Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 15:33, курсовая работа
Менеджер – это субъект управления, действующий в некой организации. Решения менеджера подобно решениям государственных деятелей могут влиять на судьбы миллионов людей, государств, целых регионов. Важен и малый бизнес (95% всех фирм) – полигон технического прогресса, занятости населения. Сейчас этот бизнес актуален для современной России. Организовать бизнес – это значит выжить, устоять и вырасти.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МГРИ-РГГРУ
ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫХ
ОСНОВ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МСК
Л.П.РЫЖОВА
МЕНЕДЖМЕНТ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ЧАСТЬ 1
Москва 2012
ВВЕДЕНИЕ
Менеджер – это субъект управления, действующий в некой организации. Решения менеджера подобно решениям государственных деятелей могут влиять на судьбы миллионов людей, государств, целых регионов. Важен и малый бизнес (95% всех фирм) – полигон технического прогресса, занятости населения. Сейчас этот бизнес актуален для современной России. Организовать бизнес – это значит выжить, устоять и вырасти.
Бизнес – это деятельность направленная на получение прибыли путем создания и реализации продукции или услуг.
Бизнесмен – это тот, кто делает деньги, владелец капитала, который находится в обороте и приносит доход. Это – деловой человек, собственник, не занимающий никакой постоянной должности, но являющийся владельцем акций, членом правления.
Менеджер занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди.
Частный случай бизнеса – это предпринимательство (связь личности с риском).
Система образования по бизнесу и менеджменту
В США и западных странах существует 3-хорошо ступенчатое образование.
I ступень: после средней школы – 4 года в университете Þстепень бакалавра;
– 2 года – «младший коледж».
II ступень: магистерская программа:
в возрасте 25-30 лет, имеющие кроме степени бакалавра, стаж работы не менее 2 лет. Степень магистра – не ученая, а профессиональная.
III ступень: обучение бизнесу и управлению являются программными Þ
доктор философии – обучение 3-4 года с обязательной зашитой диссертации и с присвоением степени доктора философии .
менеджмент – научная концепция управления
менеджмент – это научная
концепция управления, совершенная
система практического
Концепция менеджмента – это комплекс ключевых положений, раскрывающих содержание понятия, объясняющих все явления, структур науки и особенно, практику менеджмента. [рис. 1]
Она включает в себя множество разнообразных ключевых проблем, использует аппарат научного анализа и требует научного обобщения и объяснения.
А – статистический аспект менеджмента – это система менеджмента;
В – динамический аспект менеджмента – это процесс менеджмента.
Механизм управления –
это совокупность средств воздействия,
отражающих динамическое устройство системы
управления, а именно, способность
функционировать
Процессы – это все то, что направляет деятельность менеджмента.
Субъект – это источник деловой активности, это менеджер, который направляет свои усилия на согласование процессов, починяя их поставленным задачам.
А – социальные характеристики менеджмента – это социальные воздействия всех факторов на управление; это – психология, культура, этика менеджмента;
В – экономическое управление – это маркетинг; это разнообразие менеджмента (таможня), факторы прибыли;
С – особенности организации менеджмента – это факторы, определяющие эти особенности; виды организаций, виды структур, критерии выбора, функциональные особенности (полномочие, ответственность и т. д.).
А – подготовка персонала – это структура, условия работы;
В – информационное обеспечение в процессе управления – это техника управления технологией менеджмента и т. д.
А – менеджмент не возможен без глубоких знаний в экономике, в социологии управления, диагностике, психологии и т. д.;
В – это способности организованности менеджмента, интуиция.
А – управление, которое опирается на организационно оформленные требования (регламент, нормативы, стандарты);
В – опирается на личностные отношения (симпатии, антипатии, индивидуальные качества).
Рис 1. Ключевые проблемы концепции менеджмента (1-8)
Менеджмент существует в развитии, ибо в развитии находится производство, экономика, технологии.
Развитие – это приобретение нового качества, дающее возможность эффективно управлять при изменении условий.
Принципы эффективного менеджмента.
Развитие управления.
Развитие управления: движение ресурсов. [Рис. 2]
Девиз: «Нельзя достичь чего-то, не имея ничего!».
Ресурсы управления: состав, движение.
Ресурсные характеристики управления |
Факторы движения ресурсов | |
Наличие ресурсов
|
Люди |
Время
Размещение |
Материальные ресурсы | ||
Информационные ресурсы | ||
Финансово-экономические ресурсы | ||
Распределение ресурсов |
Соотношение ресурсов | |
Цели (проекты) | ||
Приоритеты при распределении | ||
Функции | ||
Использование ресурсов |
Нормативы (ограничения) | |
Функции | ||
Стимулы | ||
Приоритеты | ||
Положение ресурсов |
Цели | |
Структура | ||
Объем | ||
Возможности |
Рис. 2 . Факторы движения ресурсов
У
Человеческие ресурсы |
Материальные ресурсы |
Информационные ресурсы |
Финансовые ресурсы |
Размещение
производства
Время, управление Х
Рис. 3. Типология процесса управления
Значение различных типов процессов управления необходимо для обоснованного и эффективного выбора определенных технологических схем разработки, управленческих решений.
Типология – это инструмент, анализа, выбора, поиска и оценки.
Варианты внутреннего и поэтапного распределения операции в процессе производства и организации могут быть разными.
Все эти операции можно типолизировать и на этой основе простроить типологию процесса управления. [Рис. 3]
Формула эффективного практического менеджмента (ЭПМ):
ЭПМ = научное значение + рецепты поведения + осознания собственного опыта + + практические навыки + искусство управления = анализ, диагностика, проектирование.
Анализ – методологический прием разложения целого на части, позволяет определить содержание и свойства объекта.
Диагностика – это прием и определение признаков и причин деформации объекта от нормы, тенденций, замыслов и целей и т. д.
Проектирование – это разработка новой модели.
Анализ состоит:
Диагностика состоит:
Проектирование состоит:
Развитие теории практики менеджмента
1688 г. француз Вибан: «Измерение времен работ для установления сдельной оплаты труда».
1700 год, француз Аммонтонэ: «Труд о замерах скорости движения работников и лошадей…».
18-й век – Англия, Аркрайт: «Фабричный кодекс» - система штрафов.
1-20 вв. «Новые теории» организации и управления.
Ф. Тейлор:
а) интенсификация труда
б) дифференцированная оплата труда и т. д.
У. Гант: «Система оплаты труда».
Ф. Гильберт: «Графические исследования трудовых процессов для условий массового производства».
Г.Форд: л и широко применил непрерывно-поточную систему, основанную на конвейерном производстве.
Француз Файоль обосновал принципы управления производством, методы сочетания линейного и штабного руководства.
20-е годы, Россия: Богданов «Всеобщая организация науки».
30-е годы, США: Л. Берталанфи, под редакцией «Общая теория управления».
1968 год, Россия: А. Берт
«Сборник организации и
С начала 70-хорошо и до наших дней: работы Афанасьева, Туровца и т. д.
Англия: Альберт, Мескон «Основы менеджмента».
Все эти теории и школы академик Д. Гвишиани подразделил на пять групп:
Взаимосвязь организации (о), управления (у), планирования (п), технологии (т) производства.
Схема организации основных закономерностей, форм и способов организации и управления производством