Логико-интуитивные методы исследования систем управления. Метод тестирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотреть и проанализировать практическое применение тестов в исследованиях системы управления предприятия.
В ходе работы следует выполнить ряд задач:
рассмотреть теоретический аспект понятия и сущности системы управления и методов исследования систем управления;
на практическом примере проанализировать эффективность применения тестовых методик на предприятии;
разработать пути совершенствования эффективности использования тестов в исследовании системы управления на предприятии.

Содержание работы

Введение
1. Теоретический аспект применение тестирования в исследовании систем управления предприятием
1.1 Понятие и сущность системы управления предприятием
1.2 Понятие тестирования как метода исследования в управлении предприятием
2. Практическое исследование применения тестов в исследовании систем управления предприятием
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Тестирование персонала как метод исследования в системе управления предприятием
3. Пути совершенствования использования тестов в системе управления предприятием
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Логико интуитивные методы исследования систем управления Метод тестирования.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, можно отметить сумму полученных показателей, Таблица 2.3

 

Таблица 2.3 Общие результаты исследования

 

Сотрудник 1

Сотрудник 2

Сотрудник 3

Сотрудник 4

Сотрудник 5

Мотивация достижения

3

2

3

3

3

Мотивация признания

3

2

4

3

4

Мотивация власти

4

2

2

4

4


 

На графике данные результаты можно представить следующим образом, рис 2.2.

 

Рис 2.2 Графическое отражение полученных данных

 

Можно отметить, что мотивация  власти преобладает в числе старших  менеджеров. Мотивация признания  также имеет для респондентов существенное значение.

Результаты исследования могут помочь менеджеру по работе с персоналом соответственно построить  работу с управляющим персоналом.

Для того чтобы картина была более яркой, подтверждая полученные результаты тестов, в рамках курсовой работы был проделан опрос и среди остальных сотрудников предприятия, который проводился анонимно. Всего в опросе принимали участие 50 работников из числа персонала ОАО «Интертех».

Тестирование сотрудников  проводилось по методике-тесту Д.Я. Райгородского «Оценка руководителя»2. Речь шла о тех же старших менеджерах, которые принимали участие в первом этапе исследования.

Цель данного  теста: выявить особенности мотивационной деятельности руководителя и влияние мотиваций на подчиненных.

Методика: тест проводится анонимно в спокойной обстановке. Участникам предлагается заполнить анкету, табл. 2.4

 

Таблица 2.4 Анкета теста Д.Я. Райгородского

Насколько вы удовлетворены/не удовлетворены деятельностью вашего руководителя по следующим направлениям:

Сотрудник 1

Сотрудник 2

Сотрудник 3

Сотрудник 4

Сотрудник 5

1.1 Управление, власть

         

1.2 Контроль, проверки

         

1.3 Коммуникабельность

         

 

1 балл - не удовлетворен;

2 балла – удовлетворен;

3 балла – очень  доволен.

Результаты были следующие, таблица 2.6 (Для расчета подсчитывались баллы респондентов и делились на количество участвующих в опросе сотрудников)

 

Таблица 2.5 Результаты опроса сотрудников из числа рабочего персонала

Насколько вы удовлетворены/не удовлетворены деятельностью вашего руководителя по следующим направлениям:

Сотрудник 1

Сотрудник 2

Сотрудник 3

Сотрудник 4

Сотрудник 5

1 Управление, власть

1,3

2,1

2,2

1,3

1,4

1 Контроль, проверки

2,2

2,1

1,3

2,4

1,1

1Коммуникабельность

2,1

1,4

2,9

2,5

3


 

Можно отметить, что в  целом результаты по каждому сотруднику получились следующие, таблица 2.6

 

 

Таблица 2.6 Результаты оценки старших менеджеров

Насколько вы удовлетворены/не удовлетворены деятельностью вашего руководителя по следующим направлениям:

Сотрудник 1

Сотрудник 2

Сотрудник 3

Сотрудник 4

Сотрудник 5

1 Управление, власть

Неуд

Уд

Уд

Неуд

Неуд

1.2 Контроль, проверки

Уд

Уд

Неуд

Уд

Неуд

1.3 Коммуникабельность

Уд

Неуд

Доволен

Уд

Доволен


 

Результаты исследования показали высокую степень мотивации  власти и мотивации признания  у старших менеджеров предприятия. Стоит также отметить, что это подтверждают и сотрудники, находящиеся в подчинении у исследуемых менеджеров.

Тесты позволили получить данные, что чрезмерное стремление менеджеров к власти и признанию оценивается сотрудниками как неудовлетворительное, деструктивное.

Благодаря тестовым методика, можно отметить, что на предприятии, в связи с тем, что менеджеры настроены на завоевание власти, часты случаи агрессии менеджеров. Предпосылкой деструктивной мотивации и стремлению к власти для исследуемых сотрудников из сферы руководства является фрустрация, то есть блокирование происходящих в настоящее время целенаправленных реакций. Пресечение одним сотрудником целенаправленного поведения другого может оказаться детонатором агрессии.

Деструктивная мотивация  у данных сотрудников объясняется склонностью реагировать на атаку контратакой, тут можно говорить о защитной реакции - эквивалентными действиями, когда сотрудник обороняется от возможного причинения вреда.

По словам руководителя предприятия у менеджеров среднего звена на предприятии существуют определенные конфликты в борьбе за власть. Именно поэтому большинство ответов респондентов из числа рабочего персонала оценивает деятельность менеджеров как неудовлетворительную или средним баллом.

К сожалению, стоит отметить, что иногда у некоторых сотрудников возникает желание произвести или сохранить благоприятное впечатление о себе. Такая мотивация может породить разные способы деструктивного реагирования.

Таким образом, можно  сделать вывод, тестовые методики, проводимые в рамках курсовой работы позволили отметить, что на рассматриваемом предприятии необходима работа с руководящими сотрудниками в целях коррекции мотивации власти и признания. Так как не такие мотивационные факторы помогут ОАО «Интертех» развиваться лучше, сохраняя при этом дружескую обстановку в коллективе.

 

 

3. Пути совершенствования использования тестов в системе управления предприятием

 

Анализируя теоретический  аспект, а также практический пример, можно сделать вывод, что логико-интуитивные методы, а в частности тестовые методики, играют существенную роль в исследовании персонала, управленческого актива и т.п.

Стоит заметить, что результатами исследования систем управления должно быть не только обоснованные направления  развития системы на перспективный  период, но и должны быть определены причинно-следственные связи, приоритеты и мероприятия по совершенствованию систем для конкретных условий функционирования. Это может быть достигнуто проведением диагностического анализа - диагностики систем управления. Здесь диагностику следует понимать как комплекс взаимосвязанных исследовательских работ аналитического характера, позволяющих установить влияние одних факторов на другие и их связи, с целью определения недостатков в системе управления и их последующей ликвидации.

Менеджерам, производящим исследование систем управления следует помнить, что тестовый анализ служит основой для выполнения детального (тематического) анализа. Он направлен на поиск количественно определенных резервов в системе управления. Детализация может осуществляться, например, методом декомпозиции систем на подсистемы, субподсистемы и элементы. При этом, чем более детальным окажется такое расчленение на простые части, тем глубже можно будет изучить исследуемые явления и получить более эффективные результаты.

При исследовании системы  управления немаловажное значение может  играть также проведение глобального  анализа, охватывающего различные  иерархические уровни управления и  соответственно различного уровни системы. При проведении такого анализа изучению подвергаются взаимосвязи и взаимодействие различных систем организаций, осуществляющих единый производственный процесс.

При использовании тестовых методик следует помнить, что  распознавание и формулирование проблем занимает центральное место  в методологии исследования. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений.

Часто путают проблему с  задачей. Они отличаются тем, что  задача предполагает знание алгоритма  ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных. Проблема - это противоречие, которое не всегда тождественно задаче. Оно несет в себе в той или иной степени элементы новых, неизвестных ранее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий, решение задачи в основном требует знаний.

В зависимости от возникающих  на предприятии проблем следует  с особенной тщательностью отнестись  к выбору методик проведения тестов.

Процесс тестирования должен быть разделен на три этапа:

1) выбор теста (определяется  целью тестирования и степенью  достоверности и надежности теста);

2) его проведение (определяется  инструкцией к тесту);

3) интерпретация результатов  (определяется системой теоретических  допущений относительно предмета  тестирования). На всех трех этапах необходимо участие квалифицированного психолога или менеджера по персоналу.

Говоря о рассматриваемом  предприятии стоит заметить, что  определенная в ходе исследования с помощью тестовых методик высокая мотивация власти, лидерства, признания у старших менеджеров представляет собой выход работников за пределы статусно-ролевых предписаний, норм и дисциплинарных рамок, приводящих к нарушению равновесного состояния, снижению эффективности функционирования и развития любой социальной системы: общества, организации, человека, возникающих из-за дисбаланса в институциональной среде.

Поэтому, на предприятии ОАО «Интертех» должны быть определенные методы поддержания организационной культуры, которые должны сводиться не только к найму нужных и увольнению ненужных людей.

В современной  практике совершенствование систем мотивации и приводит к повышению  производительности в не меньшей  степени, чем технологическое перевооружение. Более того, известны многочисленные примеры, когда конкурентные преимущества достигались не за счет передовой техники и технологий, а именно на основе адекватной мотивационной и стимулирующей системы сотрудников предприятия.

Можно отметить, что на большинстве современных предприятий  критерии оценки эффективности деятельности персонала меняются в соответствии с изменением характера их труда. Если раньше от них требовался лишь высокий уровень знаний, то теперь все большее значение придается их человеческим качествам, таким, как коммуникабельность и умение работать в составе команды профессионалов.

Тестовые методики, использующиеся на современных предприятиях помогут  обоснованно:

  • отобрать кандидатов при приеме на работу;
  • определить соответствия работников требованиям рабочего места, должности;
  • оценить эффективность труда работников для установления уровня оплаты и форм стимулирования;
  • сформировать список сотрудников для формирования кадрового резерва и планирования профессионального продвижения, карьеры;
  • выявить лидерские и профессиональные качества при подборе людей на ключевые позиции на предприятие;
  • подойти к повышению квалификации персонала и индивидуально разработать систему внутрифирменного обучения3.

Исследуя с  помощью тестов систему управления предприятием у старших менеджеров, понимая мотивы, которые побуждают  сотрудников к активности, можно влиять на его поведение и деятельность. Руководители, которые умеют активизировать других, достигают значительных успехов. Поэтому еще раз подтверждается актуальность и эффективность использования тестов в исследовании системы управления предприятием.

 

 

Заключение

 

В заключение курсовой работы следует сделать выводы.

Система управления — это совокупность взаимосвязанных элементов, способ реализации технологии управления, предполагающий воздействие на объект с целью изменения его состояния и процессных характеристик. Система управления включает следующие основные элементы:

Информация о работе Логико-интуитивные методы исследования систем управления. Метод тестирования