
Принятие решений разделено по уровням на основе участия
Коммуникации осуществляются активно в двух направлениях
Снятие лидером с себя ответственности и отречение в пользу группы или организации
Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме
Коммуникации строятся в основном по горизонтали
Сильные стороны
Внимание срочности и порядку, предсказуемость результата
Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении
Позволяет начать дело так, как это видится без вмешательства лидера
Слабые стороны
Сдерживается индивидуальная инициатива
Требует много времени на принятие решений
Группа может потерять направление движения и уменьшить скорость без вмешательства лидера
Влияние стилей управления на эффективность работы групп в течение продолжительного времени исследовали и немецкие ученые. Было установлено, что результативность труда постоянно повышалась у коллектива, где преобладал демократический стиль руководства, снижение эффективности – у коллектива с либеральным и авторитарным стилем.[4]
Модель Лайкерта
Рэнсис Лайкерт и его
коллеги в Мичиганском
Рис 5 Стили лидерства
Руководитель, сосредоточенный
на работе, также известный как
руководитель, ориентированный на задачу,
прежде всего, заботится о проектировании
задачи и разработке системы вознаграждений
для повышения
В противоположность этому,
первейшей заботой
На основании своих
исследований, Лайкерт сделал вывод,
что стиль руководства
Четыре системы Лайкерта.
Как продолжение своих исследований, Лайкерт предложил четыре базовых системы стиля лидерства (табл. 3).
Таблица 3 Четыре системы Лайкерта
№
Стиль руководства
Характеристика стиля
1
Эксплуататорско-авторитарный
Руководители мотивируют людей угрозой наказания, использованием поощрения, сами принимают решения.
2
Благосклонно-автортраный
Руководители уверены в себе и верят своим подчиненным, применяют основы мотивации, поощрения. Используют идеи подчиненных.
3
Консультативно-демократический
Руководители оказывают
определенное доверие подчиненным,
используют их идеи и точки зрения
и консультируются с
4
Основанный на участии
Руководители проявляют полное доверие к подчиненным, выслушивают их мнения, привлекают ко всем видам деятельности, относятся к подчиненным как к равным.
Информация о работе Лидерство в организациях торговли и питания