Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 13:21, курсовая работа
Цель исследования – изучить методолгия исследования гражданско-патриотического воспитания подростков (на примере деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан).
Задачи исследования –
1. Уточнить содержание понятия «социально-культурных условий гражданско-патриотического воспитания»;
2. Изучить теоретико-методологические исследования гражданско-патриотического воспитания подростков;
Введение……………………………….…………………………….……...….………….…...3
Глава I. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания у подростков……………………………….…...…...6
1.1. Содержание понятия «социально-культурных условий гражданско-патриотического воспитания»……………………………………………………….……6
1.2. Теоретико-методологические исследования гражданско-патриотического воспитания подростков………………………………………………………………………….14
Глава II. Анализ методологии Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан по гражданско-патриотическому воспитанию подростков………………………………….…….21
2.1. Формы, методы гражданско-патриотического воспитания подростков Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры»………………………….………………………………………………..21
2.2. Характеристика методологии Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» по гражданско-патриотическому воспитанию подростков…………………………………………………………………………………….27
Заключение………………………..……………………………………….……..…..……...57 Список использованной литературы ………….……………..………..…………...61
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
(УГУЭС)
Кафедра «Национальные культуры»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Методология и методика научного исследования »
«Методология исследования
гражданско-потриотического воспитания
подростков (на примере деятельности Муниципального
бюджетного учреждения культуры «Бурзянский
районный дворец культуры» ) муниципального района Бурзянский
район Республики Башкортостан).
студентка гр. БКЗК-3
специальность: социально-культурная деятельность
Научный руководитель: Вильданов Х.С.
к.ф.н., доцент, заслуженный работник культуры РБ
УФА – 2015
Содержание
Введение……………………………….………………………
Глава I. Теоретико-методологические
основы гражданско-патриотического воспитания
у подростков……………………………….…...…..
1.1. Содержание понятия
«социально-культурных условий гражданско-патриотического
воспитания»…………………………………………………
1.2. Теоретико-методологические
исследования гражданско-патриотического
воспитания подростков……………………………………………………
Глава II. Анализ методологии
Муниципального бюджетного учреждения
культуры «Бурзянский районный дворец
культуры» муниципального района Бурзянский
район Республики Башкортостан по гражданско-патриотическому
воспитанию подростков………………………………….…….21
2.1. Формы, методы гражданско-патриотического
воспитания подростков Муниципального бюджетного
учреждения культуры «Бурзянский районный
дворец культуры»………………………….…………………………
2.2. Характеристика
методологии Муниципального бюджетного
учреждения культуры «Бурзянский районный
дворец культуры» по гражданско-патриотическому
воспитанию подростков……………………………………………………
Заключение………………………..………………………
Введение
Актуальность выбранной темы - изменения, которые происходят в обществе, обостряют все социальные проблемы: политические, экономические, религиозные, военные и др. Нестабильная экономическая и социальная обстановка приводит к сильному расслоению общества, большим миграционным процессам, обострению национальных противоречий, возникновению разного рода националистических подростковых объединений, а это требует от всех институтов воспитания усиления внимания к формированию у подростков гордости за свою страну, ее историю, культуру, уважительного отношения к другим народам, их прошлому и настоящему. Кроме того, потребности России в обеспечении обороноспособности страны объективно требуют неустанной заботы об укреплении Вооруженных Сил, поддержанию их высокой готовности к выполнению задач по защите Отечества и его национальных интересов. Проблема патриотического воспитания подростков становится ныне важнейшей государственной проблемой, и решать ее сегодня на разных уровнях пытаются все. Падение духовно-нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части граждан и, особенно у подростков - характерные и тревожные особенности современной ситуации в государстве. Это обусловило необходимость выполнения социального заказа по обновлению содержания образования для разрешения столь серьезной проблемы.
Степень научной разработанности проблемы - в настоящее время имеется достаточное количество исследований гражданско-патриотического воспитания как историко-педагогической направленности, так и по отдельным его составляющим. Так, обобщен опыт России по гражданско-патриотическому воспитанию подростков за XVIII-XX столетия (Г.А. Самарец); исследованы: теория и система патриотического воспитания (Е.Г. Андрющенко, А.В. Барабанщиков, О.А Бельков, Л.А. Бублик, Ю.С. Васютин, Б.Н. Ковалев, И.А Липский, В.В. Рыбников, Г.В. Средин, Г.П. Якимов); взаимосвязь патриотического и интернационального воспитания (А.Г. Андреев, М.А Терентий, В.В. Рыбников, А.Н. Размазнин, М.С. Джунсов и др.). В последнее время активно исследуются проблемы сущности патриотизма и путей его формирования в Вооруженных силах (В.М. Азаров, Ю.В. Зенков, В.И. Лутовинов, В. Уткин и др.); воспитание военнослужащих на культурных традициях, средствами искусства, музейной деятельности (Е.Н. Корчагин, В.П. Масягин, В.А Пекшин и др.).[56.с.90]
Объект исследования - гражданско-патриотическое воспитание подростков.
Предмет исследования
- методологии Муниципального бюджетного
учреждения культуры «Бурзянский районный
дворец культуры» муниципального района
Бурзянский район Республики Башкортостан).
Задачи исследования –
1. Уточнить содержание понятия
«социально-культурных условий гражданско-патриотического
воспитания»;
2. Изучить теоретико-методологические
исследования гражданско-патриотического
воспитания подростков;
3. Подобрать комплекс форм, методов
гражданско-патриотического воспитания
подростков Муниципального бюджетного
учреждения культуры «Бурзянский районный
дворец культуры»;
4. Охарактеризовать методологии Муниципального бюджетного учреждения культуры «Бурзянский районный дворец культуры» по гражданско-патриотическому воспитанию подростков;
Практическая значимость – результаты исследования полезны и интересны специалистам учреждений культуры, педагогам, работающим в сфере дополнительного образования, специалистам в образовательном учреждении, социальным педагогам, специалистам детских развивающих центров.
Структура выпускной квалификационной работы – Курсовая работа состоит из введения, из двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава I. Теоретико-методологические основы гражданского и патриотического воспитания у подростков
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу - формирование гражданственности: предоставление каждому подростку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства.
Воспитание подростков в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, изменения содержания социокультурной жизни подрастающего поколения, принципов и форм функционирования образовательных учреждений, а также средств массовой информации, детских и подростковых организаций, учреждений. Все это предопределило значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогической общественности, но и в целом российского социума.
Известно, что патриотическое воспитание как многостороннее явление включает в себя следующие составляющие: военно-патриотическое воспитание; героико-патриотическое воспитание; национально-патриотическое воспитание; гражданское воспитание; гражданско-патриотическое воспитание [1. с.90]
Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии подростка. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.
Все это мы можем увидеть в Конституции Российской Федерации, в которой написано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы стремясь обеспечить благополучие и процветание России исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества…» [16. с.90]
Патриотизм и гражданственность выражается в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения человека и проявляется в его поступках и деятельности. Вместе с тем патриотизм и гражданственность проявляется и в коллективных чувствах по отношению к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан на основе индивидуальной свободы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения, каждого человека. Патриотическое воспитание должно способствовать национальному возрождению России как великой державы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения. Таким образом, патриотизм выступает как элемент гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества. Патриотизм по своей сути и смыслу – нравственная основа жизнеспособности общества.
Движение российского общества к социально-справедливому, демократическому, цивилизованному государству невозможно без человека гражданской культуры. Сегодня уже недостаточно быть просто нравственным человеком, квалифицированным специалистом. Главной фигурой в динамично меняющемся мире становится человек с системным глобальным мышлением, основами научного мировоззрения, национального самосознания.
Гражданское воспитание – это часть воспитания в целом, одно из его основных направлений. Его сущность и содержание сформулированы в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. На личностном уровне гражданственность выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Национально-патриотическое воспитание формирует чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждает чувства гордости за свой народ.
За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующий не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Значение патриотизма для общества заключается в следующем: Патриотизм – одна из наиболее значимых, непереходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в её активно – деятельностной самореализации на благо Отечества.
Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику.
Патриотизм – особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.
Исходя из представленных определений, патриот - это человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
Информация о работе Методология исследования гражданско-потриотического воспитания подростков