Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 14:51, дипломная работа
Цель исследования – совершенствование процесса управления на предприятии в современных рыночных условиях.
В процессе достижения цели решались следующие задачи исследования:
1.Изучить теоретические основы управления ресторанным бизнесом.
2.Проанализировать состояние рынка предприятий общественного питания в городе Омске.
3. Охарактеризовать процесс управления в ООО Ресторан «Старый Омск».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕСТОРАННЫМ БИЗНЕСОМ …………………………………………....………………….……5
1.1. Понятие ресторанного бизнеса……...............................................….5
1.2. Функции ресторана………………………………………..……........11
1.3. Исторические аспекты создания ресторанов……………….………16
1.4. Нормативные документы регламентирующие деятельность предприятия общественного питания в Российской Федерации……………20
1.5. Алгоритм открытия и создания предприятия общественного питания в Российской Федерации……………………………………………………….21
1.6. Сертификация услуг общественного питания………………………24
1.7. Обеспечение условий безопасности услуг на предприятиях общественного питания…………………………………………………………27
Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В ГОРОДЕ ОМСКЕ……………………….31
Глава 3. МЕНЕДЖМЕНТ В ООО РЕСТОРАН «СТАРЫЙ ОМСК»…….…...35
3.1. Общая характеристика предприятия…………………………………35
3.2. Организационная структура управления……………………………..37
3.3. Должностные обязанности работников ресторана «Старый Омск»..38
3.4. Анализ результатов опроса посетителей ресторана «Старый Омск»……………………………………………………………………………..47
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………...50
Вместе с тем общественным питанием для бедноты в дореволюционной России занимались харчевни в Обжорном ряду, трактиры 3-го разряда, чайные, например, торговки на Хитром рынке Москвы с горячими щами, рубцами.
Бурное развитие общественного питания начинается в конце 20-х годов ХХ века. По инициативе членов Российского Правительства Бадаева, Ногина, Микояна, Горбунова осуществляется строительство крупных фабрик – кухонь. Первая фабрика – кухня была открыта в 1929 году в Краснопресненском районе. В 1932 г. в Москве отпускалось 1,6 млн. обедов в сутки, т.е. половина 3-х миллионного населения города обеспечивалось ими.
В 90-х годах ХХ века начинается новый этап в развитии торговли. К тому периоду темпы роста денежных доходов резко опередили темпы роста товарооборота, что создало напряженность в удовлетворении покупательского спроса. В 1991-1992 годах имел место небывалый для последних десятилетий дефицит почти на все товары.
Тем не менее, именно это сложное и противоречивое время совпало с приходом в Россию международных ресторанов фаст - фуд. 31 января 1990 г. в центре Москвы на Пушкинской площади открылся первый в России ресторан сети « Макдональдс» (на месте бывшего популярного кафе «Лира»), рассчитанный на 700 посадочных мест, он и до сих пор считается крупнейшим в мире. В тот день у американского фаст – фуда выстроилась громадная очередь, которая стала достойной попасть в книгу рекордов Гиннеса: за один день сотрудники ресторана обслужили более 30 тыс. человек.
Страна перешла на формирование новых рыночных отношений. В России за два года была проведена приватизация предприятий торговли. Шел быстрый рост предприятий малого бизнеса.
С появлением в России
высококлассных отелей, входящих в
международные гостиничные сети
1.4.Нормативные документы,
регламентирующие деятельность
предприятия общественного
Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность предприятия общественного питания, являются:
-Федеральный закон « О защите прав потребителей» (с изменениями и дополнениями от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ);
-Правила оказания
услуг общественного питания
(утверждены Постановлением
-Правила пожарной безопасности РФ» от 1993 г.;
-Методические указания
по осуществлению санитарного
надзора за устройством и
-ГОСТ Р 50762-95 «Общественное
питание. Классификация
-ГОСТ Р 50763-95 «Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению»;
-ГОСТ Р 50764-95 «Услуги общественного питания. Общие требования»;
-ГОСТ 28-1-95 «Общественное
питание. Требования к
-ГОСТ Р 50935-96 «Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу»;
-Общероссийский классификатор услуг населению ОКУН ОК 002-93 (введен в действие с 1 января 1994 г.);
-Правила продажи алкогольной
продукции (утверждены
-СНиП 02.08.01 89 «Жилые здания» 1 5777-91.
1.5.Алгоритм открытия
и создания предприятия
Последовательность согласования при открытии и создании предприятия общественного питания в РФ следующая:
1.Оформление имущественных
прав на нежилое помещение
(право собственности, аренды, субаренды
и т.д.) и земельный участок
и регистрация их в
2.Проектирование новых и реконструкция действующих предприятий общественного питания производится в соответствии с требованиями.
Соблюдение указанных норм обеспечивает:
-качество построек, гарантирующее
для ресторатора безопасность, удобство
и комфорт, надежность и долгов
-соблюдение общественно
– социальных и
3.Приемка предприятий
общественного питания
4.Регистрация юридического
лица в установленном порядке
в организационно - правовой форме,
предусмотренной действующим
-заявление о регистрации;
-решение о создании фирмы;
-учредительные документы
(подлинники и нотариально
-выписка из реестра иностранных юридических лиц (если среди учредителей есть иностранные компании);
-квитанция об уплате
5.Оформление паспорта на
6.Регистрация контрольно - кассовых
машин в государственной
7.Получение лицензии на
8.Получение санитарно
9.Оформление санитарного
10.Оформление личных
11.Заключение договора
со специализированной
12.Сертификация предприятия
13. Работу и предоставление услуг
предприятия общественного
Для оснащения будущего предприятия оборудованием и мебелью необходимо изучить различные предложения фирм – поставщиков, которые берут на себя оформление сертификатов и обеспечивают гарантийное обслуживание. При этом следует учесть, что на поставку оборудования требуется 1,5 – 2 месяца, расчеты с фирмами – поставщиками осуществляют путем 50 – 100% предоплаты.
Вывеска должна быть установлена заблаговременно, чтобы привлечь внимание к новому предприятию. Ее дизайн, размеры должны соответствовать архитектурному облику здания. Контроль за этим осуществляет АТИ (Административно – техническая инспекция), которая выдает разрешение на ее установку.
Кадровая политика ресторана направлена на подбор профессиональных менеджеров, которые подключаются к работе за 2 – 3 месяца до открытия. Работа менеджеров осуществляется в следующих направлениях: проверка работы технологического, торгового и холодильного оборудования, наличие компьютерного обеспечения и программ контроля и учета, подбор и обучение персонала, работа с поставщиками, организация производства, работы зала и бара .
Ресторатор берет на себя организацию складского хозяйства и обеспечение безопасности предприятия. За три недели до открытия ресторана проводится тренинг с персоналом.
1.6.Сертификация услуг общественного питания
При обязательной и добровольной сертификации услуг в общественном питании следует руководствоваться Правилами сертификации работ и услуг в Российской Федерации, утвержденными постановлением Госстандарта РФ от 6 августа 1997 г. № 17 .
При обязательной сертификации
подтверждают соответствие работ и
услуг обязательным требованиям, в
том числе требованиям
При добровольной сертификации подтверждают работы и услуги, не подлежащие обязательной сертификации.
Сертификация работ и услуг – деятельность по подтверждению соответствия их требованиям законодательных актов Российской Федерации, государственных стандартов, санитарных прав и норм, строительных норм и прав и других документов, которые в соответствии с законами Российской Федерации устанавливают обязательные требования к работам и услугам.
Цель сертификации – подтверждение третьей, независимой стороной (органом по сертификации) услуг общественного питания требованиям нормативных документов. Учитывая, что уровень сервиса определяется по ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий» классом (люкс, высший, первый), а класс ресторана или бара определяет сам ресторатор, задача органа по сертификации подтвердить или опровергнуть правильность оценки.
При проведении сертификации проверяют показатели услуг, условия работы производства, обслуживания, проводится идентификация услуг. Дается письменное подтверждение о соответствии предприятия заявленному типу, классу и всем нормативно – техническим документам.
Основные требования при сертификации услуг общественного питания – обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей, защита их прав от недобросовестности исполнения услуг, содействие повышению их конкурентоспособности, а также защита окружающей среды.
Сертификат соответствия – документ, гарантирующий, что продукция, процесс или услуга соответствует требованиям нормативно – технической документации. Для получения сертификата ресторатор должен подать заявление – декларацию о безопасности услуг общественного питания, предоставить заключения органов санэпиднадзора и пожарной инструкции, а также положительные результаты испытаний его продукции, которые проводятся в аккредитованных испытательных лабораториях. Подтверждается уровень образования и качества профессиональной подготовки персонала.
Выдача сертификата соответствия производится органом по сертификации на основании акта сертификационных проверок процесса оказания услуг, протокола испытаний – контроля качества кулинарной продукции. При наличии нескольких филиалов сертификации подлежат услуги, оказываемые в каждом из них.
В дальнейшем в течение всего периода действия сертификата (он выдается не более чем на два года) на предприятии проводится инспекционный контроль. Цель его – установить, что услуги, оказываемые предприятием, соответствуют требованиям, подтвержденным при сертификации. Оценка качества кулинарной продукции производится аккредитованной испытательной лабораторией. Инспекционный контроль проводится по инициативе Органа по сертификации без предварительного оповещения о нем заявителя. В тех случаях, когда предприятие – заявитель внесло изменения в нормативную документацию или провело переоснащение, оно обязано заблаговременно известить Органы по сертификации о необходимости проведения инспекционного контроля, который должен быть проведен в обязательном порядке. Инспекционный контроль должен осуществляться не реже 1 раза в шесть месяцев, результаты его оформляются актом. Внеплановый инспекционный контроль проводится при поступлении официальных сообщений государственных органов контроля (Госсанэпиднадзора, Госстандарта РФ, Госторгинспекции и др.), независимых организаций (Общество защиты прав потребителей и др.) о неудовлетворенных результатах проверок сертификационных услуг, жалоб потребителей на качество услуг . Решение о сохранении действий сертификата или его аннулировании принимается на основе акта инспекционного контроля. Если выявленные органом по сертификации недостатки могут быть устранены в установленный срок – до трех месяцев, то действие сертификата приостанавливается. Сертификат соответствия аннулируется в тех случаях, когда недостатки невозможно устранить в установленный срок или мероприятия, рекомендованные по устранению недостатков, не выполнены в тот же срок или не дали результатов.
Предприятие, сертифицировавшее услуги общественного питания, получает право использовать знак соответствия при маркировки тары, упаковки, квитанций, ярлыков, абонементов, а также в рекламных проспектах, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках, при демонстрации продукции на выставках, ярмарках. Решение об использовании знака соответствия, которое должно иметь графическое изображение, принимает предприниматель.