Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 13:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является – теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства и руководства в менеджменте, изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя организации и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Теоретическое изучение поставленной проблематике в курсовой работе.
· Проведение исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства.
· Проанализировать результаты получившегося исследования.
· Установить зависимость между выраженностью лидерских качеств и стилями руководства
Введение
ГЛАВА 1 Теоретические основы лидерства
1.1 Сущность и определение понятия лидерства
1.2 Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер
1.3 Подходы к изучению лидерства. Традиционные концепции лидерства
1.4 Стили управления
Глава 2 Исследование влияния выраженности лидерских качеств на выбор стиля руководства организацией
2.1 организация исследования
2.2 Стиль управления, используемый на предприятии
2.3 Исследование лидерских качеств и анализ результатов
Глава 3 Новое в теориях лидерства
3.1 Атрибутивный подход
3.2 Харизматический подход
3.3 Преобразующее лидерство или лидерство для изменений
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Позднее было установлено, что каждый из указанных стилей “в чистом виде” встречается редко.
Лайкерт описывает руководителей,
относящихся к системе 1, как эксплуататорско-
Система 2 называется благосклонно-авторитарной. Эти руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений.
Руководители системы 3, называемой
консультативной, проявляют значительное,
но не полное доверие к подчиненным.
Имеется двустороннее общение и
некоторая степень доверия
Система 4 подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнению Лайкерта, она - самая действенная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Кроме того, они ориентированы на человека, в противоположность руководителям системы 1, ориентированным на работу.
Исследования Лайкерта показали,
что самые эффективные
Классификация стилей руководства, разработанная в университете штата Огайо
Начиная с 1945 года, группа учёных,
работавшая под эгидой Бюро по исследованиям
в области бизнеса в
Это стало их главной находкой: люди могут вести себя так, что это будет одновременно ориентацией и на работу, и на человека. Группа в Университете Огайо разработала систему, согласно которой поведение руководителя классифицировалось по двум параметрам: структуре и вниманию к подчинённым. Согласно этой точке зрения, руководители могут оказывать влияние на людей своим поведением, которое различается по этим двум критериям. Структура подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои взаимоотношения с ней. Внимание к подчинённым подразумевает поведение, которое влияет на людей, строя взаимоотношения на основе доверия, уважения, и контакта между руководителем и подчинёнными. Несколько самых распространённых типов поведения, подразумевающих внимание к подчинённым, приведены в табл. 4 (Приложение 4)
Было выявлено, что люди
могут вести себя с разной степенью
внимания к подчиненным и
Управленческая решетка Блейка и Мутона
В современных условиях успех дела предопределяется не только характером отношений между руководителем и подчиненными и степенью свободы, которая им предоставляется, но и рядом других обстоятельств. Отражением этого является «многомерные» стили управления, представляющие собой комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из которых независим от других, поэтому может реализовываться наряду с ними.[6]
Концепция, разработанная в университете штата Огайо, была модифицирована и популяризована Блэйком и Мутоном, которые построили решетку (схему), включавшую 5 основных стилей руководства рис.6
Рис 6 «Решетка управления» Р. Блейка и М. Мутона
Вертикальная ось этой
схемы ранжирует “заботу о
человеке” по шкале от 1 до 9. Горизонтальная
ось ранжирует “заботу о
1.1. - страх перед бедностью (примитивное руководство).
Эта позиция характеризует такой тип руководителя, который достаточно холодно относится как к своим подчиненным, так и к самому процессу производства. Как правило, такого управляющего нельзя назвать лидером. Он скорее просто «хранитель своего портфеля и кресла». Но такое положение вещей не может сохраняться долго. Рано или поздно самые серьезные трудности заставят либо пересмотреть стиль руководства, либо сменить самого руководителя.
1.9. - дом отдыха (социальное
руководство). Руководитель
9.1. - авторитет - подчинение.
Руководитель очень заботится
об эффективности выполняемой
работы, но обращает мало внимания
на моральный настрой
5.5. - организация (производственно-
9.9. - команда. Благодаря
усиленному вниманию к
Блейк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции 9.9. Матрица стилей руководства несомненно является наиболее популярным подходом к изучению стилей руководства. Он является не только удачной комбинацией других исследований на эту тему, но также дает руководителям особую возможность оценить свою позицию и попытаться начать движение в сторону усовершенствования стиля управления.[7]
ГЛава 2 Исследование влияния
выраженности лидерских качеств
на выбор стиля руководства
Профессионально важные качества руководителя – это личностные характеристики, обеспечивающие максимальную эффективность и успешность руководителя в сфере управленческой деятельности. Проблема определения универсального набора профессионально важных качеств и требований, которым должен соответствовать современный руководитель любого управленческого ранга, является весьма актуальной, так как ее исследование позволяет значительно повысить эффективность диагностики и прогнозирования оптимальной структуры личности руководителя.
В настоящее время проблема
изучения лидерских качеств вызывает
не только научный, но и практический
интерес. С целью оценки профессионально
важных качеств руководителей
2.1 Организация исследования.
В практической части данной
курсовой работы для исследования влияния
выраженности лидерских качеств
на выбор стиля руководства
Миссией предприятия является реализация компьютерной техники и комплектующих, периферийных устройств и расходных материалов к ним, а также оказание услуг по обслуживанию и ремонту персональных компьютеров.
Для нормального функционирования предприятия проводится анализ его деятельности, в зависимости от постоянно меняющейся конъюнктуры рынка. Это позволяет сделать компанию устойчивой, прибыльной и конкурентоспособной, а также обеспечить ее дальнейшее развитие. Организация имеет хорошую прибыль, которая является не только финансовым результатом, но и основным финансовым ресурсом.
Для всесторонней оценки эффективности деятельности компании используются различные показатели: товарооборот, прибыль, рентабельность, издержки обращения и производства и др.
Организационная структура
данного предприятия линейно-
Децентрализация управления
в рамках линейно-функциональной структуры
приводит к тому, что разделение
прав и ответственности дробится
между разными органами, руководящими
техническими работами, закупкой сырья
и материалов, производством, сбытом
и т. д. Наиболее типичен такой
процесс для предприятий, где
устойчиво выпускается большое
количество однородных продуктов. Одним
из условий децентрализации
Рис 7 Организационная структура ООО «Алюр» компания «Ваш компьютер»
При данной организации существует непосредственная связь, исключающая вышестоящее руководство, между подразделениями. Например, отдел маркетинга может напрямую взаимодействовать с отделом закупок, разрабатывая определенные маркетинговые программы.
При такой структуре управления
у каждого функционального
Компетентный менеджер способен организовать эффективную деятельность формальных групп и управлять ею. Неформальный лидер может создать и управлять неформальной группой. И только формальный лидер, владеющий искусством эффективного лидерства, может оптимально управлять как формальными, так и неформальными группами.
2.2 Стиль управления, используемый на предприятии.
Для определения стиля
руководства, применяемого директором
на предприятии воспользуемся
Из опроса работников можно сделать следующие выводы: руководитель уделяет много внимания сплочению коллектива путем организации отдыха и корпоративных культурных мероприятий. При этом организационно-технические условия не остаются в стороне. Однако большее внимание уделяется организационным условиям, таким как проведению собраний коллектива, тренингов, семинаров.
Директор внимательно выслушивает мнение каждого работника относительно поставленного вопроса, и только после этого принимает оптимальное управленческое решение.
Пользуясь «управленческой решеткой» из этого следует, что стиль руководства генерального директора относится к типу 5.5 организация (производственно-социальное управление).
Руководитель достигает
приемлемого качества выполнения заданий,
находя баланс эффективности и хорошего
морального настроя. Эта позиция
характеризует тот тип
2.3 Исследование лидерских качеств и анализ результатов.
Существует несколько
способов выявления лидерских
Для определения, является ли генеральный директор организации лидером, или он имеет это звание только формально, было проведено тестирование «Администратор или лидер?» (Приложение 1) В тесте представлено 20 высказываний. Необходимо тщательно их продумать и выразить степень согласия с каждым из них по одиннадцати балльной шкале. (0,1,2,3,4,5,6.7,8,9,0). 10 здесь означает полное согласие с высказыванием, 0 – полное несогласие, 5 – согласие наполовину. Остальные степени согласия располагаются по восходящей.[8]
Информация о работе Лидерство в организациях торговли и питания