Лидерство в организациях торговли и питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является – теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства и руководства в менеджменте, изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя организации и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретическое изучение поставленной проблематике в курсовой работе.
· Проведение исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства.
· Проанализировать результаты получившегося исследования.
· Установить зависимость между выраженностью лидерских качеств и стилями руководства

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1 Теоретические основы лидерства
1.1 Сущность и определение понятия лидерства
1.2 Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер
1.3 Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции лидерства
1.4 Стили управления
Глава 2 Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организацией
2.1 организация исследования
2.2 Стиль управления, используемый на предприятии
2.3 Исследование лидерских качеств и анализ результатов
Глава 3 Новое в теориях лидерства
3.1 Атрибутивный подход
3.2 Харизматический подход
3.3 Преобразующее лидерство или лидерство для изменений
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая5.docx

— 76.48 Кб (Скачать файл)

 

Результаты теста следующие. По шкале лидерства генеральный  директор набрал 73 балла, по шкале администратора – 42 балла. Это значит, что примерно на 63,5% он лидер и на 36,5% администратор. Налицо преобладание лидерских качеств  директора перед административными.

 

По способности контролировать ситуацию, распоряжаться временем и  управлять собственным стрессом различают 2 типа руководителей:

 

1 тип: Человек-иголка

 

Характерным для этого  руководителя является то, что его  мысли и поступки определяются частными мероприятиями и мелкими задачами (иголками), которые сыплются на него. Планы, совещания, поездки часто  меняются из-за того, что внезапно возникают  другие срочные дела. Компетенция  и эффективность сотрудников  оцениваются сиюминутно, исходя из того, решены ли данным руководителем  мелкие задачи в тот момент, когда  о них спрашивают. Вклад сотрудников  большей частью используется для  того, чтобы участвовать в решении  «горящих» задач начальника.

 

2 тип: Человек-ветвь

 

Этот тип руководителя выделят время для решения  важных задач, направленных на достижение главных целей. Мелкие дела выполняются  в «окне» между большими делами. Совещания и поездки меняются редко. Руководитель четко представляет ключевые области своей деятельности. Руководитель и подчиненные одинаково  оценивают степень важности задач  и дел.

 

В данном случае по результатам  собеседования с сотрудниками отдела и самим руководителем, можно  сделать вывод о том, что он относится к типу «Человек-иголка». Конечно, это в большой степени  обусловлено недостатками планирования на более высоком уровне иерархии, но, тем не менее, необходимо дать несколько  рекомендаций.

 

Руководитель должен стремиться к тому, чтобы внешние обстоятельства и внезапно возникшие дела не управляли  им, он должен понимать, какое значение его собственное планирование имеет  для возможностей сотрудников в  реализации их планов.

 

Так же, был проведено тестирование для определения уровня лидерских  способностей руководителей по методике «Лидер» (приложение 2) . В тесте было предложено 50 вопросов, к каждому из которых было дано два варианта ответа. Тестируемый должен выбрать одни из вариантов и пометит его на бланке ключа.

 

При ответе на вопрос тестируемый  получает балл только за вариант («а»  или «б») в левой колонке.

 

Степень выраженности лидерства:

 

до 25 баллов – лидерство  выражено слабо.

 

26-35 баллов – средняя  выраженность лидерства.

 

36-40 баллов – лидерство  выражено в сильной степени.

 

свыше 40 баллов – склонность к диктату.[9]

 

Руководитель набрал 32 балла, что говорит о средней выраженности его лидерских способностей.

 

Он работает в хорошей  организации, но все же нельзя забывать о том, что для стабильного  успеха ему нужно постоянно совершенствовать методы руководства и деятельности подчиненных, развивать собственную  компетентность, самоконтроль и самокритичность;  поощрять творческую атмосферу и  командный дух в организации.

 

Для более успешной работы предприятия и сплочения коллектива генеральному директору необходимо развивать лидерство. Развитие лидерства  — целенаправленное формирование и  углубление соответствующих качеств  и навыков. Данный аспект проблемы управления лидерством в организации учитывает  возможности в большей или  меньшей степени формировать  и развивать лидерские способности  путем обучения и самообучения, мотивирования, тренингов и практического опыта. Для развития лидерства используется ряд процедур, теоретическим обоснованием которых в той или иной мере являются рассмотренные ранее теории лидерства. Их использование помогает «стать лидером», обрести признание  группы, коллектива. Эти процедуры  таковы.

 

a) выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером,  уверенности в себе, готовности  принимать решения и брать  на себя ответственность, последовательности  и упорства в реализации общих  целей, сознания собственной силы, веры в достижение цели, энтузиазма  и т.п.;

 

b)   развитие индивидуальных  интеллектуальных и нравственных  лидерских качеств;

 

c)    обеспечение социальной  компетентности лидера и его  доброжелательности в отношениях  с членами группы полагает  культуру общения, умение ясно  и четко выражать мысли, корректно  выслушивать сотрудников, делать  замечания, давать советы, внимательность, уважение достоинства других  людей, умение понимать их, проникаться  их заботами и проблемами, оказывать  им поддержку и т.п.;

 

d)   приобретения умения  и навыков быстро и правильно  оценивать ситуацию, знать и учитывать  особенности, интересы, запросы и  ожидания всех членов группы. Не менее важна для лидерства  и правильная оценка ситуации, своих сил и возможностей группы. Без этого успех групповой  деятельности не достижим. Повторяющиеся  неудачи обычно ведут к утрате  веры в лидера.

 

Лидеров можно найти на всех уровнях деловой активности, а не только на самом верхнем.

 

Исследование лидерских  качеств и стилей руководства  также проводилось среди 10 менеджеров ООО «Алюр» компания «Ваш компьютер», которые занимаются сбытом готовой  продукции, маркетингом, работой с  персоналом, закупкой продукции, финансами  ит.д. Средний возраст опрошенных  30-45 лет. Опрос проводился на бланковой  основе. Исследованию подверглись лидерские  качества и стиль руководства.

 

Определение степени выраженности лидерских качеств определялось по методике «Лидер» (Приложение 2) . Эта  методика предназначена для того, чтобы оценить способности человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его  ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными  психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов  ответа на каждый вопрос необходимо выбрать  и отметить только один. Результаты опроса приведены в табл. 5

 

Определение стиля руководства  определялось по методике «Стили руководства» (Приложение 3). Эта методика предназначена  для того, чтобы определить какой  стиль руководства выбрал менеджер в своей управленческой деятельности. В данной методике испытуемый отвечает на 40 вопросов, и по его ответам  на эти вопросы определяется стиль  руководства. Результаты опроса приведены  в табл. 6

 

Таблица 5 Результат опороса  на определение степени выраженности лидерских качеств.

 

№ опрошенного

 

Степень выраженности лидерских  качеств

 

1

 

Данный человек как  лидер склонен к диктату

 

2

 

Лидерские качества выражены сильно

 

3

 

Лидерские качества выражены средне

 

4

 

Лидерские качества выражены средне

 

5

 

Лидерские качества выражены средне

 

6

 

Лидерские качества выражены слабо

 

7

 

Лидерские качества выражены сильно

 

8

 

Лидерские качества выражены сильно

 

9

 

Данный человек как  лидер склонен к диктату

 

10

 

Лидерские качества выражены сильно

 

 

 

Обобщённые результаты этого  опроса можно отобразить в столбчатой диаграмме.

 

Диаграмма 1 Степень выраженности лидерских качеств

 

 

Таблица 6 Результат опроса на определение стиля руководства

 

 

№ опрошенного

 

Стиль руководства

 

1

 

Авторитарный стиль руководства

 

2

 

Авторитарный стиль руководства

 

3

 

Либо стиль руководства  не выработан, либо склонность к непоследовательному  стилю

 

4

 

Авторитарный стиль руководства

 

5

 

Либерально попустительский

 

6

 

Либерально попустительский

 

7

 

Авторитарный стиль руководства

 

8

 

Авторитарный стиль руководства

 

9

 

Авторитарный стиль руководства

 

10

 

Авторитарный стиль руководства

 

 

 

Обобщённые результаты этого  опроса можно отобразить в столбчатой диаграмме.

 

 

 

Диаграмма 2 Стили руководства

 

 

На основе проведённого исследования прослеживается зависимость. Авторитарный стиль управления преобладает у  тех опрошенных, у которых наиболее выражены лидерские качества. Эту  зависимость можно отразить в  столбчатой диаграмме.

 

 

 

Диаграмма 3 Взаимосвязь стиля  руководства от уровня выраженности лидерских качеств.

 

 

 

 

Проводимое исследование выявило, что чем выше выраженность лидерских качеств, тем больше менеджеры  склоняются к авторитарному стилю  управления.

 

Положительная сторона такого стиля руководства это большая  производительность труда, дисциплинированность, системность и четкость исполнения поставленных задач. Однако этому противостоят такие минусы как, отсутствие инициативы, напряженная обстановка в группах, страх перед наказанием, препятствие  осуществлению каких-либо творческих идей.

 

Выраженность управленческих качеств в большей степени  проявляется среди снабженцев. Это, по всей видимости, связано с тем, что таким людям в стандартных, типовых ситуациях, в большей  степени необходимо умение использовать накопленный (самим или другими  людьми) управленческий опыт для решения  текущих задач.

 

Однако подчиненные всегда желают видеть в руководителе не только начальника или лишенного эмоций и переживаний сухого технократа, но и человека, обладающего лучшими  нравственными качествами, заботящегося не только об эффективности организации  и о себе лично, но и о сотрудниках 

 

Каждый тип подчиненного требует от лидера специфического подхода  для максимально эффективного использования  индивидуального потенциала любого сотрудника. Следует смотреть на эту  проблему ситуационно, так как в  небольших организациях к каждому  работнику должен быть индивидуальный подход, с отдельными работниками  нужно вести себя в духе автократа, а с некоторыми лучше быть демократичным, или даже либеральным.

 

Итак, можно сделать вывод, что в исследуемой организации  существует смесь двух разных стилей управления. Демократический стиль  осуществляется генеральным директором, а руководители функциональных подразделений  склоняются к авторитарному руководству.

 

Но нужно отметить, что  руководители, которые хотят работать как можно более эффективно, получить всё, что можно от подчинённых, не должны применять какой-то один стиль  руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководителю следует научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации.

 

 

 

глава 3 Новое в теориях  лидерства

 

 

 

Потребность в разработке новых подходов к изучению лидерства  была вызвана не только неспособностью вышерассмотренных теорий определить и измерить лидерство и его  управленческую эффективность, но ещё  тем, что традиционные и ситуационные подходы делали односторонний упор либо на черты и поведение лидера, либо на ситуацию, в которой он выбирал  нужный ему стиль. Поэтому появившиеся  в последнее время теории лидерства  пытаются соединить эти две хорошо изученные стороны вместе, провести ситуационный анализ эффективного лидерства  как совокупности лидерских черт и их проявления в поведении.

 

3.1 Концепция атрибутивного  лидерства (причинно-следственный  подход к изучению лидерства)

 

Данная концепция опирается  на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Атрибутивный подход к  лидерству исходит из того, что  выводы лидера в равной мере, как  и поведение последователей, обусловлено  реакцией лидера на поведение последних. Наблюдая за работой подчиненных, лидер  получает информацию о том, как она  выполняется. В зависимости от этого  он делает свои выводы о поведении  каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким  образом, чтобы адекватно реагировать  на поведение подчиненного. Например, если лидер приписывает плохие результаты работы подчиненного его лености, то за этим может последовать выговор. Если же лидер считает, что виной  являются внешние по отношению к  подчиненному факторы, например резко  возросший объем работы, то лидер  постарается решить проблему по-другому.

 

Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа, организационное окружение или  обстоятельства.

 

В поиске причин лидер пытается получить три различных вида информации о поведении подчиненного, степень  отличия, последовательность и степень  уникальности. Первое связано с желанием руководителя понять связь между поведением и работой с той точки зрения, насколько данное поведение можно приписать отличительным особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчиненный последователен в проявлений данного поведения или как часто  такое поведение у него проявляется. И наконец, лидер учитывает, насколько другие подчиненные ведут себя таким же образом. ТО есть, является ли данное поведение уникальным, характерным для одного подчиненного или наблюдается у многих.

 

На описанный выше процесс  определения лидером причин случившегося влияют атрибутивные регуляторы или  помехи, искажающие его восприятие и заставляющие лидера быть непоследовательным в своем поведении. Чем больше поведение подчиненного видится  лидеру, как результат его личностных характеристик «внутренние причины», тем больше лидер возлагает на подчиненного ответственности за результаты. В этом случае отдельные черты  личности подчиненного становятся атрибутивными  помехами.

 

Изображенная на Рис 9 (Приложение 5) модель атрибутивного лидерства  имеет существенные отличия от раннее рассмотренных традиционных моделей, являющихся излишне описательными  и, главное, не отвечающих на вопрос, почему.

 

В модели имеются две важные связки. Первая связка отражает стремление лидера определить причины плохой работы. Этот поиск регулируется тремя типами информации о поведении подчиненного: отличительные особенности, последовательность и степень уникальности. Вторая связка отражает ответное лидерское поведение, являющееся следствием того, что, по мнению лидера, является причиной плохой работы. Взаимосвязь между установленными лидером причинами результатов  работы и его последующим поведением определяется тем, кто, по мнению лидера должен нести ответственность за происшедшее. Если лидер считает  что причины носят внутренний характер, то ответственность, по его  мнению должен, нести подчиненный, и  к нему принимаются соответствующие  меры.

Информация о работе Лидерство в организациях торговли и питания